ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 ФИО9 Дело № 2-4740/2011 01 ноября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Магаданский городской суд Магаданской области В составе председательствующего судьи Гришан Л.В., при секретаре Поляковой Е.С., с участием: представителя истца ФИО10 действовавшей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., представителей ответчика МУП г. Магадана «РЭУ-3» ФИО11 действовавшей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО12., действовавшей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ г., представителя ответчика Управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана ФИО13., действовавшей на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане 01 ноября 2011 года гражданское дело по иску Авериной Татьяны Ивановны к МУП г. Магадана «РЭУ-3», Департаменту ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана, Управлению по учету и распределению жилья мэрии г. Магадана о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с 24 октября 2003 г., признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: Аверина Т.И. обратилась в Магаданский городской суд с исковым заявлением к МУП г. Магадана «РЭУ-3», Управлению по учету и распределению жилой площади Департамента ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с 24 октября 2003 г., признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных требований указала, что с 16 ноября 1998 г. по 08 октября 2008 г. состояла в трудовых отношениях с МУП г. Магадана «РЭУ-3». В октябре 2003 г. обратилась к руководству предприятия с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении однокомнатной квартиры. Постановлением мэра г. Магадана от 09 июня 2004 г. № № ей было отказано в закреплении за ней служебного жилого помещения, поскольку отсутствовали основания для предоставления жилья в связи с обеспеченностью нормой жилой площади на одного человека более 7 кв. м. Считает, что жилищной комиссией при рассмотрении заявления о предоставлении ей жилого помещение не был учтен стаж работы в районах Крайнего Севера более 20 лет, что дает право на улучшение жилищных условий исходя из нормы нуждаемости менее 8 кв. м. на одного человека. Полагает, что предоставив в жилищную комиссию справку об общем трудовом стаже в районах Магаданской области, она должна состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в МУП г. Магадана «РЭУ-3», поскольку решения о снятии ее с учета не имеется и сама она такого заявления не подавала. За период с 2004 г. по 2006 г. при наличии свободных служебных квартир МУП г. Магадана «РЭУ-3» жилым помещением ее не обеспечило. 08 октября 2008 г. трудовые отношения ее с МУП г. Магадана «РЭУ-3» прекращены в связи с сокращением должности. Вопрос о предоставлении ей жилого помещения, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, не решен. По изложенным основаниям просит признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий с 24 октября 2003 г. и признать за ней право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Определением суда от 01.11.11 г. Управление по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана привлечен по делу в качестве соответчика. Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила иск удовлетворить. Представители МУП г. Магадана «РЭУ-3» просили в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, суду пояснили, что с момента выделения МУП г. Магадана «РЭУ-3» из состава МП «Жилтрест» в МУП г. Магадана «РЭУ-3» очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий не ведется. Ранее истцу выделялось служебное жилое помещение, которое она приватизировала и подарила своему сыну. Для постановки на учет для получения жилого помещения в общем порядке истец вправе обратиться в Управление по учету и распределения жилья мэрии г. Магадана. Также представители МУП « РЭУ-3» заявили о пропуске истцом срока на обращение в суд, полагая, что о своем нарушенном праве истцу стало известно в сентябре 2008 года, тогда как в суд истец обратился 05 октября 2011 года, т.е. с пропуском установленного законом срока. Представитель ответчика - Департамент ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представитель ответчика Управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана иск не признал, суду пояснил, что истец на учете граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном образовании «Город Магадан», не состоял и не состоит, кроме того просил применить срок исковой давности, полагая, что истец пропустил срок на обращение в суд. Также суду пояснил, что в настоящее время Управление по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана выделен из состава Департамента ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана иявляется самостоятельным юридическим лицом. Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1,2,3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, ЖК РФ предусматривается следующие категории нуждающихся лиц, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма: малоимущие, иные категории граждан, указанные в федеральном законе, иные категории граждан, указанные в законе субъекта РФ, иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Согласно п.п.4,5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В соответствии с п.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно п.п. 1,2,3,4,5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ) Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных предоставленных в соответствии с ч. 4 данной статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Таким образом, принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является обязательным условием для приобретения жилого помещения по договору социального найма. Согласно ст.ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением…., из чего следует, что служебные жилые помещения предоставляются из государственного или муниципального жилищного фонда на срок осуществления трудовых отношений, в случае их прекращения наниматель подлежит выселению ( ст. 104 ЖК РФ). Такая же норма содержалась и в ст. 101 ЖК РСФСР (норма, действовавшая в период трудовых отношений истца с МУП г. Магадана «РЭУ-3» до марта 2005 г.), согласно которой служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Как следует из материалов дела, Аверина Т.И. проживает в качестве члена семьи собственника в жилом помещении квартире <адрес> С 16 ноября 1998 г. по 08 октября 2008 г. состояла в трудовых отношениях с МУП г. Магадана «РЭУ-3». 24 октября 2003 г. Аверина Т.И. обратилась с заявлением к директору МУП г. Магадана «РЭУ-3» о предоставлении ей служебной однокомнатной квартиры. 12 мая 2004 г. руководителем ответчика МУП г. Магадана «РЭУ-3» в адрес мэра г. Магадана было направлено ходатайство о предоставлении истцу служебной однокомнатной квартиры № <адрес>, закрепленной в качестве служебного жилья за МУП г. Магадана «РЭУ-3». В удовлетворении требований данного ходатайства было отказано, поскольку Аверина Т.И. уже была обеспечена двухкомнатной квартирой № <адрес>, по норме более 7 кв. м. на одного человека. Данное жилое помещение было ранее предоставлено Авериной Т.И. в качестве служебного жилья и в последующем было ею приватизировано. Данный отказ истец обжаловал в суд, решением которого от 18.10.04 г. в удовлетворении требований истца к мэрии г. Магадана, МУП г. Магадана «РЭУ-3» о признании права на жилую площадь <адрес>, обязании выдать ордер на указанную квартиру было отказано, решение вступило в законную силу. Как следует из материалов дела, нарушение своих жилищных прав истец связывает с отказом ей в предоставлении служебного жилого помещения по месту работы в МУП г. Магадана «РЭУ-3». Вместе с тем предоставление служебного жилого помещения гражданам не является улучшением их жилищных условий, поскольку предоставление служебного помещения имеет иную цель, а именно служебное жилое помещение предоставляется граждан для проживания в связи с характером их работы на срок осуществления ими трудовых отношений. Судом установлено, что письмом директора МУП г. Магадана «РЭУ-3» от 23 сентября 2008 г. ему было разъяснено, что учет граждан для получения служебного жилья в МУП «РЭУ» не ведется, для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, истец имеет право обратиться в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения по договору социального найма в порядке, установленном ЖК РФ. Ответ директора МУП г. Магадана «РЭУ-3» истец получила 23.09.2008 г., что подтверждается ее личной подписью. Также судом установлено, что истец в Управление по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась. Данный факт подтвердил представитель Управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана. Таким образом, поскольку судом установлено, что истец с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в орган местного самоуправления не обращалась, а в силу п.п.3,5 ст.52 ЖК РФ именно этот орган осуществляет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещений и принимает решение о принятии или отказе в принятии на учет, то требования истца о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий с 24.10.03 г. удовлетворению не подлежат. Другим требованием истца является требование о признании за ней права состоять на учете нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту ее бывшей работы в МУП г. Магадана «РЭУ-3», вместе с тем, как указано выше, согласно п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по месту работы, законом не предусмотрено, в связи с чем указанные требования истца также не подлежат удовлетворению. В судебном заседании, представителями ответчика МУП г. Магадана «РЭУ-3» и Управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана заявлено ходатайство о применении срока исковой давности. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Судом установлено, что о нарушении своего права истец узнала 23.09.08 г., обратился в суд истец с настоящим иском 05 октября 2011 г., т.е. с пропуском установлено законом срока. Согласно ст.205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности. Таким образом, законом установлено, что восстановление срока исковой давности возможно только по обстоятельствам, связанным с личностью истца. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств того, что истец пропустила срок на обращения в суд по уважительным причинам, и эти причины связанны с его личностью либо невозможностью обращения за судебной защитой в связи с болезнью, последняя суду не представила, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что срок подачи иска истцом пропущен без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленных требований. Согласно постановлению мэрии г. Магадана от 28.09.11 г. за № № в целях реализации решения Магаданской городской Думы от 17.06.11 г. № 40-д « О схеме управления муниципальным образованием « Город Магадан» создано Управление по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана, которое 10.10.2011 г. внесено в единый государственный реестр юридических лиц в качестве юридического лица. При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком по делу будет являться не Департамент ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана, а Управление по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана. Исходя из собранных по делу доказательств, суд не находит законных оснований для удовлетворения искового заявления Авериной Т.И. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с 24 октября 2003 г., признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в МУП г. Магадана « РЭУ-3». Руководствуясь ст. ст. 194, 198-199 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Отказать Авериной Татьяне Ивановне в удовлетворении исковых требований к МУП г. Магадана «РЭУ-3», Департаменту ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана, Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с 24 октября 2003 г., признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в МУП г. Магадана «РЭУ-3» до получения жилого помещения по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу. Срок изготовления мотивированного решения - 07 ноября 2011 года. Судья Л.В. Гришан