Дело № 2-4578/11 по иску Голубевой О.М. к Военному комиссариату Магаданской области о перерасчете среднего заработка при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска



18 октября 2011 г.        Дело № 2-4578/2011.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Хан Т.А.,

при секретаре        Боровской Л.А.,

с участием истца        Голубевой О.М.,

представителя ответчика       Ефимовой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 18 октября 2011 г. гражданское дело по иску Голубевой Ольги Михайловны к Военному комиссариату Магаданской области о перерасчете среднего заработка при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска,

УСТАНОВИЛ:

Голубева О.М. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Магаданской области о перерасчете среднего заработка при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, указав в обоснование своего требования, что состоит с ответчиком в трудовых правоотношениях, работает в должности начальника отделения (организации и проведения призыва) отдела (подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту).

Согласно графику отпусков на 2011 г. ей была предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска с 01 августа 2011 г. в количестве 40 дней.

Полагает, что при исчислении среднего заработка при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска ответчиком были нарушены положения Трудового кодекса РФ; так, в расчет среднего заработка не была включена квартальная премия.

Просит суд обязать ответчика произвести перерасчет среднего заработка при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом квартальной премии и выплатить ей недоначисленные отпускные в сумме 11 919 руб. 20 коп.

Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении; полагает, что при исчислении среднего заработка работодателем должны быть учтены все произведенные ей выплаты, приходящиеся на расчетный период. Также пояснила, что постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 было утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, в пункте 2 которого определен перечень выплат, учитываемых при исчислении средней заработной платы, к таким выплатам, в частности, относятся и премии, предусмотренные системой оплаты труда. В соответствии с пунктом 3.1.7 Коллективного договора Военный комиссар Магаданской области имеет право перераспределять денежные средства, предусмотренные годовым фондом оплаты труда и не использованные в течение расчетного периода на выплату должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплаты, а также на выплаты стимулирующего характера, установленные Положениями об оплате труда, коллективными договорами за счет экономии годового фонда оплаты труда. До 01 июля 2011 г. квартальная премия входила в расчет среднего заработка при предоставлении ежегодного оплаченного отпуска, однако после указанной даты расчет отпускных сумм стал производиться без учета квартальных выплат, с чем она категорически не согласна. Полагает, что размер оплаты 40 календарных дней ее отпуска, согласно методике расчета, установленным Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, составляет 63 403 руб. 60 коп., в связи с чем размер недоплаченной суммы отпускных составил 11 919 руб. 20 коп. Просит суд обязать ответчика пересчитать средний заработок при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом квартальной премии и выплатить недоначисленную сумму отпускных в размере 11 919 руб. 20 коп.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования Голубевой О.М., предъявленные в суде к Военному комиссариату Магаданской области, не признает по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление; суду пояснила, что дополнительное материальное стимулирование для гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, на которое указывает истец в своем исковом заявлении, - это дополнительная выплата, осуществляемая за счет средств экономии бюджетных средств в результате проведения организационно-штатных мероприятий, выведена за фонд оплаты труда и не является системной выплатой, включенной в качестве составной части и фиксированной суммы в заработную плату лиц гражданского персонала; поэтому полагает, что оснований для перерасчета среднего заработка при предоставлении истцу ежегодного оплачиваемого отпуска не имеется. Просит суд в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав представленные в деле материалы, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 139 и 144 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Как установлено в судебном заседании, что также следует из представленных в деле материалов, Голубева О.М. работает начальником отделения (организации и проведения призыва) отдела (подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту) Военного комиссариата Магаданской области на основании трудового договора.

Приказом Военного комиссариата Магаданской области от 27 июля     2011 г. истцу была предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 40 календарных дней с 01 августа по 09 сентября 2011 г. за период с 01 апреля 2010 г. по 01 апреля 2011 г.

Из представленных в деле документов также следует, что Голубевой О.М. были выплачены отпускные в размере 51 484 руб. 40 коп.; при этом, истцу при расчете среднего заработка для начисления отпускных не было учтено дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, осуществляемое за счет средств экономии бюджетных средств в результате проведения организационно-штатных мероприятий и выплачиваемое, как правило, один раз в квартал, что, по мнению истца, является нарушением ее трудовых прав.

Однако суд не может согласиться с такими доводами истца, поскольку они противоречат действующему трудовому законодательству.

Так, в силу приведенной выше статьи 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатываются единые рекомендации по системе оплаты труда работников бюджетных учреждений.

Коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты ежегодно корректируются в зависимости от содержания рекомендаций, а также с учетом законов о бюджетах определенного уровня на соответствующий год.

Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10 декабря 2010 г. (протокол № 10), предусмотрено, что фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, субсидий из федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Средства на оплату труда, поступающие от такой деятельности, направляются государственными учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом. Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера.

Постановлением Правительства РФ от 05 августа 2008 г. № 583 с            01 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых Законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба; заработная плата работников и гражданского персонала без учета премий и иных стимулирующих выплат установлена в соответствии с новыми системами оплаты труда.

Во исполнение названного постановления Министром обороны РФ был издан приказ от 10 ноября 2008 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 г. № 583», которым руководителям бюджетных организаций предоставлено право направлять средства, полученные в результате оптимизации и сокращения численности гражданского персонала, на дополнительное материальное стимулирование работников по результатам их работы.

Данным приказом Министра обороны РФ предписано руководителям принять меры к оптимизации и сокращению численности гражданского персонала воинских частей и обеспечить использование высвобождаемых бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала.

Таким образом, объем бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, напрямую зависит от сокращения численности военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Подпунктом «г» пункта 3.2 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала военного комиссариата Магаданской области предусмотрено, что к выплатам стимулирующего характера отнесены все иные выплаты за исключением выплат, выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда.

Согласно пункту 3.5 этого же Положения… высвободившиеся при проведении мероприятий по оптимизации и сокращению численности гражданского персонала бюджетные средства могут быть направлены, а не обязательно направляются, на установление стимулирующих выплат.

Размер экономии годового фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств, направляемых на выплаты стимулирующего характера, определяется по результатам исполнения утвержденного годового фонда оплаты труда за соответствующий расчетный период после осуществления в установленном порядке всех видов выплат заработной платы (пункт 3.7 Положения). Контрольно-ревизионным управлением проводятся проверки правильности определения и использования годового фонда оплаты труда.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право самостоятельно принимать решения о сокращении штатной численности работников; при этом, средства фондов оплаты труда гражданского персонала, сохраненные после проведения организационно-штатных мероприятий, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и могут быть использованы на выплату премий гражданскому персоналу по результатам работы.

Приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил России, в соответствии с которым квартальные премии являются дополнительными выплатами, осуществляемыми за счет средств экономии бюджетных средств в результате проведения организационно-штатных мероприятий.

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств. Истребование дополнительных средств на заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств не допускается.

Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

Суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования учитываются и в отчетности отражаются отдельно с расшифровкой выплаченных сумм и количества личного состава, получившего эти суммы.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование для гражданского персонала Вооруженных Сил РФ не является системной выплатой, включенной в качестве составной части и фиксированной суммы в заработную плату лиц гражданского персонала.

В силу приведенной выше статьи 139 Трудового кодекса РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

Особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, в соответствии с пунктом 10 которого средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4).

Кроме того, квартальная премия в Вооруженных Силах РФ приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» определена как дополнительная выплата, которая в качестве составляющей в заработную плату лиц гражданского персонала не включается.

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, по каждой выплате квартальной премии Министром обороны РФ принимается отдельное решение исходя из данных, предоставленных ему заместителем по финансово-экономической работе; источником для выплаты квартальной премии, как дополнительной стимулирующей выплаты, является экономия бюджетных средств.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что ответчиком обоснованно при исчислении Голубевой О.М. среднего заработка при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска не были учтены денежные суммы, выплаченные как дополнительное материальное стимулирование для гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, осуществляемое за счет средств экономии бюджетных средств в результате проведения организационно-штатных мероприятий.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Голубевой О.М., предъявленные в суде к Военному комиссариату Магаданской области о перерасчете среднего заработка при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, на законе не основаны, поэтому удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Голубевой Ольги Михайловны к Военному комиссариату Магаданской области о перерасчете среднего заработка при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через городской суд в течение десяти дней, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.

В соответствии с частью 2 статьи 108 и статьей 199 Гражданского процессуального кодекса РФ установить днем изготовления мотивированного решения по делу - 24 октября 2011 г.

Судья                                                                                        Хан Т.А.