№2-5120/11 по иску Куприяновой М.А. к ОАО `Авиакомпания `Сахалинские авиатрассы` о компенсации морального вреда



<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

                                                     

Дело № 2-5120/2011                                                                 24 октября 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе председательствующего судьи                                                   Гришан Л.В.,                                                      

при секретаре                                                                                              Зайцевой Л.Н.,

с участием истца Куприяновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 24 ноября 2011 года дело по иску Куприяновой Марины Александровны к открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы» о компенсации морального вреда,        

УСТАНОВИЛ:

Куприянова М.А. обратилась в Магаданский городской суд с иском к ОАО Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы» о компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что 23 июня 2011 г. в г. Магадане она заключила с ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы» договор перевозки пассажира, что подтверждается электронным билетом № По условиям указанного договора авиакомпания приняла на себя обязательство доставить ее 05 сентября 2011 г. рейсом № из г. <адрес> в 18 час. 40 мин. (время вылета 17 час. 10 мин.). Она, в свою очередь, произвела оплату воздушной перевозки в сумме 10 500 руб. По приезду в аэропорт п. Сокол, в справочном бюро ей сообщили, что рейс № задержан до 12 час. 20 мин. 06 сентября 2011 г. по причине неисправности воздушного судна. При этом, перевозчик не известил ее о данной задержке рейса. 06 сентября 2011 г., прибыв в установленное время в аэропорт п. Сокол, в справочном бюро ей сообщили, что рейс № 78 задержал до 11 час. 30 мин. 07 сентября 2011 г. При этом, перевозчик вновь никак не уведомил ее о данной задержке. 07 сентября 2011 г. самолет фактически вылетел из г. <адрес> в 18 час. 00 мин. Таким образом, время задержки рейса составило 49 часов. Поскольку в г.<адрес> она летела с ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, то задержка рейса причиняла ей и ее ребенку сильные моральные страдания. Просит взыскать с ответчика штраф за просрочку доставки пассажира в размере 1 225 руб., убытки, вызванные задержкой рейса в размере 192 руб., денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Определением суда от 24 ноября 2011 г. производство по делу в части исковых требований о взыскании в пользу истца с ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы» штрафа за просрочку доставки пассажира в размере 1 225 руб., убытков, вызванных задержкой рейса в размере 192 руб., прекращено в связи отказом истца от заявленных требований.

Истец в судебном заседании на иске настаивала, просила суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., при этом суду пояснила, что все неудобства, вызванные задержкой рейса, причинили ей нравственные страдания, которые еще усугубились и тем, что ей с маленьким ребенком было отказано в вылете в г. <адрес> другим рейсом, в то время как часть пассажиров были отправлены другими рейсами, кроме того ответчиком в одностороннем порядке был изменен договор перевозки и самолет «Боинг» был заменен на воздушное судно « Ан-24», перелет на котором значительно увеличил время полета. За весь период задержки рейса авиакомпания в лице ответчика не обеспечила пассажиров рейса ни горячим питанием, ни гостиницей. Полагает, что заявленная сумма компенсации морального вреда при указанных обстоятельствах является обоснованной.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы» извещено надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя авиакомпании, в удовлетворении исковых требований отказать.

Принимая во внимание правила, установленные ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ответчика.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии с ч.1 ст.103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку.

В ходе судебного разбирательства установлено, что между Куприяновой М.А. и ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы» был заключен договор воздушной перевозки истца 23 июня 2011 г. Истец в соответствии с электронным авиабилетом 05 сентября 2011 г. должен был вылететь рейсом № авиакомпании ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы» из города <адрес> Время вылета 17 час. 10 минут. Истцом, как стороной договора перевозки, была произведена оплата в сумме 10 500 руб. 00 коп.

Как следует из отметок на авиабилете, имело места задержка отправления транспортного средства - вылет рейса по маршруту <адрес> первоначально отправление задержано до 12 час. 20 мин. 06 сентября 2011 г., затем до 11 час. 30 мин. 07 сентября 2011 г., а в последующем до 18 час. 00 мин. этого же дня. Согласно отметке на посадочном талоне фактическое время посадки воздушного судна - 18 час. 00 мин. В возражениях на исковое заявление представитель ответчика подтвердил фактическую задержку рейса, оплатив истцу денежные средства по претензии за просрочку доставки пассажира в размере 1 225 руб., расходы на автотранспорт до аэропорта в размере 192 руб. Таким образом, факт неисполнения своих обязательства по своевременной доставке пассажира в место назначения ответчик подтвердил.

Согласно ч.1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

На основании ст. 795 Гражданского кодекса Российской Федерации за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В письменных возражениях ответчик указывает на то, что причиной задержки рейса являлось устранение неисправности технических неполадок воздушного судна, однако, каких-либо доказательств, подтверждающих данный факт, суду ответчиком не представлено, тогда как согласно действующему законодательству именно на перевозчика возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, подтверждающих, что просрочка доставки пассажира имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Кроме того, в определении суда от 01 ноября 2011 г. ответчику было предложено представить доказательства опровергающие доводы истца, разъяснены положения указанной выше статьи, а также положения ст. 150 ГПК РФ предусматривающей последствия не предоставления доказательств в установленный срок.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред ( физические или нравственные страдания), действиями нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Как пояснила суду Куприянова М.А., ответчиком ей были причинены нравственные страдания в связи с неисполнением им своих обязательств по своевременной доставке в пункт назначения в г. <адрес> и непринятием мер в связи с задержкой рейса по размещению ее и ребенка в гостинице и обеспечением их горячим питанием. Кроме того, о длительной задержке рейса, ее никто не уведомлял, она трижды была вынуждена возвращаться с маленьким ребенком в г. <адрес> а затем вновь ехать в аэропорт. На ее просьбу к представителю авиакомпании отправить ее в г. <адрес> другим самолетом ей было отказано, тогда как часть пассажиров рейса № 05.09.11 г. все же была отправлена другими рейсами.

Согласно п. 4 ч.2, ч.3 ст.106 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажир воздушного судна имеет право бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете. Порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.

В соответствии с п.99 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 (ред. от 08.10.2008), при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах, в том числе услуги: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время; размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа.

Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

         Поскольку задержка доставки истца в пункт назначения составила более 8 часов, ответчик был обязан обеспечить истцу возможность осуществить два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте, обеспечить прохладительными напитками и горячим питанием, разместить в гостинице и организовать хранение багажа.

        Ответчик доказательств, свидетельствующих об исполнении вышеуказанной обязанности по отношению к истцу не представил, о их наличии не указал, от дачи пояснений в данной части уклонился.

На основании ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

       Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону (п.2).

В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

        В п. 25 Постановления Пленум Верховного суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» разъяснил, что поскольку моральный вред определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.

       В соответствии с вышеизложенными положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей" в случае нарушения предусмотренных действующим законодательством прав потребителя причинение последнему морального вреда предполагается, и доказыванию подлежит только размер денежной компенсации.

       Учитывая конкретные обстоятельства дела, характер допущенного нарушения, вину ответчика, выразившуюся в неисполнении ответчиком обязанностей предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами, принимая во внимание период просрочки доставки пассажира - 49 часов, особенности восприятия истцом сложившейся ситуации, суд считает справедливым присудить Куприяновой М.А. денежную компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Поскольку требования истцом судом удовлетворены, то с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «Город Магадан» штраф в размере 10 000 руб. 00 коп.

          Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    

Взыскать с открытого акционерного общества «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы» в пользу Куприяновой Марины Александровны компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. 00 коп., отказав в остальной части заявленных требований.

Взыскать с открытого акционерного общества «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы» штраф за нарушение прав потребителя в бюджет муниципального образования «Город Магадан» в размере 10 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

         Срок изготовления мотивированного решения 29 ноября 2011 года.

    

Судья                                                                                                 Л.В. Гришан