дело № 2-4212/11 по заявлению Государственной жилищной инспекции о признании незаконным представления прокуратуры Магаданской области



Дело № 2-4212/11                                                                                                  

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

23 сентября 2011 года                                                                            г. Магадан

В составе:

председательствующего судьи                                    Адаркина И.А.

при секретаре                                        Исмаиловой Н.Б.,

с участием представителей заявителя начальника Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области Гундорина В.Е., Волобуевой Л.Е. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),

представителя прокуратуры Магаданской области Варвариной В.М. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2011 г. в Магаданском городском суде г. Магадане гражданское дело № 2-4212/11 по заявлению Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области о признании незаконным представления прокуратуры Магаданской области № 7-2/11 от 20.07.2011 г.

У С Т А Н О В И Л :

Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области (далее - Инспекция) обратилась в Магаданский городской суд с заявлением о признании незаконным представления прокуратуры Магаданской области об устранении нарушений жилищного законодательства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Магаданской области вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства <данные изъяты> за , в котором последнему предложено устранить нарушения, допущенные начальником Государственной жилищной инспекции требований статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации и части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Основанием для вынесения представления послужили результаты рассмотрения Инспекцией представления прокурора Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было предложено устранить нарушения обязательных требований жилищного законодательства, предусмотренных частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в бездействии Инспекции по рассмотрению обращений граждан, связанных с сохранностью и использованием жилищного фонда.

Причиной допущенных нарушений, по мнению прокурора, стало несоблюдение Инспекцией требований правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2011 года № 170 (МДК 2-03.2003), и непринятие мер по обеспечению сохранности жилищного фонда, защите нарушенных прав и законных интересов граждан. Однако признаки нарушения жилищного законодательства установлены в отсутствие предусмотренных законом оснований.

Порядок рассмотрения обращений граждан установлен Федеральным законом от 02 мая 2009 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», но прокурор права и обязанности инспекции в соответствии с данным Законом не установил и сделал вывод о её бездействии в отсутствие достаточных данных об основаниях объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения оснований обеспечения сохранности жилищного фонда, определяющих состав правонарушения, и являющихся основанием для принятия мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Сведений о том, в чём выразилось нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина, представление не содержит.

При рассмотрении обращений граждан в целях обеспечения обязательных требований закона к всесторонности, в состав обязательных оснований, подлежащих выяснению в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан, включается действия самого заявителя, определение объёма его обязательств, предусмотренных законом и договором. При этом даже в случае, если гражданин-заявитель не является собственником, а пользуется общим имуществом на иных основаниях (договор найма) орган государственного контроля не освобождается от оценки действий собственника помещений в многоквартирном доме. Организация такой оценки органом государственного контроля (надзора) невозможна без согласования собственником помещения и привлекаемым им исполнителем точного времени и даты проверки качества услуг, приглашения представителя инспекции, установлены в пункте 68 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.

Выводы о нарушении инспекцией требований к сохранности жилищного фонда на основании полученных данных о бездействии по оценке деятельности управляющей организации в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации доказательств, содержащих информацию о действии (бездействии) собственников помещений по соблюдению установленных Правительством Российской Федерации требований правил содержания общего имуществ в многоквартирном доме, связанных с заключением и исполнением договора управления, установлением фактов нарушения качества услуг, не состоятельны и не обоснованны.

При рассмотрении заявлений граждан Инспекция предоставила потребителям информацию о предоставляемых государственных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора для организации защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов путём организации осмотра и составления соответствующего акта по его результатам.

В представлении содержатся ошибочные выводы прокуратуры о том, что инспекция не является участником жилищных отношений - согласно части 2 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования

Поступившие заявления граждан хотя и содержали заявления о фактах нарушения сохранности жилищного фонда, но не содержали необходимых сведений для их всестороннего и объективного рассмотрения, не были подтверждены результатами обязательной оценки в форме эксплуатационного контроля, предусмотренных законом, что указывает на нарушение заявителями установленного законом порядка обеспечения сохранности жилищного фонда.

Выводы прокурора о бездействии инспекции не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку Инспекция рассмотрела обращения граждан, не установила нарушений прав, свобода и законных интересов граждан, а также направила ответ по существу поставленных вопросов; приняла предусмотренные законом меры по предоставлению гражданину необходимой и достоверной информации о порядке оказания государственных услуг, связанных с порядком выявления фактов нарушения жилищных прав и законных интересов граждан, обеспечивающие возможность правильного выбора для их защиты.

Прокурор, обосновывая вынесенное в адрес <данные изъяты> представление , об устранений жилищного законодательства установил что государственная жилищная инспекция администрация Магаданской области, не является участником жилищных отношений; необязательно представление гражданином-заявителем информации об основаниях возникновения жилищных прав, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и договором, при обращении в государственную жилищную инспекцию в целях проверки деятельности управляющей организации; не является мерой государственного контроля (надзора), направленной на обеспечение защиты жилищных прав, свобод и законных интересов граждан, действия государственной жилищной инспекции по предоставлению информации о порядке обслуживания жилищного фонда, в том числе о порядке установления фактов нарушения качества услуг, выявления фактов несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

Таким образом, представление возлагает на должностное лицо обязанность по принятию мер государственного контроля (надзора) которые в каждом конкретном случае определяет не уполномоченный орган исполнительной власти, а прокуратура Магаданской области, что противоречит основополагающему принципу деятельности, а именно самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. Следовательно, как полагает заявитель, представление прокуратуры Магаданской области затрагивает права должностного лица Инспекции, влечет для него последствия, создает препятствия для осуществления им своей деятельности.

Считают, что прокуратурой Магаданской области установлены организационно технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей, противоречащие федеральному законодательству, что нарушает право должностных лиц инспекции на обеспечение надлежащих организационно-технических условий. При этом прокуратура Магаданской области, не имея достаточных сведений о вине государственного служащего, распространила о нём сведения, как нарушителе жилищного законодательства, чем нарушила его право на защиту сведений о нём.

Полагают, что представление прокуратуры Магаданской области нарушает сбалансированность единства государственной власти и самостоятельность Инспекции в осуществлении её деятельности, так как устанавливают обстоятельства, не основанные на законодательстве и вступающие в противоречие с действующими нормативными правовыми актами в сфере жилищного законодательства, законодательства о государственной гражданской службе, что в свою очередь в данном случае позволяет прокуратуре субъекта РФ необоснованно вмешиваться в процесс государственного контроля (надзора).

Просили признать представление прокуратуры Магаданской области об устранении нарушений жилищного законодательства <данные изъяты> за от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

В судебном заседании представители Инспекции заявленные требования поддержали в полном объеме, привели доводы, изложенные в заявлении.

Представитель прокуратуры Магаданской области заявленные требования не признала в полном объеме, пояснила, что действия прокурора области по внесению представления <данные изъяты> по факту ненадлежащего исполнения Инспекцией функций и задач, для решения которых она создана, основаны на нормах Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В представлении приведены конкретные факты ненадлежащего рассмотрения обращений граждан в Инспекцию, обстоятельства обращений, а также меры, которые необходимо принять по фактам очевидных нарушений прав граждан.

По результатам служебной проверки и обсуждения ее результатов на заседании от ДД.ММ.ГГГГ доводы, изложенные в оспариваемом представлении прокурора области, признаны обоснованными. Распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ -рк начальник Инспекции <данные изъяты>.

<данные изъяты> поручено в месячный срок рассмотреть обращения граждан, принять соответствующие меры, о результатах сообщить в письменной форме в прокуратуру области. До настоящего времени письменная информация о принятых мерах, направленных на устранение нарушений прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества, начальником Инспекции в прокуратуру области не представлена.

Обращение Инспекции в суд с заявлением о признании незаконным представления прокурора области, внесенного <данные изъяты>, свидетельствует, по существу, о несогласии с действиями администрации Магаданской области, поручившей своему подотчетному и подконтрольному органу исполнить функции, для которых он создан.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Данное положение согласуется со ст. 245 ГПК, предусматривающая, что вышеуказанная категория дел подлежит рассмотрению в суде. Содержание ст. 255 ГПК РФ не дает оснований считать, что должностные лица органов прокуратуры действующим законодательством исключены из числа лиц, действия которых могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.

Конституционным Судом РФ в определении от 24 марта 2005 г. N 110-О изложена позиция, согласно которой законность и обоснованность представления прокурора могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

Статья 246 ГПК РФ предусматривает, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей по общим правилам искового производства с особенностями, установленными этой главой, главами 24 - 26 Кодекса и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, в т.ч., исполнительными органами субъектов Российской Федерации, их должностными лицами; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина исполнительными органами субъектов РФ и их должностными лицами.

В силу ст.ст. 22, 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в статье 1 Закона, вносит представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения

При осуществлении возложенных на него функций прокурор согласно ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» принимает меры по пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой области в Инспекции, выявлены факты ненадлежащего контроля за соответствием жилых помещений, качеством объемом и порядком предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства, чем не обеспечена защита прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества и нормативов потребления.

По результатам проверки с целью устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем прокурора области внесено представление <данные изъяты>

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения представления, начальником Инспекции было сообщено о несогласии с выводами прокурора.

Прокурором области ДД.ММ.ГГГГ внесено представление <данные изъяты> в котором было указано, что прокуратурой в ходе проверки были выявлены факты ненадлежащего исполнения должностными лицами Инспекции, в том числе начальником Инспекции, предоставленных полномочий, уклонения от исполнения (надлежащего исполнения) задач и функций, возложенных на Инспекцию: по контролю за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства; по выявлению и предупреждению нарушений при использовании и содержании жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, принятию необходимых мер по выявленным нарушениям.

А также на непринятие мер к качественному разрешению обращений граждан, защите их нарушенных прав, выявлению и привлечению к предусмотренной законом ответственности виновных лиц и не проведению проверки по ряду поступивших обращений граждан, содержащих достаточные сведения о нарушении законодательства.

Было предложено безотлагательно рассмотреть представление, в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос <данные изъяты>, допустившего в нарушения Закона, о времени и месте рассмотрения представления уведомить прокуратуру области.

По результатам рассмотрения представления прокурора доводы, изложенные в представлении прокурора области, признаны обоснованными. Распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ -рк начальник <данные изъяты>.

Начальнику Инспекции поручено в месячный срок рассмотреть обращения граждан, принять соответствующие меры, о результатах сообщить в письменной форме в прокуратуру области о результатах принятых мер сообщить в прокуратуру области в письменной форме.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, в т.ч., исполнительными органами субъектов Российской Федерации, их должностными лицами; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина исполнительными органами субъектов РФ и их должностными лицами.

В силу ст.ст. 22, 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в статье 1 Закона, вносит представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения

При осуществлении возложенных на него функций прокурор согласно ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» принимает меры по пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон.

Частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ определено, что государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Уполномоченным органом по осуществлении указанных функций на территории области является Государственная жилищная инспекция администрации Магаданской области.

Инспекция осуществляет свою деятельность на основании Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086, Положения о Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области, утвержденного постановлением администрации области от 22.02.2006 №44-па.

Государственная жилищная инспекция администрации Магаданской области создана постановлением администрации Магаданской области от 22.02.2006 № 44-па, которым также утверждено Положение об Инспекции.

Согласно Положению Инспекция является органом исполнительной власти Магаданской области.

Положением установлены основные принципы деятельности Инспекции, определены ее задачи, функции, права и обязанности.

Одним из основных принципов деятельности Инспекции является ее подотчетность и подконтрольность администрации Магаданской области (п. 1.5 Положения).

Главной задачей Инспекции (п. 1.4 Положения) является осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства.

Государственные жилищные инспекторы Магаданской области за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме несут персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством (п.5.2 Положения).

Таким образом, исходя из указанных норм, Инспекция при осуществлении своей деятельности, в том числе должна принимать меры к разрешению обращений граждан, защите их нарушенных прав, выявлению и привлечению к предусмотренной законом ответственности виновных лиц, проводить проверки по обращениям граждан.

Неисполнение Инспекцией указанных функций послужило основанием для внесения представления <данные изъяты>

Представление вынесено в соответствиями с полномочиями прокурора, установленными ст.ст. 22, 24, 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

При рассмотрении представления, содержащиеся в нем доводы, признаны обоснованными. Распоряжением губернатора области от ДД.ММ.ГГГГ -рк начальник Инспекции <данные изъяты>.

В соответствии с разъяснениями п. 25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела суду надлежит выяснять, в том числе, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Из обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, не усматривается, что представление прокуратура Магаданской области ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства, вынесенное в адрес <данные изъяты> не соответствует закону или иному правовому акту.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что представление прокуратура Магаданской области ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства вынесено в соответствии с действующим законодательством, вынесение указанного представления не повлекло нарушения прав и законных интересов заявителя, в связи с чем заявленные требования и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области в удовлетворении требований о признании незаконным представления прокуратуры Магаданской области об устранении нарушений жилищного законодательства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

Установить день изготовления мотивированного решения - 28 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение десяти дней, исчисляя данный срок с 29 сентября 2011 года.

Судья                                                                                               И.А. Адаркин