Дело № 2-4538/11 20 октября 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ В составе: председательствующего судьи Мирошниченко С.Л. при секретаре Зайцевой Л.Н. в присутствии и.о. Магаданского транспортного прокурора Заикиной Ю.Б., представителей ответчика: Сокирко В.Ю., действующего на основании доверенности *** от ***, Подкорытова С.М., действующего на основании доверенности *** от ***, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 20 октября 2011 года делопо иску Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Аэропорт Магадан» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения требований законодательства, УСТАНОВИЛ: В Магаданский городской суд обратился Магаданский транспортный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Аэропорт Магадан» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения требований законодательства. В обоснование заявленных требований указал, что Магаданской транспортной прокуратурой проведена проверка деятельности на предмет соблюдения требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», создании условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфрастурктуры. Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в следующих документах: свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мало-мобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73 и введенных в действие с 01 сентября 2001 года (СП 31-102-(( и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мало-мобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов». Проведённой проверкой деятельности ФГУП «Аэропорт Магадан» установлено, что здание аэропорта не соответствует установленным требованиям. Так в нарушение требований СП 35-102-99 и п. 3.26 СНиП 35-01-2001 вход в здание аэропорта не оборудован дверями на петлях одностороннего воздействия с фиксатором, обеспечивающим задержку автоматического их закрывания. В нарушение п.3.12 СНиП 35-01-2001 на открытой индивидуальной стоянке около аэропорта Магадан не выделены места для парковки транспорта инвалидов. В нарушение п.3.63 СНиП 35-01-2001 в аэропорту Магадан отсутствуют туалетные комнаты с соответствующими приспособлениями для инвалидов. Таким образом, в ФГУП «Аэропорт Магадан» не созданы условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения, что существенно ущемляет права инвалидов, то есть неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать. На основании изложенного Магаданский транспортный прокурор просил обязать оборудовать специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами аэропорта Магадан, расположенного по адресу: г.Магадан-18, п.Сокол: - оборудовать вход в здание аэропорта Магадан дверями на петлях одностороннего воздействия с фиксатором, обеспечивающим задержку автоматического их закрывания, в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; - выделить места для парковки транспорта инвалидов на открытой индивидуальной стоянке около здания аэропорта Магадан, в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; - оборудовать туалетные комнаты соответствующими приспособлениями для инвалидов в срок не позднее 16 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании прокурор поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнила требования, окончательно просила возложить на ответчика обязанности: оборудовать центральный вход в здание аэропорта Магадан дверями на петлях одностороннего воздействия с фиксатором, обеспечивающим задержку автоматического их закрывания, в срок не позднее 16 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; выделить места для парковки транспорта инвалидов на открытой индивидуальной стоянке около здания аэропорта Магадан, в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; и оборудовать туалетные комнаты, предназначенные для авиапассажиров и расположенные на первом этаже в зале вылета, соответствующими приспособлениями для инвалидов в срок не позднее 16 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Представители ответчика исковые требования с учетом их изменения признали в полном объеме. Выслушав мнение сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Следовательно, прокурор вправе обращаться в суд в интересах неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов, с целью защиты их законных прав и интересов. Согласно Уставу ФГУП «Аэропорт Магадан» основными видами деятельности ответчика являются: аэродромное обеспечение полетов воздушных судов; обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов; предоставление для воздушных судов стоянок; оказание услуг по обеспечению приема и выпуска воздушных судов, выполняющих внутренние и международные перевозки; гостиничное обслуживание авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использование аэропорта. В соответствии со ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Кроме того, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, ФГУП «Аэропорт Магадан» обязан предпринимать меры к оборудованию помещений специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами аэропорта Магадан. Из содержания Акта от 26 августа 2011 года следует, что при проведении проверки в отношении ФГУП «Аэропорт Магадан» установлено, что здание аэропорта не соответствует установленным требованиям: - перила, пандусы, двери на петлях одностороннего воздействия с фиксатором, обеспечивающим задержку автоматического их закрывания, телефоны автоматы, туалетные комнаты с соответствующими приспособлениями для инвалидов - отсутствуют; - места для парковки специальных автотранспортных средств для инвалидов на автомобильной стоянке, расположенной возле аэропорта - не определены. В судебном заседании представитель ответчика признал заявленные требования в полном объеме, последствия признания исковых требований ему разъяснены и понятны, что подтверждается протоколом судебного заседания и заявлением представителя. В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Учитывая, что признание исковых требований в полном объеме не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд полагает возможным принять признание представителем ответчика исковых требований. Из содержания ч.3 ст. 173 и ч. 4 ст. 198 ГПК РФ следует, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. При данных обстоятельствах требования Магаданского транспортного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме с учетом внесенных изменений. Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно, с ответчика на основании ст. 333.19 НК РФ в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей 00 копеек, от уплаты которой освобожден прокурор. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Возложить на Федеральное государственное унитарное предприятие «Аэропорт Магадан» следующие обязанности по оборудованию специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами аэропорта Магадан, расположенного по адресу: г.Магадан-18, п.Сокол: - оборудовать центральный вход в здание аэропорта Магадан дверями на петлях одностороннего воздействия с фиксатором, обеспечивающим задержку автоматического их закрывания, в срок не позднее 16 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; - выделить места для парковки транспорта инвалидов на открытой индивидуальной стоянке около здания аэропорта Магадан, в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; - оборудовать туалетные комнаты, предназначенные для авиапассажиров и расположенные на первом этаже в зале вылета, соответствующими приспособлениями для инвалидов в срок не позднее 16 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Аэропорт Магадан» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения. Установить день изготовления мотивированного решения - 25 октября 2011 года. Судья С.Л. Мирошниченко *** ***