Дело № 2-4116/11 31 октября 2011 года ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В составе председательствующего судьи Сергиенко Н.В., при секретаре Гужевой О.А., при участии прокурора Цимбалова Д.В., представителя ответчика Савченко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда 31 октября 2011 года гражданское дело по иску прокурора Ольского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - маломобильных групп населения (инвалидов) к областному государственному унитарному предприятию «Магаданфармация» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещение аптеки, расположенной по адресу поселок Ола, улица Советская, дом 50, в помещение аптечного пункта, расположенного по адресу поселок Армань, улица Гагарина, дом 20-а, путем сооружения пандуса на входе, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ольского района Магаданской области обратился в Магаданский городской суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - маломобильных групп населения (инвалидов) к областному государственному унитарному предприятию «Магаданфармация» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещение аптеки, расположенной по адресу поселок Ола, улица Советская, дом 50, в помещение аптечного пункта, расположенного по адресу поселок Армань, улица Гагарина, дом 20-а, путем сооружения пандуса на входе. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей - инвалидов, установлено, что аптека, расположенная по адресу пос. Армань, ул. Гагарина, д. 20-а, и аптека, расположенная по адресу поселок Ола, улица Советская, дом 50, и осуществляющие фармацевтическую деятельность в составе ОГУП «Магаданфармация», не обеспечивают возможность входа (выхода) людям с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата. В соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного приказом Минздрава России от 04.03.2003 г. № 80, аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В нарушение технических требований вход в аптеку в пос. Ола и аптечный пункт в пос. Армань, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Определением судьи от 05 сентября 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области и департамент здравоохранения администрации Магаданской области. Определениями судьи от 17 октября 2011 года к участию в деле привлечены в качестве соответчика привлечено унитарное муниципальное сельскохозяйственное предприятие Ольского района «Новая Армань» и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Ольского района. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ОГУП «Магаданфармация» в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора. В судебное заседание не явились представитель соответчика УМСП Ольского района «Новая Армань» и представители третьих лиц КУГИ Магаданской области, департамента здравоохранения администрации Магаданской области, КУМИ администрации Ольского района, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены судом надлежаще. Суд, принимая во внимание правила, установленные статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также мнение лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя соответчика и представителей третьих лиц. Выслушав пояснения лиц, участвовавших в деле, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Следовательно, прокурор вправе обращаться в суд в интересах неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов, с целью защиты их законных прав и интересов. В соответствии со ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Кроме того, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, застройщики, лица занимающиеся реконструкцией зданий и сооружений, собственники объектов социальной инфраструктуры должны руководствоваться следующими техническими документами, в которых содержатся требования об оборудовании зданий, строений и сооружений специальными средствами и приспособлениями для инвалидов: Сводом правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" (принят Постановлением Госстроя России от 29 ноября 1999 года № 73); СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утверждены Постановлением Госстройя РФ от 16 июля 2001 года № 73). Указанные акты принятия в целях создания равных с другими гражданами возможностей для полноценного участия в жизни общества лиц, которые имеют нарушение здоровья (со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм и дефектами), приведшие к ограничению жизнедеятельности (инвалидов), и на основании действующего законодательства государство среди других мер социальной защиты предусматривает обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Согласно п. п. 3.13, 3.14 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для данной категории граждан, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технический требований к опорным стационарным устройствам. Постановлением администрации Магаданской области от 03.06.2010 г. № 307-па «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Магаданской области» предусмотрено, что при планировке и застройке городского округа и поселений Магаданской области необходимо обеспечивать доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения. При проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, в соответствии со СНиП 35-01-2001, СП 35-101-2001, СП 35-102-2001, СП 31-102-99, СП 35-103-2001, ВСН 62-91*, РДС 35-201-99 (п.10.1). Согласно п.10.3 вышеуказанного Постановления, к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся в том числе: объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности (п. 10.4 Положения). Пункт 10.9 Положения, указывает, что объекты социальной инфраструктуры должны также оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, а также пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания. Как видно из Устава областного государственного унитарного предприятия «Магаданфармация» предприятие осуществляет фармацевтическую деятельность, включающую в себя оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, а также занимается изготовлением лекарственных средств. Письмом от 18 августа 2011 года № 332 ОГУП «Магаданфармация» в прокуратуру Ольского района сообщило, что аптека, расположенная по адресу: Ольский район, пос. Ола, ул. Советская, д. 50, и аптечный пункт, расположенный по адресу: Ольский район, пос. Армань, ул. Гагарина, д. 20-а, не оборудованы пандусами и поручнями на входе и внутри помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что перед входами в аптеку в пос. Ола и аптечный пункт в пос. Армань имеются ступени, подъем по данным ступеням не оборудован поручнями и пандусом, что существенно затрудняет жителям поселков Ола и Армань с ограниченными возможностями, а также инвалидам доступ в помещение аптек. К объектам социальной инфраструктуры, в том числе отнесены аптеки и аптечные киоски, магазины, поликлиники, диспансеры, и др. В соответствии с вышеуказанными законодательным, нормативными правовыми актами, ответчик обязан обеспечить для маломобильных групп населения доступность посещения ими аптеки. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, которое заключается, как правило, в возвращении субъектов правоотношения в первоначальное положение, существовавшее до нарушения, а также в возложении на нарушителя обязанности прекратить неправомерные действия либо выполнить установленную законом обязанность. Согласно распоряжению КУГИ Магаданской области от 22 апреля 2011 года № 219 «О передаче имущества, относящегося к казне Магаданской области, в хозяйственное ведение ОГУП «Магаданфармация» и акта приема-передачи объекта недвижимости гот 27 апреля 2011 года, ОГУП «Магаданфармация» передано имущество, часть встроенного помещения в жилой дом (аптека) - нежилые помещения общей площадью 241,6 кв.м., расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: пос. Ола Ольский район, ул. Советская, д. 50. Также в судебном заседании установлено, что нежилое помещение, расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: пос. Армань, ул. Гагарина, д. 20-а, значится в реестре муниципального имущества и закреплено на праве оперативного управления за МУСХП Ольского района «Новая Армань» на основании договора от 20 июня 2002 года № 11. 01 марта 2005 года с письменного согласия КУМИ администрации Ольского района на основании договора аренды от 01 марта 2005 года № 20, указанное выше нежилое помещение предоставлено МУСХП Ольского района «Новая Армань» в аренду ОГУП «Магаданфармация» для использования под аптечный пункт. Согласно п. 5.2.3 договора аренды № 20 от 01 марта 2005 года арендатор не производит капитальный ремонт и реконструкцию здания, указанного в п. 1.1, без письменного согласия Арендодателя и Комитета. А также согласно п. 5.2.4 договора арендатор не производит никаких перепланировок и переоборудования арендуемого помещения без письменного разрешения Арендодателя и Комитета. Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Ольского района Магаданской области о возложении на ОГУП «Магаданфармация» обязанности обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки, расположенной по адресу: ул. Советская, дом 50, пос. Ола, Ольский район Магаданской области, и аптечный пункт, расположенный на первом этаже жилого дома по адресу: ул. Гагарина, д. 20-а, пос. Армань, Ольского района Магаданской области, путем сооружения пандуса при входе (выходе) в помещение аптеки и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Учитывая социальную значимость действий, которые суд обязал исполнить ответчика, срок для выполнения обязанности установленной законом и нормативными правовыми актами 3 месяца с момента вступления в законную силу судебного решения суд считает разумным. Обстоятельств, которые бы объективно препятствовали исполнению решения суда в указанный срок, ответчик не назвал, соответствующие доказательства не представил. Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ольского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - маломобильных групп населения (инвалидов) к областное государственное унитарное предприятие «Магаданфармация» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещение аптеки, расположенной по адресу пос. Ола, ул. Советская, дом 50, в помещение аптечного пункта, расположенного по адресу пос. Армань, ул. Гагарина, дом 20-а, путем сооружения пандуса на входе, удовлетворить. Обязать областное государственное унитарное предприятие «Магаданфармация» обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещение аптеки, расположенной по адресу: Магаданская область, Ольский район, пос. Ола, ул. Советская, дом 50, и в помещение аптечного пункта, расположенного по адресу: Магаданская область, Ольский район, пос. Армань, ул. Гагарина, дом 20-а, путем сооружения пандуса на входе в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в срок не позднее 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении исковых требований к унитарному муниципальному сельскохозяйственному предприятию Ольского района «Новая Армань» отказать. Взыскать с областного государственного унитарного предприятия «Магаданфармация» государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Магадан» в размере 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения - 07 ноября 2011 года. Судья Н.В. Сергиенко Копия верна. Судья Магаданского городского суда Н.В. Сергиенко