Дело № 2-4291/11 19 октября 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ В составе: председательствующего судьи Мирошниченко С.Л. при секретаре Зайцевой Л.Н. при участии прокурора Розенберг Н.В., истца Игольниковой Н.В., представителя ответчика - Шляхтич С.А., действующей на основании доверенности *** от ***, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 19 октября 2011 года делопо иску прокурора города Магадана в защиту интересов Игольниковой Нины Валерьевны к мэрии города Магадана о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Магадана обратился в Магаданский городской суд с иском в защиту интересов Игольниковой Нины Валерьевны к мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение. В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру города Магадана обратилась Игольникова Н.В. с заявлением о нарушении её жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Игоьникова Н.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Магаданского городского суда от 20 марта 1992 года мать и отец заявительницы лишены в отношении неё родительских прав. В период с 12 июня 1990 г. по 30 августа 2004 года обучалась и проживала в МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования № 12». В настоящее время Игольникова Н.В. проживает в общежитии, расположенном в *** в г.Магадане. Данных о закреплении за Игольниковой Н.В. другого жилого помещения не имеется, на праве собственности жилые помещения ей не принадлежат. 27 июня 2007 года Игольникова Н.В. обратилась в Управление по учету и распределнию жилой площади департамента жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы мэрии города Магадана с письменным заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением мэрии г.Магадана от 23 июля 2007 года № 1753 Игольникова Н.В. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и пользуется правом на его внеочередное получение. Между тем, до настоящего времени жилое помещение мэрией города Магадана Игольниковой Н.В. не предоставлено. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании изложенного, прокурор просил обязать мэрию города Магадана предоставить Игольниковой Нине Валерьевне, *** года рождения, изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение, площадью не менее 15 кв.м., расположенное на территории г.Магадана. В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, доводы, изложенные в исковом заявлении. Истец Игольникова Н.В. поддержала исковые требования, пояснила о необходимости в незамедлительном предоставлении ей жилого помещения в связи с предстоящим рождением ребенка. Представитель ответчика просила в удовлетворении требований отказать в виду отсутствия финансовых средств на приобретение жилого помещения. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Поскольку Игольникова Н.В. обратилась в прокуратуру с заявлением о защите её жилищных прав при наличии статуса дети-сироты, прокурор города Магадана был вправе обратиться в суд в защиту жилищных прав Игольниковой Н.В. Как следует из свидетельства о рождении, родителями Игольниковой Нины Валерьевны являлись В. и М.. Решением Магаданского городского народного суда Магаданской области от 20 марта 1992 года В. и М. лишены родительских прав в отношении Игольниковой Нины, *** года рождения. В период с 1990 года по 2004 год Игольникова Н.В. находилась в Магаданском доме ребенка, обучалась в ГОУ «Магаданский областной дошкольный детский дом» и МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования № 12». Согласно справке МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования № 12» № 135 от 28 мая 2007 года, паспортных данных, Игольникова Нина Валерьевна зарегистрирована по адресу: *** с -5 декабря 2001 года по настоящее время. По сведениям ГУ «Магаданское областное управление технической инвентаризации» Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и ЧАО от 22 сентября 2011 года Игольниковой Н.В. жилое помещение на праве собственности в г.Магадане и Магаданской области не принадлежит. Иное жилое помещение за несовершеннолетней на период нахождения в образовательном учреждении не закреплялось. На основании заявления Игольниковой Н.В. она поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. В соответствии со ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. На основании ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п.1 ч.1 ст. 51, п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает обязанность местных органом власти предоставлять детям-сиротам жилые помещения вне очереди, а именно незамедлительно по окончании учебного заведения. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Представленные суду документы свидетельствуют о том, что Игольниковой Н.В. по окончании обучения жилое помещение ответчиком не предоставлено. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В соответствии с положениями Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 г. № 541-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области», Закона Магаданской области от 22 июня 2007 г. № 875-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - государственные полномочия), относящимися к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), воспитывающиеся в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.5 Закона Магаданской области от 22 июня 2007 г. № 875-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями» финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета. Объем субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, определяется в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и предусматривается отдельной статьей расходов в составе областного фонда компенсаций. Порядок расходования средств на осуществление государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления настоящим Законом, устанавливается администрацией Магаданской области. Из указанного следует, что расходы на реализацию мер по обеспечению данной категории детей жилым помещением производятся за счет местных бюджетов с компенсацией (последующей компенсацией) из областного бюджета. Учитывая изложенное ответчиком, обязанным предоставить жилое помещение истцу является мэрия г.Магадана (орган местного самоуправления). На основании ч.5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно ч.1 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Пунктом 1 решения Магаданской городской Думы от 08 июня 2006 года № 65-Д «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» определено, что норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определятся размер общей площади жилого помещения, предоставляемо по договору социального найма составляет 15 квадратных метра на одного человека. В соответствии с ч.2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Таким образом, Игольниковой Н.В. обязаны предоставить жилое помещение изолированное, пригодное для постоянного проживания, жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной нормы на одного человека (не менее 15 квадратных метров), расположенное в черте г.Магадана. Доводы представителя ответчика об отсутствии финансовых средств на приобретение жилья для Игольниковой Н.В., не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют значение для правильного разрешения спора. Учитывая изложенное, требования прокурора города Магадана подлежат удовлетворению. Принимая во внимание длительное нарушение жилищных прав Игольниковой Н.В., суд считает необходимым установить срок исполнения обязанности предусмотренной законом в 1 месяц. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Возложить на Мэрию города Магадана обязанность в срок не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Игольниковой Нине Валерьевне, 1986 года рождения, изолированное, пригодное для постоянного проживания жилое помещение по договору социального найма на состав семьи 1 человек, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, расположенное в черте города Магадана. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения - 24 октября 2011 года. Судья С.Л. Мирошниченко *** ***