дело об админ правонарушении



Дело № 12-361/10

Р Е Ш Е Н И Е

18 августа 2010 года                                                                     г. Магадан

Судья Магаданского городского суда Магаданской области Адаркин И.А., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ветеринарного врача областного государственного учреждения «Станция по борьбе с болезнями животных «Магаданская» Толман Вероники Валерьевны и протесту первого заместителя прокурора области Сергиенко В.Г. на постановление от 16 июля 2010 года заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области Шейко В.И., о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) руб., в отношении

Толман Вероники Валерьевны, 14.09.1977 г.р., уроженки г. Магадана, проживающей по адресу: г. Магадан, ул. Набережная р. Магаданки, д. 73, корп. 4. кв. 2, работающей ветеринарным врачом областного государственного учреждения «Станция по борьбе с болезнями животных «Магаданская»,

с участием: представителей Управления Россельхознадзора по Магаданской области Зиброва Д.С. (доверенность № 33 от 05.08.2010 г.), Шунковой О.В. (доверенность № 6 от 15.03.2010 г.),

прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Пруцкова С.А. (уд-е ТО № 1000062).

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением от 16 июля 2010 года заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области (далее - Управление) Шейко В.И. ветеринарный врач областного государственного учреждения «Станция по борьбе с болезнями животных «Магаданская» (далее - ОГУ «СББЖ») Толман В.В. признана виновной и привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) руб., в связи с тем, что в нарушение п. 3.4 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утверждённых приказом Минсельхоза РФ 16.11.2006 № 422, выразившееся в отсутствии указания всех требуемых сведений в ветеринарной справке 249 № 0012255 от 21.05.2010, оформленной ветеринарным врачом Толман В.В., а именно, отсутствие сведений и информации о проведении обязательной ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, на которую оформлена указанная ветеринарная справка, дающая право реализации продукции без ограничений, ветеринарным врачом Толман В.В. продукция животного происхождения «колбасные изделия, мясные копчености в ассортименте» в количестве 20 мест, 500 кг, выработанная 21.05.2010 ООО «Охотский берег плюс», не подвергнута в установленном порядке обязательной ветеринарно-санитарной экспертизе, определяющей её пригодность к использованию для пищевых целей, направлена в реализацию без ограничений.

Не согласившись с указанным постановлением, Толман В.В. обратилась с жалобой в Магаданский городской суд. В жалобе просила постановление от 16 июля 2010 г. отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что поскольку на продукцию, в отношении которой оформлялась ветеринарная справка, имелось удостоверение качества, производитель ООО «Охотский берег плюс», имеет сертифицированное производство, ею был произведен визуальный контроль и продукция была признана качественной, производить ветеринарно-санитарную экспертизу она не уполномочена, указала на незаконность проведения внеплановой проверки в отношении ООО «Охотский берег плюс», а соответственно на незаконность составления протокола и вынесения постановления.

Также на вышеуказанное постановление должностного лица Управления прокурором принесен протест. В доводах протеста прокурор полагает вынесенное постановление незаконным, подлежащим отмене в связи с отсутствием события правонарушения, производство по делу подлежащем прекращению, поскольку качество продукции и её ветеринарно-санитарное состояние подтверждается, в том числе, качественным удостоверением. Материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют, что на продукцию, перевозимую ООО «Охотский берег плюс», имеется удостоверение качества № РНк-00000004985 от 21.05.2010 г. Дополнительное прохождение продукцией ветеринарно-санитарной экспертизы при выдаче ветеринарной справки формы 4 не требуется, поскольку её качество в ветеринарном отношении проверено самим производителем, что подтверждается соответствующим удостоверением.

Кроме того, вина Толман В.В. в направлении в реализацию без ограничений продукции животного происхождения, не подвергнутой в установленном порядке обязательной ветеринарно-санитарной экспертизы, является недоказанной, поскольку в ходе производства по делу вопрос о прохождении грузом ветеринарно-санитарной экспертизы административным органом не проверялся и не рассматривался. Факт непрохождения продукции ветеринарно-санитарной экспертизы не доказан, документально материалами дела не подтверждён. Оснований для признания выданной ветеринарной справки недействительной, не имеется. Отсутствие в ветеринарной справке сведений о прохождении продукцией ветеринарно-санитарной экспертизы не свидетельствует о её непроведении и не является доказательством вины ветеринарного врача Толман В.В.Ветеринарное состояние продукции удостоверено ссылкой на удостоверение качества и проведение ветеринарного осмотра, который, в том числе, является элементом ветеринарной экспертизы

В судебное заседание заявитель не явилась, извещена надлежаще.

Ходатайствовала об отложении рассмотрения дела по жалобе, в связи с нахождением в отпуске и учебном отпуске с 01 августа 2010 г. по 16 ноября 2010 г., с выездом в г. Владивосток.

Определением от 18 августа 2010 г., в удовлетворении заявленного ходатайства, отказано.

С учетом изложенного, в соответствии с положениями ст. 25.1 КоАП РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося лица.

В судебном заседании представители административного органа полагали, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, поскольку Толман В.В. привлечена к административной ответственности в соответствии с законом, ее вина доказана материалами дела.

Прокурор в судебном заседании поддержал доводы протеста в полном объеме, просил обжалуемое постановление признать незаконным и отменить в связи с отсутствием события правонарушения, производство по делу прекратить

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы (протеста) и проверяет дело в полном объеме.

Исследовав в судебном заседании материалы административного дела в отношении Толман В.В., обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.

Частью 1 первой ст. 10.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, ветеринарным врачом ОГУ «СББЖ» Толман В.В. была оформлена ветеринарная справка формы № 4 - 249 № 0012255 от 21.05.2010 г. на продукцию «колбасные изделия, мясные копчености в ассортименте» в количестве 20 мест, 500 кг, выработанную ООО «Охотский берег плюс», согласно сведений в указанной справке, продукция подвергнута ветеринарному осмотру и направляется для хранения и реализации без ограничений.

Постановлением от 16 июля 2010 года должностного лица Управления Толман В.В. признана виновной и привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, в связи с тем, что в ветеринарной справке 249 № 0012255 от 21.05.2010, оформленной ветеринарным врачом Толман В.В., отсутствовали сведения и информации о проведении обязательной ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, на которую оформлена указанная ветеринарная справка, дающая право реализации продукции без ограничений, ветеринарным врачом Толман В.В. продукция животного происхождения «колбасные изделия, мясные копчености в ассортименте», выработанная 21.05.2010 ООО «Охотский берег плюс», не подвергнутая в установленном порядке обязательной ветеринарно-санитарной экспертизе, определяющей её пригодность к использованию для пищевых целей, являющаяся продукцией, несущей угрозу для жизни и здоровья человека, направлена в реализацию без ограничений.

Согласно п. 1.1 «Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов», утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 N 422 (ред. от 19.03.2010) (далее - Правила), 1.1. настоящие Правила устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.

В соответствии с п. 1.2 Правил, ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.

В силу положений п. 1.3 Правил, партии грузов, перечисленных в Приложении № 19 к настоящим Правилам, мясо и мясные продукты (п. 2.1 Приложения № 19) должны сопровождаться ветеринарными справками формы N 4 (Приложение N 4) - при перевозке грузов в пределах района (города).

Согласно п. 2.3 Правил, ветеринарную справку формы N 4 подписывает ветеринарный врач (ветеринарный фельдшер) учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, и заверяет печатью учреждения.

В соответствии с п. 3.4 Правил, ветеринарные сопроводительные документы, не соответствующие требованиям пунктов 3.1, 3.2 и 3.3 настоящих Правил, а также заполненные разными чернилами, почерками, имеющие исправления, неясный оттиск печати, без печати, без подписи, без полного наименования должности, без указания фамилии, инициалов специалиста, подписавшего ветеринарный сопроводительный документ, без указания всех требуемых сведений, в т.ч. даты их выдачи, а также копии документов считаются недействительными.

В соответствии с основными понятиями, содержащимися в ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О качестве и безопасности пищевых продуктов", удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий - документ, в котором изготовитель удостоверяет соответствие качества и безопасности каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов; нормативные документы - государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов, материалов и изделий; технические документы - документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.

В соответствии с п. 1.1. "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" СанПиН 2.3.2.1078-01", (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001), (далее - Санитарные правила), правила устанавливают гигиенические нормативы безопасности и пищевой ценности для человека пищевых продуктов, а также требования по соблюдению указанных нормативов при изготовлении, ввозе и обороте пищевых продуктов.

Санитарными правилами, в том числе определены следующие требования:

п. 2.9. Изготовление пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с нормативными и техническими документами и подтверждаться изготовителем удостоверением качества и безопасности пищевых продуктов (далее - удостоверение качества и безопасности).

п. 2.24. Индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, действующими в сфере изготовления и оборота пищевых продуктов, по результатам проведения мероприятий, направленных на обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, соответствие требованиям нормативных и технических документов, включая проведение производственного контроля, на каждую партию пищевого продукта оформляется удостоверение качества и безопасности.

п. 2.25. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, действующие в сфере изготовления и оборота пищевых продуктов, осуществляют лабораторные исследования и испытания самостоятельно либо с привлечением лабораторий, аккредитованных в установленном порядке.

В соответствии с разделом 9 Приложения 9 (справочное) к СанПиН 2.3.2.1078-01, в целях настоящих Санитарных правил используются, в том числе, следующие основные термины и определения: удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов - документ, в котором изготовитель удостоверяет соответствие качества и безопасности каждой партии пищевых продуктов требованиям нормативных, технических документов.

Согласно ст. 21 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 (ред. от 30.12.2008, с изм. от 22.07.2010) "О ветеринарии", мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.

В соответствии с п. 8.1.2 "Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов" (утв. Минсельхозом СССР 27.12.1983), на мясокомбинатах и мясоперерабатывающих предприятиях качество сырья и готовой продукции определяют в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации на указанные продукты, используя правила приемки и методы испытаний, предусмотренные государственными стандартами. Результаты оценки качества регистрируют в журналах установленной формы.

Согласно п. 8.1.3 указанных правил, на мясоперерабатывающих предприятиях качество колбасных изделий и мясных копченостей определяют в соответствии с требованиями стандартов и технических условий на отдельные виды изделий, используя методы, предусмотренные действующими государственными стандартами об отборе проб и лабораторном исследовании колбасных изделий и копченостей.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении на продукцию, перевозимую ООО «Охотский берег плюс», в отношении которой ветеринарным врачом Толман В.В. была оформлена ветеринарная справка формы № 4, имелось удостоверение качества № РНк-00000004985 от 21.05.2010.

При таких обстоятельствах прохождение продукцией ветеринарно-санитарной экспертизы при выдаче ветеринарной справки формы № 4, поскольку её качество проверено самим производителем, что подтверждается соответствующим удостоверением.

Кроме того, из материалов дела не усматривается факт непрохождения продукции ветеринарно-санитарной экспертизы, в ходе производства по делу данное обстоятельство не устанавливалось.

В ветеринарной справке подлежит указанию информация о том, чему подвергнут груз: «исследованиям, вакцинации, обработкам, дезинфекции, консервации, пастеризации (стерилизации), ветэкспертизе и др.» (Приложением № 4 к указанным Правилам организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов).

Указанный перечень мероприятий, направленных на установление ветеринарно-санитарного состояния сопровождаемого груза, не является исчерпывающим.

Сведений о том, что вышеуказанная ветеринарная справка признана недействительной, в материалах дела не имеется.

Отсутствие в ветеринарной справке сведений о прохождении продукцией ветеринарно-санитарной экспертизы не свидетельствует о её непроведении и не является доказательством вины ветеринарного врача Толман В.В.

Соответственно, действия (бездействия) Толман В.В., за которые она была привлечена к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, не образуют состава административного правонарушения.

В связи с изложенным постановление от 16 июля 2010 о привлечении Толман В.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу об отмене обжалуемого постановления и прекращения производства по настоящему делу по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление от 16 июля 2010 года заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области Шейко В.И., о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) руб., в отношении Толман Вероники Валерьевны, отменить, производство по делу прекратить по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5, ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья                                                   И.А. Адаркин