№ 2-4928/11 по иску Ивченко С.П. к Департаменту здравоохранения администрации Магаданской области о взыскании расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно



Дело № 2-4928/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи                                   Марковой О.Ю.

при секретаре                                  Эйснер К.А.

в присутствии: истца Ивченко С.П., представителя истца - Замурьева Д.А., в отсутствие: представителя ответчика Департамента здравоохранения администрации Магаданской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 07 декабря 2011 года гражданское дело по иску Ивченко Светланы Петровны к Департаменту здравоохранения администрации Магаданской области о взыскании расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно,

УСТАНОВИЛ:

     Ивченко С.П. обратилась в Магаданский городской суд с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения администрации Магаданской области о взыскании расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно. В обоснование иска указано, что согласно полученному из Новосибирского научно-исследовательского института патологии кровообращения имени акад. Мешалкина Е.Н. вызову на госпитализацию от ДД.ММ.ГГГГ , истица была направлена на получение высокотехнологичной помощи в названный институт. Оплата лечения произведена за счет средств федерального бюджета на 2009 г., а оплата стоимости проезда к месту проведения отпуска за счет средств работодателя. Истица самостоятельно приобрела билеты по маршруту Магадан-Новосибирск-Магадан. По возращении в г. Магадан истица обратилась к работодателю с заявлением о возмещении затрат по проезду на операцию, однако работодатель отказался оплачивать расходы, мотивируя тем, что между ним и Департаментом здравоохранения Магаданской области договор об оплате проезда не заключался. Департамент здравоохранения администрации Магаданской области также отказался возмещать истице расходы по проезду на операцию. Просит суд взыскать с ответчика стоимость авиабилетов по маршруту Магадан-Новосибирск-Магадан в сумме 54180 рублей и расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в сумме 1825,40 рублей.

       В судебном заседании истец и его представитель настаивали на удовлетворении исковых требований, предъявленных Департаменту здравоохранения администрации Магаданской области, пояснив, что именно данный ответчик обязан возместить фактически понесенные ею расходы по проезду к месту лечения и обратно как больной по жизненным показаниям в соответствии с п. 5.1.8 Положения о порядке направления граждан в медицинские учреждения за пределы Магаданской области для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) и специализированной медицинской помощи и возмещении расходов, в редакции, действовавшей по состоянию на момент проведения операции, то есть на 2009 г.

        Представитель ответчика Департамента здравоохранения администрации Магаданской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения истца и представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, по имеющимся в деле доказательствам, поскольку участие в судебном заседания является правом стороны. Неявка в судебное заседание лица, получившего извещение о времени и месте слушания дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.      

       Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд пришел к следующему.

     В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (далее по тексту - Основы законодательства) охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Основ законодательства законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

В силу ст. 17 Основ законодательства граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Ст. 40 Основ законодательства установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в медицинских организациях является расходным обязательством Российской Федерации.

Постановлением Администрации Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ -па утверждено Положение о порядке направления граждан в медицинские учреждения за пределы Магаданской области для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) и специализированной медицинской помощи и возмещении расходов, которое регламентирует порядок отбора и направления граждан, проживающих на территории Магаданской области, в медицинские учреждения за пределами области для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) или специализированной медицинской помощи при наличии медицинских показаний и невозможности оказания необходимой медицинской помощи в условиях областных специализированных лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ), а также правила возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи больным за пределами Магаданской области (п.1.1) (далее по тексту Положение о порядке направления граждан на лечение).

Пунктом 1.4 Положения о прядке направления граждан на лечение закреплено, что Департамент здравоохранения осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделяемых из областного бюджета, на возмещение расходов по оплате высокотехнологичной (дорогостоящей) и специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях за пределами области и проезда к месту оказания медицинской помощи и обратно гражданам, проживающим на территории Магаданской области.

        В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что согласно письму Департамента здравоохранения администрации Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ Ивченко С.П. направлена на лечение на основании вызова от ДД.ММ.ГГГГ на госпитализацию ФГУ НИИ ПК им. ак. Е.Н. Мешалкина, заключения ВК МУЗ «Городская поликлиника № 1» от ДД.ММ.ГГГГ .

       Также в письме указано, что оплата лечения производится за счет средств федерального бюджета 2009 г. (квота региона), а оплата стоимости проезда до г. Новосибирска и обратно за счет средств работодателя.

        Из представленных в материалы дела копий авиабилетов по маршруту Магадан-Новосибирск-Магадан следует, что истицей фактически затрачены денежные средства по проезду на лечение в общей сумме 54180 рублей.

        В судебном заседании истец и его представитель пояснили, что ответчик обязан произвести возмещение фактически понесенных истицей расходов по проезду к месту лечения, поскольку истец относится к категории граждан «по жизненным показаниям», указанных в п. 5.1.8 Положения о порядке направления граждан в редакции, действовавшей в период, когда истица была направлены на операцию в г. Новосибирск, то есть по состоянию на 2009 г.

        Как установлено в судебном заседании, Ивченко С.П. была направлена Департаментом здравоохранения администрации Магаданской области на операцию в г. Новосибирск в 2009 г., фактически операция выполнена ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует письмо ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени ак. Е.Н. Мешалкина» от ДД.ММ.ГГГГ

        По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Положение о порядке направления граждан в медицинские учреждения за пределы Магаданской области для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) и специализированной медицинской помощи и возмещении расходов действовало в редакции постановлений администрации Магаданской области от 29.03.2007 N 96-па, от 31.07.2008 N 301-па.

Согласно п. 5.1 Положения, оплата проезда к месту оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) и специализированной медицинской помощи, которая не может быть оказана на территории Магаданской области, и обратно производится департаментом здравоохранения за счет средств областного бюджета в размере 100 процентов стоимости проезда следующим категориям граждан:

5.1.1. Сопровождающим инвалидов II степени ограничения способности к трудовой деятельности.

5.1.2. В исключительных случаях, по решению Комиссии по отбору - гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, при их направлении на медицинские консультации, лечение и (или) обследование за пределы Магаданской области в медицинские учреждения, не включенные в Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации.

5.1.3. Малоимущим гражданам и их несовершеннолетним детям.

5.1.4. Малоимущим гражданам, сопровождающим несовершеннолетних детей.

5.1.5. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе студентам государственных высших и средних учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения, в возрасте до 24 лет.

5.1.6. Неработающим пенсионерам по старости.

5.1.7. Коренным малочисленным народам Севера.

5.1.8. Больным по жизненным показаниям.

5.1.9. Медицинским работникам, сопровождающим больных по жизненным показаниям (при наличии заключения клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактических учреждений о необходимости такого сопровождения).

5.1.10. Детям работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета, до 18 лет.

5.1.11. Больным туберкулезом, направляемым на санаторно-курортное лечение в специализированные противотуберкулезные санатории.

5.1.12. Гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, при их направлении в медицинские учреждения за пределы Магаданской области на медицинские консультации и (или) обследование, а также при их направлении в медицинские учреждения за пределы Магаданской области на лечение, оплата которого осуществляется за счет средств областного бюджета.

5.1.13. Сопровождающим граждан, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и детей-инвалидов в случаях, указанных в подпунктах 5.1.2 и 5.1.12 пункта 5.1 настоящего Положения.

        По утверждению истца и его представителя, Ивченко С.П. относится к категории граждан «больным по жизненным показаниям».

        С целью проверки указанных доводов, Определением Магаданского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени ак. Е.Н. Мешалкина» были истребованы сведения относительно того, является ли диагноз, установленный Ивченко Светлане Петровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - 147.1 Пароксизмальная суправентрикулярная тахикардия. ХСН-0, диагнозом, по которым операции проводятся «по жизненным показаниям».

        Аналогичные сведения были истребованы Определением Магаданского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в Департаменте здравоохранения администрации Магаданской области.

         Из ответа ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени ак. Е.Н. Мешалкина» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что оперативное лечение Ивченко С.П. носило плановый характер, операция радиочастотной абляции при пароксизмальной суправентикулярной тахикардии не является операцией, выполняемой по жизненным и экстренным показаниям.

        Согласно письму Департамента здравоохранения администрации Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ направление на лечение Ивченко С.П. носило плановый характер. Из выписки из амбулаторной карты следует, что приступы у Ивченко С.П. возникали с 2003 г. и в течение 5 лет она жила с ними, справляясь лекарственными средствами. Экстренность в оперативном лечении ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени ак. Е.Н. Мешалкина» не определил, следовательно, показания для направления пациентки «по жизненным показаниям» отсутствовали.

        В выписке из амбулаторной карты Ивченко С.П. указано, что приступы редкие 2-3 раза в год, купировались приемом седативных средств, рефлекторными пробами. С 2008 г. наблюдается учащение частоты и длительности пароксизмов, появилась необходимость приема а/аритмических средств. Обследование в кардиологическом отделении Магаданской областной больницы органического поражения с.с.с. не выявило. Объективно - состояние удовлетворительное.

        Из протокола заседания врачебной комиссии МУЗ «Городская поликлиника № 1» видно, что Ивченко С.П. направляется ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени ак. Е.Н. Мешалкина» в связи с невозможностью оказания медицинской помощи на месте.

        Вместе с тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом и его представителем, суду не были представлены бесспорные и достоверные доказательства в подтверждение того, что Ивченко С.П. относится к категорий граждан « больным по жизненным показаниям» согласно п. 5.1.8 Положения о порядке направления граждан в медицинские учреждения за пределы Магаданской области для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) и специализированной медицинской помощи и возмещении расходов, не добыто таких доказательств и в судебном заседании.

       К суждению представителя истца о том, что если бы операция Ивченко С.П. не была проведена, это могло привести к летальному исходу, суд относится критически, поскольку оно носит предположительный характер и документально не подтверждено.

       При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что истец и его представитель не доказали, что Ивченко С.П. относится к категории «больным по жизненным показаниям», в связи с чем, оснований для отнесения ее к числу лиц, которым производится оплата в размере 100% к месту лечения и обратно, у суда не имеется.

       На наличие иных оснований, перечисленных в п. п. 5.1, 5.2 Положения о порядке направления граждан в медицинские учреждения за пределы Магаданской области для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) и специализированной медицинской помощи и возмещении расходов в редакциях как по состоянию на 2009, так по состоянию на 20111 г., для возложения на ответчика обязанности по возмещению истице фактически понесенных расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно, истица и ее представитель в судебном заседании не ссылались.

       В письме Департамента здравоохранения администрации Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ указано, что оплата стоимости проезда до <адрес> и обратно пациентке производится за счет средств работодателя.

       В силу ст. 323 Трудового Кодекса РФ для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором может предусматриваться оплата за счет средств организации стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания.

Гарантии медицинского обслуживания для работников других организаций устанавливаются коллективными договорами.

Таким образом, из анализа ст. 323 Трудового Кодекса РФ следует, что оплата стоимости проезда для медицинских консультаций или лечения может производиться работодателем при одновременном соблюдении следующих условий:

- наличие медицинского заключения о необходимости таких консультаций или лечения;

- отсутствие возможности проведения этих консультаций или лечения по месту проживания работника, которое также должно быть отражено в медицинском заключении;

- нахождение соответствующего консультационного или лечебного заведения в пределах России, но не за границей;

- урегулированность данного вопроса в коллективном договоре.

При этом оплата стоимости проезда должна производиться не за счет федерального бюджета, а за счет средств организаций.

       При таких обстоятельствах, требования о возмещении расходов по проезду к месту лечение предъявлены к Департаменту здравоохранения администрации Магаданской области необоснованно.

Кроме того, суд также исходит из того, что хотя в ст. 323 говорится только о коллективном договоре, условие об оплате проезда для указанных в ней целей может быть предусмотрено в трудовом договоре, а также в соглашениях, заключенных на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях на основании общих норм Трудового Кодекса РФ.

        В судебном заседании установлено, и не оспаривалось истицей, что она работает медрегистратором в ООО «Офтальмологический центр «КРОФТ-Оптика М».

       Указанные пояснения истицы подтверждаются договором с медсестрой-медрегистратором от ДД.ММ.ГГГГ

        Исследованием данного договора установлено, что указанное общество является основным местом работы Ивченко С.П., и им не предусмотрена оплата стоимости проезда работника к месту лечения и обратно, в том числе и в случаях оказания высокотехнологической медицинской помощи.

На основании анализа установленных по делу обстоятельств и оценки представленных в их подтверждение доказательств, суд пришел к выводу, что истица не относится к больным по жизненным показаниям в соответствии с п.5.1.8 Положения о порядке направления граждан не лечение (в редакции, действовавшей по состоянию на 2009 г.), и не имеет право на возмещение расходов по проезду к месту лечения по маршруту Магадан-Новосибирск-Магадан за счет средств Департамента здравоохранения администрации Магаданской области.

Исследовав и оценив доказательства исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, а также, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что исковые требования Ивченко С.П. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Ивченко Светлане Петровне в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Департаменту здравоохранения администрации Магаданской области о взыскании расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно - отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения суда - 12 декабря 2011 года.

     Председательствующий                                         Маркова О.Ю.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>