18 ноября 2011 г. Дело № 2-4939/2011. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ в составе председательствующего судьи Хан Т.А., при секретаре Боровской Л.А., с участием представителя истца Косиковой Е.Г., представителя ответчика, мэрии г.Магадана, Гук Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 18 ноября 2011 г. гражданское дело по иску Шамаева Владимира Ивановича к Муниципальному образованию «Город Магадан» и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана о взыскании стоимости ремонта квартиры, УСТАНОВИЛ: Шамаев В.И. обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Город Магадан» и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана о взыскании стоимости ремонта квартиры. В обоснование своих требований указал, что 20 июля 2010 г. на основании решения о предоставлении жилого помещения от 31 мая 2010 г. № заключил с мэрией г.Магадана договор найма служебного помещения № - квартиры <адрес> в городе Магадане. Однако, утверждает, что вселиться в предоставленное ему жилое помещение не представилось возможным в связи с отсутствием в нем ремонта и условий для проживания. В связи с чем он был вынужден произвести ремонт служебного жилого помещения за счет собственных средств. Так, 25 сентября 2010 г. он заключил со строительной организацией ООО <данные изъяты> договор подряда на проведение капитального ремонта в названном жилом помещении; сметная стоимость работ по договору составила 361 346 руб. 04 коп., стоимость материалов - 179 432 руб. 10 коп. 30 января 2011 г., согласно условиям договора, ремонт квартиры был закончен, подписан акт о приемке выполненных работ. 29 июня 2011 г. он обратился в Департамент ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана с заявлением о возмещении понесенных им расходов в размере 540 778 руб. 14 коп., однако ему в этом было отказано. С учетом уточненных 17 ноября 2011 г. исковых требований просит суд взыскать с ответчиков стоимость ремонта квартиры в размере 444 308 руб. 00 коп., согласно смете на ремонт жилого помещения, составленной МУ «Служба технического контроля города Магадана», а также отнести на счет ответчиков расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом. В материалы дела представлено заявление Шамаева В.И., в котором он просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель истца в судебном заседании исковые требования Шамаева В.И., предъявленные в суде к ответчикам, поддерживает по доводам, изложенным в исковом заявлении, просит суд взыскать с ответчиков стоимость ремонта квартиры в размере 444 308 руб. 00 коп., согласно смете на ремонт жилого помещения, составленной МУ «Служба технического контроля г.Магадана» и приобщенной к материалам дела Департаментом ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана, поскольку названная смета была составлена с использованием текущих среднерыночных цен на третий квартал 2010 г. и является наиболее объективной, чем смета, составленная ООО <данные изъяты> а также просит взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в сумме 7 643 руб. 08 коп. Представитель ответчика, Муниципального образования «Город Магадан», в судебном заседании исковые требования Шамаева В.И. не признает, суду пояснила, что в случае возложения обязанности по возмещению убытков по ремонту квартиры, предоставленной истцу, на мэрию г.Магадана, исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с мэрии г.Магадана будет неисполнимо, поскольку в смете расходов мэрии г.Магадана на 2011 г. финансирование капитального ремонта жилых помещений не предусмотрено. Полагает, что надлежащим ответчиком по иску Шамаева В.И. о взыскании стоимости ремонта квартиры является Департамент ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана, поскольку в соответствии с утвержденным бюджетом Муниципального образования «Город Магадан» на 2011 г. (решение Магаданской городской Думы от 24 декабря 2010 г. № 107-Д) в смете расходов Департамента ЖКХ и обслуживания социальной сферы в 2011 г. на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда было предусмотрено 9 999 691 руб. на реализацию программных мероприятий муниципальной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов муниципального образования «Город Магадан» на 2000 - 2012 годы». Просит в удовлетворении исковых требований Шамаева В.И., предъявленных к Муниципальному образованию «Город Магадан», отказать. Представитель ответчика, Департамента ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу Департамент извещен надлежащим образом; в материалах дела имеется телефонограмма, согласно которой Департамент ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Принимая во внимание правила, установленные статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также мнение представителя истца и представителя ответчика, Муниципального образования «Город Магадан», суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика, Департамента ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана, по имеющимся в деле материалам. Выслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, Муниципального образования «Город Магадан», исследовав представленные в деле материалы, суд приходит к следующему. В соответствии со статьями 99 и 100 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. В силу статей 65 и 67 настоящего Кодекса наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг. Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма. Согласно статье 673, 676 и 681 Гражданского кодекса РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания. Текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Как установлено в судебном заседании, что также подтверждается представленными в деле материалами, 20 июля 2010 г. между Департаментом ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана (наймодатель) и Шамаевым В.И. (наниматель) был заключен договор найма служебного жилого помещения №, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, - квартиру <адрес> в городе Магадане, для временного проживания в нем. Пунктом 14 названного договора предусмотрена обязанность наймодателя передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещении, а также обязанность осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. В ходе судебного разбирательства по настоящему делу также было установлено, что указанное жилое помещение было передано Шамаеву В.И. в состоянии, не пригодном для проживания. Так, согласно акту проверки жилищных условий, составленному 22 июля 2010 г. комиссией в составе и.о.генерального директора ООО Жилищно-домовое управление «ДАР», Шамаева В.И. и его представителя, при проверке квартиры <адрес> в городе Магадане было установлено, что на кухне отсутствует дверь, электроплита, выломана розетка, отсутствует раковина, смеситель, трубы холодной и горячей воды заглушены, окна поражены гнилью, древесина оконных рам рассыпается, перегородки оконных рам сломаны, на потолке имеются коричневые подтеки, стены окрашены частично, на полу отсутствует линолеум, имеют место выбоины на бетонной стяжке; в ванной комнате также отсутствует дверь, отсутствует ванна, подсоединение к ней, отсутствует раковина для умывания, полотенцесушитель, смеситель, трубы горячей и холодной воды заглушены, стены окрашены частично; в туалетной комнате отсутствует дверь, дверная коробка разломана, отсутствует унитаз, побелка на потолке осыпается, стены окрашены частично; в комнате с балконом двухстворочная межкомнатная дверь разломана, стекла выбиты, окна поражены гнилью, рамы сломаны, частично отсутствует остекление, на потолке имеются следы плесени, стены частично оклеены обоями, которые отстали от стен, на полу отсутствует линолеум, отсутствуют радиаторы отопления; во второй комнате отсутствует дверь, дверной косяк разбит, окно сломано, вторые створки оконной рамы отсутствуют, забиты фанерой, на потолке треснул шов, стены оклеены обоями частично, на полу отсутствует линолеум; в коридоре входная дверь сломана, замок отсутствует, на потолке вывалился шов, стены окрашены частично, на полу отсутствует линолеум. Во всей квартире отсутствовало электроснабжение (оборваны или отсутствуют розетки, выключатели, электропатроны). Из представленных в деле документов также следует, что капитальный ремонт жилого дома <адрес> в городе Магадане с момента сдачи в эксплуатацию в 1993 г. не производился. Изложенные обстоятельства в ходе судебного разбирательства по делу представителями ответчиков подтверждаются и не оспариваются. По утверждению представителя истца в ходе рассмотрения дела по существу, истец неоднократно обращался в Департамент ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана с просьбой произвести в жилом помещении ремонт, однако ему в этом было отказано и предложено сделать ремонт за счет собственных средств с последующим возвратом понесенных на ремонт расходов. 25 сентября 2010 г. между ООО «Лидер-Строй» (подрядчик) и Шамаевым В.И. (заказчик) был заключен договор подряда, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство в срок до 30 января 2011 г. выполнить капитальный ремонт муниципальной квартиры <адрес> в городе Магадане в соответствии с локальным ресурсным сметным расчетом, требованиями норм и правил на соответствующие виды работ, действующими в Российской Федерации и условиями договора; заказчик, в свою очередь, принял на себя обязательство создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, в том числе выделить средства для закупки подрядчиком материалов, необходимых для выполнения работ в соответствии с локальным ресурсным сметным расчетом, принять и оплатить результаты выполненных работ, согласно условиям настоящего договора. В соответствии с локальным ресурсным сметным расчетом № 10-258-СМ стоимость строительных материалов для проведения капитального ремонта в названной квартире составила 179 432 руб. 10 коп., сметная стоимость работ составила 361 346 руб. 04 коп., что в общей сумме составляет 540 778 руб. 14 коп. Согласно пункту 4.1 договора на заказчика была возложена обязанность оплатить при подписании договора 50% от общей стоимости работ в сумме 180 673 руб. 02 коп.; оставшуюся стоимость работ в сумме 180 673 руб. 02 коп. заказчик обязан был оплатить на основании подписанных актов выполненных работ. Во исполнение принятых на себя по договору подряда обязательств 25 сентября 2010 г. Шамаев В.И. внес в кассу ООО «Лидер-Строй» первый платеж за строительно-ремонтные работы в размере 180 673 руб. 02 коп. и денежные средства на закупку материалов в размере 179 432 руб. 10 коп. Как следует из представленных в деле материалов, ООО <данные изъяты> принятые по договору подряда обязательства по проведению капитального ремонта муниципальной квартиры <адрес> в городе Магадане были выполнены в полном объеме, и 30 января 2011 г. Шамаевым В.И. и ООО <данные изъяты> был составлен акт о приемке выполненных работ; при этом в акте отражена стоимость ремонта квартиры в размере 444 308 руб. 00 коп. В этот же день Шамаев В.И. внес в кассу ООО <данные изъяты> оставшуюся сумму оплаты строительно-ремонтных работ в размере 180 673 руб. 02 коп. Таким образом, в ходе судебного разбирательства по делу находит подтверждение тот факт, что за проведение капитального ремонта в жилом помещении, находящемся в муниципальной собственности - квартире <адрес> в городе Магадане, предоставленной Шамаеву В.И. по договору найма служебного жилого помещения № от 20 июня 2010 г., последним были понесены расходы в размере 540 778 руб. 14 коп. Вместе с тем, при разбирательстве настоящего дела по существу ответчиком в материалы дела была представлена смета, составленная МУ «Служба технического контроля г.Магадана» на капитальный ремонт муниципальной квартиры <адрес> в городе Магадане, согласно которой стоимость работ по проведению капитального ремонта в названном жилом помещении составила 444 308 руб. 00 коп. Эта же сумма (444 308 руб. 00 коп.) указана и в акте о приемке выполненных работ, подписанным 30 января 2011 г. Шамаевым В.И. и ООО <данные изъяты> В ходе судебного разбирательства по делу истец и его представитель против представленной ответчиком сметы не возражали и просили суд взыскать с ответчиков стоимость ремонта квартиры согласно смете МУ «Служба технического контроля г.Магадана», то есть в размере 444 308 руб. 00 коп. Таким образом, поскольку Шамаевым В.И. были понесены расходы на проведение капитального ремонта в квартире, находящейся в муниципальной собственности, в силу вышеприведенных норм действующего гражданского и жилищного законодательства, названные расходы должны быть возмещены истцу за счет наймодателя в сумме 444 308 руб. 00 коп. При определении надлежащего ответчика, обязанного отвечать по иску Шамаева В.И. суд исходит из следующего. Согласно статьям 1064 и 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Таким образом, основанием для наступления ответственности должностных лиц указанных органов и возмещения вреда является наличие совокупности следующих условий: противоправность поведения причинителя вреда; вина причинителя вреда; наступление вреда и доказанность его размера; причинная связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда. В силу статьи 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо. Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. В соответствии с Положением о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана, утвержденного постановлением мэра г.Магадана от 31 декабря 2004 г. № 2618, Департамент ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана является отраслевым (функциональным) органом мэрии г.Магадана, созданным с целью обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище и реализации на территории муниципального образования «Город Магадан» муниципальной жилищной политики. В соответствии с подпунктами 2.30 и 2.31 данного Положения Департамент ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана является участником бюджетного процесса, обладает правами и обязанностями участника процесса в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, а также Департаменту ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана предоставлены полномочия главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Так, в соответствии с утвержденным бюджетом муниципального образования «Город Магадан» на 2011 г. (решение Магаданской городской Думы от 24 декабря 2010 г. № 107-Д) в смете расходов Департамента ЖКХ и обслуживания социальной сферы в 2011 г. на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда было предусмотрено 9 999 691 рублей, на реализацию программных мероприятий муниципальной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов муниципального образования «Город Магадан на 2000 - 2012 годы» - 6 000 000 рублей. Таким образом, суд приходит к выводу, что стоимость ремонта квартиры в сумме 444 308 руб. 00 коп. должна быть взыскана в пользу Шамаева В.И. с Департамента ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана - главного распорядителя денежных средств, выделяемых на капитальный ремонт муниципального жилья. При этом, исковые требования Шамаева В.И. о взыскании с мэрии г.Магадана стоимости ремонта квартиры, по мнению суда, удовлетворению не подлежат. Кроме того, подлежит удовлетворению и требование истца о возмещении расходов по уплате государственной пошлины при подаче настоящего иска в суд. Так, в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Из представленной в материалах дела квитанции от 30 сентября 2011 г. видно, что при подаче настоящего иска в суд Шамаевым В.И. была уплачена в доход бюджета Муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в сумме 8 608 руб., то есть исходя из суммы, первоначально предъявленных в суде требований - 540 778 руб. 10 коп. Однако, поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Шамаева В.И. в сумме 444 308 руб. 00 коп., то, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, с Департамента ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 643 руб. 08 коп. Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Шамаева Владимира Ивановича к Муниципальному образованию «Город Магадан» и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана о взыскании стоимости ремонта квартиры - удовлетворить в части. Взыскать с Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана в пользу Шамаева Владимира Ивановича стоимость ремонта служебного жилого помещения - квартиры <адрес> в городе Магадане, в сумме 444 308 руб. 00 коп. (Четыреста сорок четыре тысячи триста восемь руб. 00 коп.). Взыскать с Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана в пользу Шамаева Владимира Ивановича расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в сумме 7 643 руб. 08 коп. (Семь тысяч шестьсот сорок три руб. 08 коп.). В удовлетворении исковых требований Шамаева Владимира Ивановича к Муниципальному образованию «Город Магадан» о взыскании стоимости ремонта квартиры - отказать. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через городской суд в течение десяти дней, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу. В соответствии со статьей 199 Гражданского процессуального кодекса РФ установить днем изготовления мотивированного решения по настоящему делу 23 ноября 2011 г. Судья Хан Т.А.