№ 2-4962/11 по иску Короленко В.С. к Управлению по учету и распределению жилой площадью мэрии города Магадан, Департаменту финансов и экономики мэрии города Магадана, Комитету по экономике Администрации Магаданской области о возложении обязанностии



Дело № 2-4962/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи                                              Марковой О.Ю.

при секретаре                                                                        Кириченко В.В.

с участием: представителей истца: Короленко Е.К., действующей на основании от ДД.ММ.ГГГГ и Павловской В.К., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчиков: мэрии г. Магадана и Управления по учету и распределению жилой площади г. Магадана - Гук Е.В., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,

в отсутствие: представителя Департамента финансов и экономики мэрии г. Магадана, представителя соответчика Комитета экономики администрации Магаданской области и истца Короленко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 12 декабря 2011 года гражданское дело по иску Короленко Валерияна Стефановича к Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана, мэрии г. Магадана, Департаменту финансов и экономики мэрии г. Магадана, Комитету по экономике Администрации Магаданской области о возложении обязанности на мэрию г. Магадана заключить договор мены на общую площадь 55, 3 кв.м., стоимостью за 1 кв.м. - <данные изъяты> рублей, на сумму <данные изъяты> рублей, о взыскании с мэрии г. Магадана разницы между фактической общей площадью и сертификатом в сумме <данные изъяты> рублей и взыскании с мэрии г. Магадана компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей,

УСТАНОВИЛ:

Короленко В.С. обратился в Магаданский городской суд с исковым заявлением к Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана, мэрии г. Магадана, Департаменту финансов и экономики мэрии г. Магадана о принуждении мэрии г. Магадана заключить договор мены. В обоснование требований указал, что в 2010 г. он и его жена были приглашены для оформления документов для получения государственного жилищного сертификата. Оформление происходило без каких-либо объяснений и на основании одинаковых документов (заявления и обязательства - приложение 6) как для нанимателей по договорам социального найма, так и для собственников жилья. По утверждению истца, всем обратившимся определяли социальную норму 33 кв.м. на 1 человека, 42 кв.м. на двоих человек и т.д. Также истец указывает, что обязательство - документ для граждан, проживающих по договорам социального найма, то есть в жилье, принадлежащем муниципальному образованию «Город Магадан», и не относится к собственникам жилых помещений. При оформлении документов в Управлении по учету и распределению жилой площади, Короленко Е.К. (жена истца) чувствовала себя плохо, в связи с чем, не придала значение тем документами, которые предложили ей подписать. Вернувшись домой, Короленко Е.К. обнаружила, что она подписала расписку о сдаче документов в ЕГРП, и оказалось, что Управление обманным путем оформило договор дарения двухкомнатной квартиры площадью 55, 3 кв.м. Короленко Е.К. приостановила регистрацию, и оформила заявление о возврате подлинников документов. Истец считает, что с собственниками жилых помещений при оформлении документов о получении государственного жилищного сертификата, должен заключаться договор мены. Кроме того, истец полагает, что неправильно сделан расчет размера субсидии, поскольку не применен коэффициент, установленный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Вследствие неверного расчета сумма субсидии занижена на <данные изъяты> рублей. Со ссылкой на ст. 89 Жилищного Кодекса РФ истец считает неравнозначным предоставление субсидии исходя из 42 кв.м. на 2 человек, поскольку площадь его квартиры составляет 55,3 кв.м. Просит суд обязать мэрию г. Магадана заключить договор мены на 2-х комнатную квартиру общей площадью 55, 3 кв.м., стоимостью <данные изъяты> рублей, возместить разницу <данные изъяты> рублей и компенсировать моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.

Определением Магаданского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечен Комитет по экономике администрации Магаданской области.

Представители истца в судебном заседании в порядке признание иска, мировое соглашение" target="blank" data-id="12246">ст. 39 ГПК РФ изменили предмет иска и просили суд обязать мэрию г. Магадана заключить договор мены на общую площадь 55, 3 кв.м., стоимость за 1 кв.м. - <данные изъяты> рублей, на сумму <данные изъяты> рублей, взыскать с мэрии г. Магадана разницу между фактической общей площадью и сертификатом в сумме <данные изъяты> рублей и взыскать с мэрии г. Магадана компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

        Представитель ответчиков мэрии г. Магадана и Управлению по учету и распределению мэрии г. Магадана исковые требования не признал, по доводам, изложенным в отзыве.

      Истец, представитель Департамента финансов и экономики мэрии г. Магадана, представитель Комитета по экономике Администрации Магаданской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам, поскольку участие в судебном заседания является правом стороны. Неявка в судебное заседание лица, получившего извещение о времени и месте слушания дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.      

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд пришел к следующему.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что истец и его жена Короленко Е.К. зарегистрированы по месту жительства в 2-комнатной квартире <адрес> в г. Магадане.

Собственником указанной квартиры является истец Короленко В.С., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права

      Корешком государственного жилищного сертификата серия ПС о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья подтверждается, что истцу размер социальной выплаты определен в сумме <данные изъяты> рублей.

В настоящее время условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ (далее по тексту - ФЗ № 125).

В соответствии с ст. 4 названного закона, государственный жилищный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья.

Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из:

состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи;

средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (статья 5 ФЗ № 125).

При этом исходя из ч. 4 ст. 5 того же Федерального закона норматив предоставления жилищных субсидий определяется в зависимости от категории граждан и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. К примеру, при стаже работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях от 10 до 15 лет норматив предоставления жилищных субсидий (процент от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья) составляет 75, от 15 до 20 лет - 80 и т.д.

Таким образом, данным Федеральным законом гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья.

      Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что Короленко В.С. как участнику Подпрограммы 07 мая 2010 г. был предоставлен Государственный жилищный сертификат серии ПС № .

      Согласно названному сертификату Короленко В.С. предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> рублей для приобретения жилого помещения в г. Москве.

      Выпиской из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов подтверждается, что истцом приобретено жилое помещение общей площадью 52,2 кв.м. в г. Серпухове Московской области, право собственности на которое зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ

      Данные обстоятельства не оспаривали представители истца в судебном заседании.

В соответствии с пунктом 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее по тексту Правила), для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.

Согласно пункту 45 Правил обязательство, указанное в подпункте «ж» пункта 44 настоящих Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-х месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Исследованием материалов гражданского дела по иску мэрии г. Магадана к Короленко Валерьяну Стефановичу, Короленко Екатерине Кузьминичне об обязании исполнить взятое на себя обязательство от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении и передаче в собственность муниципального образования «Город Магадан» жилого помещения - <адрес>, расположенной в <адрес> в посёлке Уптар в городе Магадане, обязании Короленко Екатерины Кузьминичны освободить вышеуказанное жилое помещение установлено, что решением Магаданского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования мэрии г. Магадана удовлетворены. На Короленко Валериана Стефановича возложена обязанность освободить и сдать мэрии города Магадана жилое помещение -<адрес>, расположенную в <адрес> в посёлке Уптар в городе Магадане, а на Короленко Екатерину Кузьминичну обязанность освободить жилое помещение -<адрес>, расположенную в <адрес> в посёлке Уптар в городе Магадане.

       Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванное решение Магаданского городского суда оставлено без изменения.

        В силу ч.2. ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

        Как указано в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года № 23, под судебным постановлением, указанным в части 2 статьи 61 ГПК РФ, понимается любое судебное постановление, которое согласно части 1 статьи 13 ГПК РФ принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда).

        Таким образом, с учетом правил ст. 61 ГПК РФ, суд считает установленными следующие обстоятельства: с условиями получения и использования государственного жилищного сертификата Короленко В.С. был ознакомлен и обязался их исполнять; ДД.ММ.ГГГГ Короленко В.С. принял на себя обязательства в двухмесячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить и сдать в установленном законодательством РФ порядке принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение; Короленко В.С. реализован государственный жилищный на сумму <данные изъяты> рублей, им приобретены две комнаты в г. Серпухове Московской области, право собственности на которые зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из содержания п. 30 Правил, соглашаясь с условиями участия в Подпрограмме, граждане обязаны передать ранее занимаемые жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, независимо от того, на основании чего осуществляется владение жилым помещением. В противном случае гражданин отстраняется от участия в Подпрограмме.

        При таких обстоятельствах, судом отклоняются доводы истца и его представителей о том, что обязательство о сдаче - это документ для граждан, проживающих в жилых помещениях по договорам социального найма, и не распространяется на собственников жилых помещений.

        Кроме того, при рассмотрении настоящего гражданского дела суд исходит из следующего.

Согласно ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

Статьей 569 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда в соответствии с договором мены сроки передачи обмениваемых товаров не совпадают, к исполнению обязательства передать товар стороной, которая должна передать товар после передачи товара другой стороной, применяются правила о встречном исполнении обязательств (статья 328).

В соответствии с ст. 570 ГК РФ, если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.

В силу ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 16.1 Правил гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, которое, согласно подпункту "ж" пункта 44 тех же Правил, оформляется соответствующим документом.

Указанные положения Правил непосредственно вытекают из статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в которой прямо указано, что жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, безусловно передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

В соответствии с подп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 г., разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных Правилами, уполномочено давать Министерство регионального развития РФ.

Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 09.09.2011 г. № 24696-АД/07, Правила предусматривают обмен в следующей форме: гражданин представляет двухстороннее обязательство о сдаче жилья, которое фактически является предварительным договором передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, и только при условии представления такого обязательства орган исполнительной власти принимает решение о выдаче данному гражданину государственного жилищного сертификата, удостоверяющего его право на получение социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения. Таким образом, у гражданина-участника подпрограммы и органов исполнительной власти субъекта РФ возникают правоотношения по договору мены.

        Между тем, из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ мэрией г. Магадана в адрес истца было направлено письмо о необходимости явиться ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу для заключения договора мены квартиры на государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

       К данному письму был приложен проект договора мены.

        ДД.ММ.ГГГГ письмо было получено истцом, однако ни он, ни его супруга Короленко Е.К. для заключения договора мены не явились.

       Отвечая на вопросы суда в судебном заседании, представители истца пояснили, что письмо и проект договора мены действительно получены, однако не явка для заключения связана с тем, что в проекте договора отсутствовало указание на выплату истцу разницы в сумме 1797768 рублей.

       Согласно пояснениям представителей истца, истец просит возложить на мэрию г. Магадана обязанность заключить договор мены с обязательным указанием в нем следующих условий: общей площади <адрес> - 55, 3 кв.м., стоимостью за 1 кв.м. данной квартиры - <данные изъяты> рублей, и общей стоимости квартиры в сумме <данные изъяты> рублей. Дополнительно сообщили, что истец заключать договор мены без указания в нем вышеназванных условий категорически отказывается, поскольку в соответствии с ч. 7 ст. 57, ст. 89 Жилищного Кодекса РФ истцу по государственному жилищному сертификату должна быть предоставлена жилищная субсидия исходя из общей площади квартиры, собственником которой он является, то есть 55, 3 кв.м., в то время как фактически истцу выдан ГЖС из расчета 42 кв.м.

Статьей 57 Жилищного Кодекса РФ регламентировано предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В частности, ч. 7 данной статьи предусмотрено, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Статья 89 Жилищного Кодекса РФ регулирует вопросы, связанные с предоставлением гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением.

Исключительный перечень отношений, регулируемых жилищным законодательством, установлен статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, к которым обеспечение граждан-участников подпрограммы, выезжающих из районов Крайнего Севера, государственным жилищным сертификатом не относится.

Из содержания Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 следует, что утвержденные им Правила входят в состав подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, и регулируют особый вид правоотношений между государством и гражданами, связанных не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется ГЖС.

Об этом прямо указано в п. 2 Правил, согласно которому предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

В этом же пункте и пункте 6 Правил говорится, что участие в Подпрограмме является добровольным, участвовать в ней могут граждане, изъявившие такое желание.

Поэтому, изъявив желание участвовать в Подпрограмме и улучшить свои жилищные условия с помощью жилищного сертификата - путем получения субсидии для приобретения жилья, гражданин соглашается со всеми ее условиями.

В частности, он соглашается с определенным статьями 13 и 14 Правил порядком расчета размера субсидии для приобретения жилья на территории избранного им субъекта Российской Федерации.

Кроме того, соглашаясь на участие в Программе, гражданин избирает способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления субсидии в виде государственного жилищного сертификата, а не путем получения бесплатного жилья на условиях социального найма.

        В этой связи ссылки истца и его представителей на положения ст. ст.57, 89 Жилищного Кодекса РФ, нельзя признать состоятельными.

        К доводу истца о том, что ему должна быть произведена выплата разницы в сумме <данные изъяты> рублей, суд относится критически по следующим основаниям.

В соответствии с п. 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Согласно п. 19 указанных Правил, гражданам - участникам подпрограммы, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выдачу сертификата осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных субсидий.

В соответствии с п. 5.3.14 Постановления Правительства РФ от 26 января 2005 г. N 40 "Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития РФ и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Правительства РФ", Минрегион России осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований.

Согласно п. 28 вышеуказанных Правил, распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.

При подготовке проекта закона о федеральном бюджете на планируемый год государственный заказчик Подпрограммы на основании списков (сведений), полученных от органов исполнительной власти субъектов РФ, вносит в установленном порядке предложения по объему и распределению по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат участникам данной Подпрограммы.

В соответствии с п. 33 указанных Правил, в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год государственный заказчик предоставляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения государственных жилищных сертификатов по категориям граждан-участников подпрограммы. На основании полученных от органов исполнительной власти заявок на выпуск государственных жилищных сертификатов и с учетом утвержденного графика, государственный заказчик издает приказ о выпуске и выдаче государственных жилищных сертификатов и направляет соответствующее количество бланков государственных жилищных сертификатов в органы исполнительной власти, которые производят их оформление на имя граждан-участников подпрограммы и передают сертификаты в органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации для вручения данных сертификатов гражданам-участникам подпрограммы.

В силу п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.

Анализ приведенных норм права показывает, что механизм предоставления доплаты к ранее выданному и уже реализованному сертификату действующим законодательством не предусмотрен.

Кроме того, истец просит взыскать разницу в сумме <данные изъяты> рублей именно с мэрии г. Магадана, которая не является органом исполнительной власти субъекта РФ (в данном случае Магаданской области), уполномоченным на осуществление мероприятий по реализации указанной подпрограммы.

Согласно п. 15 Правил, при расчете размера социальной выплаты для граждан-участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 Правил, применяется норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации.

Таким образом, вопреки доводам истца и его представителей, для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, не применяется коэффициент в размере 1,2, что непосредственно следует из содержания подп. «з» п. 5, п. 15 Правил, а применяется норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 Правил, норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, который составляет 42 кв. м на семью из 2 человек.

      С учетом изложенного, суд считает, что при определении размера субсидии по государственному жилищному сертификату, сумма субсидии в размере <данные изъяты> рублей определена в соответствии с требованиями действующего законодательства.     

Судом также установлено, что размер социальной выплаты, предоставленной истцу, определялся исполнительным органом субъекта РФ - Комитетом экономики администрации Магаданской области, уполномоченным на осуществление мероприятий по реализации указанной подпрограммы.

Судом учитывается, что, поскольку гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно, государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения, в том числе и только за счет средств федерального бюджета. Гражданин никоим образом не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и месторасположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием либо без использования собственных или кредитных денежных средств.

      При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что требования истца о возложении обязанности на мэрию г. Магадана заключить договор мены с обязательным включением в него следующих условий: указанием общей площади <адрес> в <адрес> - 55, 3 кв.м., стоимостью за 1 кв.м. данной квартиры - <данные изъяты> рублей, а также общей стоимости квартиры в сумме <данные изъяты> рублей, о взыскании с мэрии г. Магадана разницы между фактической общей площадью и сертификатом в сумме <данные изъяты> рублей, не основаны на нормах действующего законодательства, и удовлетворению не подлежат.

Также истец просит взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в сумме 200 000 рублей. При этом в обоснование своих доводов о взыскании денежной компенсации морального вреда поясняет, что моральный вред причинен ему в связи с нарушением имущественных прав, а именно право на своевременное получение жилищного сертификата, что причинило ему физические и нравственные страдания, а именно: обострение имеющегося хронического заболевания «гипертония», испытывал чувства унижения, разочарования и обиды, гнева и возмущения.

В соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 ГК РФ.

Статья 151 ГК РФ предусматривает, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в постановлении от 20.12.1994 г. № 10 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума ВС РФ от 25.10.1996 г. № 10, от 15.01.1998 г. № 1 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», пункт 2, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация и т.д.), или нарушающими его личные неимущественные права.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.

Из содержания п. 1 Пленума следует, что суду необходимо выяснять характер взаимоотношений сторон, и какими правовыми актами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений.

     Таким образом, несмотря на то, что человек претерпевает страдания во множестве случаев, это не означает, что он во всех случаях приобретает право на компенсацию морального вреда. Такое право возникает лишь при наличии предусмотренных законом оснований ответственности за причинение морального вреда.

В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Между тем, Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ не содержит норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере регулируемых им отношений.

Из пояснений представителей истца в судебном заседании следует, что личные неимущественные права истца не нарушены, а нарушены его имущественные права.

Принимая во внимание, что права истца носят имущественный характер и не относятся к категории личных неимущественных прав, не посягают на принадлежащие истцу другие нематериальны блага, то в силу ст. 151 ГК РФ, у истца отсутствуют законные основания требовать компенсации морального вреда, в связи с чем, суд полагает, отказать истцу в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

Исследовав и оценив доказательства исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, а также, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Короленко В.С.

Руководствуясь статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Короленко Валерьяну Стефановичу в удовлетворении исковых требований к Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана, мэрии г. Магадана, Департаменту экономики и финансов мэрии г. Магадана, Комитету по экономике администрации Магаданской области о возложении обязанности на мэрию г. Магадана заключить договор мены на общую площадь 55, 3 кв.м., стоимостью за 1 кв.м. - <данные изъяты> рублей, на сумму <данные изъяты> рублей, о взыскании с мэрии г. Магадана разницы между фактической общей площадью и сертификатом в сумме <данные изъяты> рублей и взыскании с мэрии г. Магадана компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения - 16 декабря 2011 года.

Председательствующий                                         Маркова О.Ю.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>