№ 2-5790/11 по иску Юскевич В.Ф. к мэрии города Магадана, Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение



Дело № 2-5659/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе:

председательствующего судьи Марковой О.Ю.

при секретаре Крикун И.Н.

с участием: истца Юскевич Валерии Федоровны, представителя истца Шарагиной И.И., представителя ответчиков мэрии города Магадана и Управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана – Шляхтич С.А., действующего на основании доверенностей б/н от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, представителя отдела опеки и попечительства Управления образования мэрии города Магадана –Эсауловой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане 27 декабря 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Юскевич Валерии Федоровны к мэрии г. Магадана, Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Юскевич В.Ф. обратилась в Магаданский городской суд с исковым заявлением к мэрии г. Магадана, Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана о признании права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту проживания в городе Магадане. В обоснование заявленных требований указала, что она родилась и проживала в п.Сеймчан Среднеканского района вместе с матерью. После смерти матери в 1997 году была направлена в учреждение образования Магаданской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Ольский детский дом. Ей было гарантировано предоставления благоустроенного жилого помещения в п.Сеймчан при достижении 18 лет. С 2002 года она проходила обучение в профессиональном лицее в г.Магадане, который окончила в 2004 году. В связи с тем, что трудоустроиться в п.Сеймчан по специальности по окончании обучения было не возможно, осталась проживать в г.Магадане, где проживаю постоянно до настоящего времени. Так как своего жилья у неё в г.Магадане не имелось, была временно зарегистрирована в п.Талон по <адрес> г.Магадане, а в настоящее время временно зарегистрирована по <адрес> г.Магадане. В 2005 году у истца родился сын, который проживает вместе со ней. Поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и нуждается в улучшении жилищных условий, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением на имя начальника управления по учету и распределению жилой площади мэрии г.Магадана о постановке на учет для получения жилой площади как лица из числа детей-сирот. В постановке на учет было отказано по тем основаниям, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, а её возраст превышает 23 года. Считает, что поскольку в городе Магадане она проживает более 10 лет, то имеет право состоять на учете на получение жилой площади как лица детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования и просил суд обязать мэрию города Магадана предоставить вне очереди в соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилых помещений в г. Магадане, соответствующее санитарным и техническим требованиям.

Представитель ответчика мэрии г. Магадана в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, при этом, пояснил суду, что мэрия города Магадана не оспаривает то, что Юскевич В.Ф. относится к категории детей, которые остались без попечения родителей. Однако сейчас истице более 23 лет, а получить жилье такие лица могут до достижения ими 23 летнего возраста. Поскольку Юскевич В.Ф. перешла тот возрастной предел, до которого ей обязаны были предоставить жилье, то теперь она такого права не имеет. При этом Юскевич В.Ф. не состоит в очереди на получение жилья, до настоящего времени в такую очередь не встала и не числится, как нуждающаяся в жилье.

Представитель органа опеки и попечительства города Магадана, исковые Юскевич В.Ф. к мэрии города Магадана о внеочередном предоставлении жилого помещения поддержал в полном объеме, при этом пояснил, что Юскевич В.Ф. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, после окончания обучения в государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Магаданский областной детский дом» была зачислена на полное государственное обеспечение в ГОУ НПО «Профессиональный лицей », где обучалась до конца учебного 2004 года. Администрация ГОУ НПО «Профессиональный лицей » неоднократно обращалась с письменным запросом в Администрацию муниципального образования «Среднеканский район» с просьбой трудоустроить и обеспечить истца жильем, однако данный вопрос решен не был. Таким образом, за Юскевич В.Ф. не сохранилось право пользования жилым помещением ни в муниципальном образовании «Среднеканский район» ни в городе Магадане.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В силу ст. 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Указанные выше законоположения, предусматривают как жилищные права указанных лиц, так и меры по их непосредственной защите, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Жилищный кодекс РФ предусматривает льготное обеспечение жильем лиц, нуждающихся в социальной защите. В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Анализ статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 1 Закона Магаданской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями» в совокупности с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ указывает на то, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении органами местного самоуправления.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Как установлено судом, что подтверждено письменными доказательства по делу, Юскевич В.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения возраста 23 лет относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что ее мать Ю.Н,, умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец Ю.Ф. решением Среднеканского районного суда Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим.

Постановлением Администрации Среднеканского района от ДД.ММ.ГГГГ Юскевич В.Ф. была направлена под надзор в учреждение образования Магаданской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение. Администрации Сеймчанского поссовета по достижению Юскевич В.Ф. 18-летнего возраста необходимо предоставить благоустроенное жилье в пос. Сеймчан.

ДД.ММ.ГГГГ Юскевич В.Ф. окончила ГОУ НПО «Профессиональный лицей », где на полном государственном обеспечении обучалась до конца 2004 года.

Руководителем ГОУ НПО «Профессиональный лицей » в адрес Администрации Среднеканского района было направлено письмо с просьбой трудоустроить Юскевич В.Ф. по профессии «Изготовитель хлебобулочных изделий» и обеспечить жильем.

Из ответа на запрос Отдела образования Среднеканского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что трудоустроить Юскевич В.Ф. по специальности «Изготовитель хлебобулочных изделий» не представляется возможным, так как в районе имеется всего один пищекомбинат, который укомплектован полностью.

Кроме того, из письма главы Сеймчанской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Юскевич В.Ф. как сироте будет предоставлено жилое помещение по возвращении на постоянное место жительство в пос. Сеймчан.

Также истица обращалась в региональную общественную приемную председателя партии «Единая Россия» по вопросу предоставления жилое помещения. Которое было перенаправлено руководителю Управления по учету и распределению жилой площади Департамента ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана для рассмотрения по существу.

Однако жилое помещение во исполнение приведенных выше норм закона истцу до настоящего времени не предоставлено.

Данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании не опровергнуто.

Отвечая на вопросы суда в судебном заседании, представитель органа опеки и попечительства, пояснил, что Юскевич В.Ф. до достижения ею 23 лет обращалась в органы опеки и попечительства с целью реализации своего права на жилище.

При таких обстоятельствах, суд считает, что вопреки доводам представителя ответчика, Юскевич В.Ф. как достижения 23 лет, так и в последствии обращалась в органы, которые в соответствии с законодательством, должны обеспечить ее жилым помещением во внеочередном порядке.

Доводы ответчика о том, что истец не состоял на учете на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, не свидетельствуют о незаконности предъявленных требований, поскольку предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.

Поэтому, факт нахождения истицы на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, правового значения при рассмотрении возникшего спора не имеет.

Не может быть признано состоятельным и утверждение представителя ответчика о том, что гарантии в части обеспечения истца жилой площадью вне очереди могли быть реализованы лишь до достижения им 23-летнего возраста.

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истцу своевременно не предоставлена, тогда как он был отнесен законом к числу лиц, нуждающихся в особой социальной защите государства.

При этом суд принимает во внимание положения статьи 3 Закона Магаданской области от 14.12.2010 № I342-O3 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Магаданской области», статьи 2 Закона Магаданской области от 17.12.2007 № 942-03 (ред. от 14.12.2010) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству», в силу которых защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из задач, возложенных на ответчика.

Ссылки представителя ответчика на Определение Конституционного суда РФ от 12.04.2011 г. № 551-О-О судом во внимание не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании его положений.

В этой связи суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Юскевич В.Ф. исковых требований к мэрии г. Магадана о внеочередном предоставлении жилого помещения.

В силу ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

На основании ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Магаданской городской Думы от 08 июня 2006 г. № 65-Д «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» в соответствии со статьями 14 и 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании части 2 статьи 29 Устава муниципального образования "Город Магадан", руководствуясь статьями 31 и 45 Устава муниципального образования "Город Магадан", установлена норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 15 квадратных метров на одного члена семьи.

В этой связи Юскевич В.Ф. мэрией г. Магадана должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 15 кв. м. в пределах города Магадана.

Вместе с тем, исковые требования к Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана предъявлены необоснованно, поскольку оно не относится к органам местного самоуправления, полномочным на предоставление жилья на условиях социального найма, в связи с чем, исковые требования, предъявленные к Управлению удовлетворению не подлежат.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об обоснованности доводов истца, приведенных в обоснование его требований, и о недоказанности ответчиком обстоятельств, на которые он ссылался в обоснование своих возражений, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать мэрию города Магадана предоставить Юскевич Валерии Федоровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м., расположенное на территории г. Магадана.

Юскевич Валерии Федоровне в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение, отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить дату изготовления мотивированного решения – 29 декабря 2011 года.

Председательствующий Маркова О.Ю.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>