№2-5555/11 по иску Саркисян Л.Р., Саркисян С.С. и Фочук Д.С. к ООО `Жилсервис` о возложении обязанности выполнить ремонтные рабоы, компенсации морального вреда



Дело № 2-5555/11 23 декабря 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский городской суд

Магаданской области

В составе председательствующего судьи Свиридовой С.А.

при секретаре Ивановской И.Ю.

с участием

истицы Саркисян Л.Р.

представителя ответчика Дементьева С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 23 декабря 2011 года гражданское дело по иску Саркисян Лалы Рашидовны, Саркисян Светланы Степановны, Фочук Дианы Степановны к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис» о возложении обязанности выполнить ремонтные работы, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Саркисян Л.Р. обратилась в Магаданский городской суд с иском к ООО «Жилсервис» с требованиями о возложении обязанности выполнить ремонтные работы по устранению протечек с кровли и через стыки панелей по периметру квартиры <адрес>, взыскании компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она является собственником и постоянно проживает в квартире <адрес> в г.Магадане. Дом находится в обслуживании ответчика ООО «Жилсервис». В квартире истицы на протяжении нескольких лет происходит затекание атмосферных осадков, в связи с чем в период дождей, таяния снега потолок и стены квартиры намокают, портится имущество, в квартире постоянно расставлены тазы для сбора воды, повышена влажность. Неоднократные обращения к ответчику остаются без удовлетворения. Просит суд возложить на ответчика обязанность по ремонту кровли над квартирой.

Определением Магаданского городского суда от 14.09.2011 г. к участию в деле в качестве соистцов привлечены сособственники квартиры - Фочук Д.С. и Саркисян С.С.

В судебном заседании истец Саркисян Л.Р. заявленные требования поддержала.

Соистцы Фочук Д.С. и Саркисян С.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика в судебном заседании полагал, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст.167 ГПК Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся соистцов Саркисян С.С, Фочук Д.С. по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с п.1 ст.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

Как следует из свидетельства о регистрации права собственности от 15 января 2001 года ( л.д.6) истцы являются сособственниками квартиры <адрес>

Как следует из договора управления многоквартирными домами ( л.д. 42-51) от 01 марта 2009 г., ответчик принял на себя обязательства по организации содержания и текущему ремонту ( техническому обслуживанию) жилого дома <адрес>

В судебном заседании установлено, что квартира <адрес> расположена на пятом этаже пятиэтажного дома.

Из материалов дела следует, что истица многократно в течение 2010-2011 года обращалась в управляющую компанию, Департамент Жилищно-коммунального хозяйства мэрии г.Магадана, Государственную жилищную инспекцию г. Магадана с заявлениями по вопросу проникновения атмосферных осадков через кровлю внутрь квартиры, что подтверждается копиями заявлений и ответов на них ( л.д. 8, 9, 10, 11, 12).

В июле 2011 года комиссией в составе представителей ООО «Жилсервис» ФИО11 истца Саркисян Л.Р. составлен акт ( л.д. 15), из которого следует, что в квартире <адрес> в кухне: на потолке имеются желтые следы на потолочных плитах: в комнате № 1 видны желтые разводы на потолочных плитах, на стене, прилегающей к окну имеется отслоение обоев и следы желтых разводов на обоях и потолке. В комнате № 2 отошли потолочные плиты, также на стене под окном произошло отслоение обоев. При обследовании кровли жилого дома были установлены массовые протечки, отслоения покрытия от основания, отсутствие частей покрытия. Для устранения протечки было рекомендовано провести капитальный ремонт кровли.

Повторно 22 июля 2011 г. комиссией в составе представителей ООО «Жилсервис» Дементьева И.А., Щерба А.А., истца Саркисян Л.Р. с участием государственного жилищного инспектора Магаданской области ФИО12 был составлен акт № 88 ( л.д. 16), из которого следует, что в прихожей квартиры <адрес> на сопряжении стены и потолка отмечается наличие следов от затеканий атмосферных осадков с кровли, темные мокрые пятна, отслоение обоев.

В спальне на потолке и стенах имеются мокрые пятна от затеканий осадков с кровли, частичное отслоение стеропоровой отделочной потолочной плитки, под которой отмечается сплошной черный налет и коррозия бетонного слоя плиты перекрытия, а также отслоение обоев.

В кухне и примыкающей к ней жилой комнате № 2 на потолках и стенах отмечаются следы от затеканий воды с кровли, нарушение целостности обоев, наличие пятен и потеков, темный налет по периметру оконного проема в комнате.

В ходе осмотра было установлено, что в результате залива происходит намокание и разрушение ограждающих несущих и ненесущих конструкций, не обеспечивается сохранность имущества собственника и нарушаются безопасные и благоприятные условия проживания граждан.

Кроме этого, как следует из результатов осмотра строительных конструкций и инженерного оборудования здания дома <адрес> ( л.д. 37-38), по исходным данным технического обследования физического износ кровли - рассчитанный физический износ составляет 62%.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что затекание атмосферных осадков в квартиру истицы происходит именно с кровли дома.

В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее Правила), техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил следует, что действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно пункту 5 Правил, обязанность по предоставлению услуг надлежащего качества возникает у исполнителя перед всеми потребителями.

Пунктом 51 Правил установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья, и не причиняющие вреда его имуществу.

Согласно пункту 3 Правил "исполнитель" это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

На основании пунктов 3 и 49 названных Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном ст.161 Жилищного кодекса РФ, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть:

управляющая организация, в обязанности которой входит
предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся
степени благоустройства многоквартирного дома;

товарищество собственников жилья (жилищно-строительный,
жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в
обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в
зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного
дома;

- иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

В соответствии с указанными нормами Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

На основании ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Обстоятельством, имеющим значение для дела, является факт обращения потребителя с соответствующим требованием к исполнителю, во внесудебном порядке до обращения с требованием в суд и отказ исполнителя в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.

Согласно ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).

В соответствии с п.4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.4.1 договору управления многоквартирным и домами от 01.03.2009 г. ( л.д. 43) управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам и иным пользователям, на законных основаниях пользующимся помещением(ями) собственника, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления домом деятельность.

В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.03.2009 г. на ООО «Жилсервис» лежит обязанность по проведению осмотров (обследований) объектов жилищного фонда, инженерного оборудования.

Также на ответчике лежит обязанность обеспечения сохранности жилищного фонда, его инженерных сетей и всего имущества, переданного для обслуживания на уровне не ниже зафиксированного на момент передачи, систематически проводить технические осмотры жилых домов, участвовать в работе по выявлению причин аварийных ситуаций.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ в доме <адрес>, которое включает в себя техническое обслуживание жилого дома, где проживает истец, и представляет собой комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов, заданных параметров и режимов работы конструкций и технических устройств дома.

В соответствии с п.1.7.5. Правил и норм технической эксплуатации, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 г., аварийное состояние жилого дома, его части, отдельных конструкций или элементов инженерного оборудования, вызванное несоблюдением нанимателем, арендатором или собственником жилого помещения по его вине устраняется в установленном порядке обслуживающей организацией.

Права и обязанности сторон, возникающие из пользования жилым помещением, определены Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно данной статьи собственникам принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование, а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно техническое и иное оборудование, находящиеся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Как установлено в судебном заседании истцы добросовестно выполняют свои обязанности, предусмотренные ч.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации и не имеют задолженности перед управляющей компанией ООО «Жилсервис» за содержание и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. за № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. п. 1, 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, крыши входит в состав общего имущества, и потому должна содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Положения п. п.11-16 Правил предусматривают, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил.

Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

В п.42 Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В соответствии с Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий включает текущий ремонт и капитальный ремонт.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий.

В разделе 2 Правил указано, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В соответствии с п. 4.6.1.1. вышеназванных Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;

В соответствии с пунктом 4.1. договора управления от 01 марта 2009 г. управляющая организация (ООО «Жилсервис») обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам и иным пользователям, на законных основаниях пользующимся помещениями собственника, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления домом деятельность.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ответчик являясь управляющей организацией, обязано самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме, в том числе проведение работ по текущему ремонту кровли. Однако данная обязанность ответчиком выполняется не надлежаще.

В связи с изложенным суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истцов о возложении на ответчика ООО «Жилсервис» обязанности выполнить работы по ремонту кровли по периметру квартиры <адрес>

Положениями ст. 151 ГК РФ предусмотрена возможность компенсации морального вреда, в случае если такой вред причинен гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права. Поскольку требования истца основаны на нарушении его имущественных прав, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Саркисян Лалы Рашидовны, Саркисян Светланы Степановны, Фочук Дианы Степановны к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис» о возложении обязанности выполнить ремонтные работы по устранению протечек с кровли, межпанельных швов по периметру квартиры <адрес> компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис» выполнить работы по ремонту кровли по периметру квартиры <адрес>

В удовлетворении исковых требований Саркисян Лалы Рашидовны, Саркисян Светланы Степановны, Фочук Дианы Степановны к ООО «Жилсервис» о взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить срок изготовления мотивированного решения - 28 декабря 2011 г.

Судья                  Свиридова С.А.