№2-1449/2011 по заявлению прокурора г. Магадана к ООО `Фиэста` о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест



18 апреля 2011 г. Дело № 2-1449/2011.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Хан Т.А.,

при секретаре Боровской Л.А.,

с участием прокурора г.Магадана ФИО6

представителя ответчика ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 18 апреля 2011 г. гражданское дело по заявлению прокурора города Магадана в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста»» о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на 2011 год в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Магадана обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста» о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на 2011 год в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование своего требования, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства, проводимой прокуратурой г.Магадана, было установлено, что в ООО «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста» не проведена аттестация рабочих мест.

Между тем, в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

Согласно Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному постановлением Минтруда РФ от 14 марта 1997 г. № 12, аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях обоснования льгот и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, включения в трудовой договор условий труда работников, применения мер воздействия к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда, рассмотрения вопроса о прекращении эксплуатации производственных участков и оборудования. При аттестации рабочих мест проводится оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений. При этом учитывается обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективность этих средств. При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы, тяжесть и напряженность труда.

Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе - на получение досрочной пенсии; уклонение от проведения аттестации рабочих мест также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - возможных работников данного предприятия.

Таким образом, ООО «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста» не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона условия труда, бездействие ответчика ставит под угрозу жизнь и здоровье работников общества.

Просит суд обязать ООО «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста» провести аттестацию рабочих мест, согласно штатному расписанию на 2011 год в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Прокурор г.Магадана в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживает, просит суд заявление удовлетворить и обязать ООО «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста» провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на 2011 год в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования прокурора г.Магадана, предъявленные в суде к ООО «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста» о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на 2011 год в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, признает; суду пояснила, что в настоящее время администрацией общества принимаются необходимые меры для проведения аттестации рабочих мест. Не возражает против удовлетворения судом исковых требований прокурора г.Магадана.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной инспекции труда в Магаданской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу третье лицо извещено надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление, согласно которому Государственная инспекция труда в Магаданской области просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Принимая во внимание правила, установленные статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также мнение прокурора г.Магадана и представителя ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя Государственной инспекции труда в Магаданской области по имеющимся в деле материалам.

Выслушав пояснения прокурора г.Магадана и представителя ответчика, исследовав представленные в деле материалы, суд приходит к следующему.

Статьей 37 Конституции РФ гарантировано каждому гражданину РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить, в частности, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Целями проведения аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с названным Порядком… порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с настоящим Положением, используются в целях:

контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

подготовки статистической отчетности об условиях труда;

последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

При этом пунктом 5 Порядка… установлено, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Согласно пункту 15 Порядка… при аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность.

Как было установлено в судебном заседании, что также следует из представленных в деле материалов, ООО «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста» действует на основании Устава, утвержденного решением единственного участника общества № № от ДД.ММ.ГГГГ г.; основными видами деятельности общества являются розничная торговля прочими пищевыми продуктами, производство хлебобулочных изделий, деятельность ресторанов и кафе.

В соответствии с пунктами № Устава ООО «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста» высшим органом управления Общества является общее собрание участников.

Единоличным исполнительным органом общества является директор.

Согласно протоколу № № учредителя ООО «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста» от ДД.ММ.ГГГГ г. директором общества избрана ФИО8

Согласно штатному расписанию ООО «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста» на 2011 год, утвержденному директором общества, в штате общества имеется ДД.ММ.ГГГГ штатных единиц.

В судебном заседании также установлено, что до настоящего времени аттестация рабочих мест с последующей сертификацией в обществе не проведена.

Охрана труда согласно статье 209 Трудового кодекса РФ представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление охраной труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

- государственная экспертиза условий труда;

- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на получение досрочной пенсии.

Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, поскольку в результате и текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте могут работать разные лица. Проведение аттестации призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

Кроме того, в случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни и здоровью работника затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате обеспечения безопасных условий труда могут потерять кормильца либо утратить часть совокупного дохода.

Таким образом, отсутствие аттестации рабочих мест в ООО «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста» противоречит интересам государства.

Согласно статьи 2 Конституции РФ соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства, а в соответствии со статьей 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Из представленных в деле материалов также следует, что ООО «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста» планирует провести аттестацию рабочих мест на предприятии во втором квартале текущего года в апреле 2011 г.

При этом представитель ответчика в судебном заседании не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора г.Магадана о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на 2011 г.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора г.Магадана о понуждении к проведению аттестации рабочих мест в количестве № единиц согласно штатному расписанию на 2011 год в срок не позднее 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Также в соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере, установленном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, то есть в сумме 4 000 рублей.

Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора города Магадана в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста» о понуждении к обязанности провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на 2011 год в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста» провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на 2011 год в срок не позднее шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Фиэста» в доход бюджета Муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 4 000 руб. 00 коп. (Четыре тысячи руб. 00 коп.)

На решение сторонами может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Магаданский областной суд через городской суд в течение десяти дней, исчисляя срок со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.

В соответствии с частью 2 статьи 108 и статьей 199 Гражданского процессуального кодекса РФ установить днем изготовления мотивированного решения - 25 апреля 2011 г.

Судья Хан Т.А.