дело № 12-329/11 об административном правонарушении по протесту зам. прокурора Магаданской области на постановление Ростехнадзора по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ООО `Аурум Плюс`



Дело № 12-329/11

Р Е Ш Е Н И Е

24 июня 2011 г.                                                                      город Магадан

Судья Магаданского городского суда Магаданской области Ворочевская О.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по протесту заместителя прокурора Магаданской области Борисенко В.А. на постановление и.о. руководителя Северо-Восточного управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексеева С.В. от 07 июня 2011 года по ч. 3 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении юридического лица

общества с ограниченной ответственностью «Аурум плюс», юридический адрес: Магаданская область, Ягоднинский район, п. Ягодное, ул. Строителей, д.34, ОГРН 1054900297814,

с участием: прокурора Коростыленко Ю.Е. (удостоверение № 088066, выдано 18.09.09г., действительно по 18.09.12г.),

представителя Северо-Восточного управления Ростехнадзора Дедова С.В. (доверенность от 22.06.11г. № 05/12),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением и.о. руководителя Северо-Восточного управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) Алексеева С.В. от 07 июня 2011 года юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Аурум плюс» (далее - ООО «Аурум плюс», Общество), привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации склада взрывчатых материалов (месторасположение ручей Петер, в 30 км от п. Ягодное, в 4 км от ФАД «Колыма») на срок до девяноста суток, в связи с тем, что хранение взрывчатых материалов на складе ВМ ООО «Аурум плюс» осуществлялось без наличия лицензии на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения, срок действия лицензии № ХВ-76-004169 истек 25 ноября 2010 года, в нарушение п.1 ст. 9 Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", чем нарушены требования безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

Заместитель прокурора Магаданской области принес на указанное постановление протест в Магаданский городской суд. Просил постановление от 07.06.2011 г. изменить, признать ООО «Аурум плюс» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 9.1 КоАП РФ на часть 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен телефонограммой, представил ходатайство об отложении рассмотрения дела по жалобе, в удовлетворении которого судьей было отказано. С учетом изложенного судья пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося представителя юридического лица.

В судебном заседании прокурор поддержал доводы протеста в полном объеме, просил обжалуемое постановление изменить, признать ООО «Аурум плюс» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.9.1 КоАП РФ и назначить наказание в пределах санкции указанной статьи.

Представитель административного органа в судебном заседании согласился с доводами прокурора.

Выслушав объяснения прокурора, представителя административного органа, обсудив доводы протеста, исследовав доказательства, имеющиеся в деле, суд пришел к следующему.

Частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с примечанием 1 к ст.9.1 Ко АП РФ, под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу положений ч. 1,2 ст. 6 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию является представление соискателем лицензии в лицензирующий орган разрешения на ввод опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, а также декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта. Указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов.

Как следует из п.33 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по хранению взрывчатых материалов промышленного назначения.

Согласно п. п. 3,4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2008 N 279 "Об утверждении Положений о лицензировании в области взрывчатых материалов промышленного назначения", лицензирование хранения взрывчатых материалов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Лицензия предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в том числе, обязана:

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из Перечня (приложение 1 к ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов") к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

В соответствии с постановлением от 19 мая 2011 г. и.о. прокурора Ягоднинского района Магаданской области Радмаева С.В. возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Аурум плюс» по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.1 КоАП РФ.

Постановление вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ, с указанием обстоятельств дела, состава правонарушения, статьи КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение.

Материалы дела были направлены для рассмотрения в Северо-Восточное управление Ростехнадзора.

Определением № 1 от 26 мая 2011г. должностное лицо Северо-Восточного управления Ростехнадзора назначилодело об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Аурум плюс» по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации склада взрывчатых материалов (месторасположение ручей Петер, в 30 км от п. Ягодное, в 4 км от ФАД «Колыма») на срок до девяноста суток в связи с тем, что в нарушение п.1 ст. 9 Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" хранение взрывчатых материалов на складе ВМ ООО «Аурум плюс» осуществлялось без наличия лицензии на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения, так как срок действия лицензии № ХВ-76-004169 истек 25 ноября 2010 года.

Таким образом, при рассмотрении должностным лицом дела об административном правонарушении действия ООО «Аурум плюс» были переквалифицированы с части 2 ст. 9.1 КоАП РФ на часть 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 10.06.2010) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» возможность переквалификации совершенного правонарушения на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, возможно при наличии следующих условий: если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, а также, если это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

Согласно части 2 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность виновность лица в совершении правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. В числе обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении согласно статьи 26.1 КоАП РФ, является наличие события административного правонарушения (места, времени, обстоятельств совершения правонарушения).

Эти данные, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно положений ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Однако постановление о назначении административного наказания не содержит мотивов, по которым административный орган посчитал квалификацию административного правонарушения, данную прокурором при возбуждении дела, неправильной.

Кроме того, административное приостановление деятельности склада взрывчатых веществ назначено на срок до девяноста суток, что также не может быть признано законным, поскольку срок административного наказания должен быть определенным.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

При рассмотрении материалов дела по протесту в судебном заседании на основании исследованных материалов, установлено, что при привлечении к административной ответственности ООО «Аурум плюс» по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ были существенным образом нарушены процессуальные требования, предусмотренные ст. 26.1, 26.2, 29.10, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, данные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело,

Поскольку в судебном заседании установлено, что вынесение постановления в отношении ООО «Аурум плюс» о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ было произведено с нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление и.о. руководителя Северо-Восточного управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексеева Сергея Васильевича от 07 июня 2011 года о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Аурум плюс» за совершенное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.

Возвратить дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Аурум плюс» на новое рассмотрение в Северо-Восточное управление Ростехнадзора.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5, ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья: подпись

Копия верна

Судья                                                                                               О.В. Ворочевская