дело об административном правонарушении ` 12-122/11 по жалобе Рыбалко О.Н. на постановление мирового судьи по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ



Судья Баюра Л.Н

Дело № 5-62/5 - 11

№ 12 - 112/ 11

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Магадан 23 марта 2011 г.

Судья Магаданского городского суда Титуленков И.В.

с участием лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которому разъяснены права предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ отводов ходатайств не имеет.

представителя административного органа - начальника отдела контроля и надзора Департамента образования Администрации Магаданской области Пономаренко Г.Е., действующего на основании доверенности от 13 июля 2010 года,

рассмотрев в судебном заседании жалобу на постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 5 г. Магадана от 10 февраля 2011 г которым

Рыбалко Ольга Николаевна, 18 ноября 1969 года рождения, уроженка г. Магадана, проживающей по адресу: г. Магадан, ул. Колымская д. 26 кв. 19, работающая заведующей Муниципальным дошкольнымобразовательным учреждением «Центр развития ребенка - детский сад № 2»,ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

У С Т А Н О В И Л :

Заведующая Муниципальным дошкольнымобразовательным учреждением «Центр развития ребенка - детский сад № 2»,Рыбалко Ольга Николаевна постановлением по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ мирового судьи судебного участка № 5 от 10 февраля 2011 г., привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 ( двадцать ) тысяч рублей.

За то, что являясь лицом, ответственным за выполнение требований по ведению образовательной деятельности, проводилаобразовательную деятельность с грубым нарушением лицензионного требования, выразившимся в отсутствии законного основания владения и пользования оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования.

Не соглашаясь с постановлением Рыбалко, обратилась в суд с жалобой на указанное постановление. В обосновании жалобы указав, что судьей не учтены при вынесении постановления её раскаяние, устранение вредных последствий на момент проверки. В постановлении неверно указаны её год рождения и название учреждения. Просит постановление отменить либо изменить назначенное наказание.

В судебном заседании Рыбалко жалобу поддержала в полном объёме. приведя изложенные в ней доводы. Дополнительно пояснила, что «Центр развития ребенка - детский сад № 2» является оздоровительным учреждением. Имеет два обособленных здания. На которые она получила свидетельства на аренду земли. Свидетельства на право аренды здания она не получила поскольку считала, что полученных свидетельств достаточно. В настоящее время свидетельства о государственной регистрации прав на здания получены. Детей в детский сад она принимает по направлению департамента образования, и отказать в приёме ребенка она не вправе. Согласно лицензии численность детей не должна превышать 150 человек. На момент проверки по списку значилось 157 детей. Однако фактически детский сад посещают не больше 110 - 120 детей по причинам болезней и нахождения в отпусках с родителями. При этом ежемесячно число детей меняется в связи с принятием новых и убытием детей прошедших оздоровление.

Представитель административного органа полагал постановление мирового судьи законным и обоснованным, поскольку допущенные нарушения лицензии являются грубыми.

Согласно ст. 30.6 судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Заслушав пояснении лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы прихожу к следующему.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении в период с 17 по 19 января 2011 года сотрудниками Департамента образования Администрации Магаданской области при проведении плановой проверки лицензионных условий и требований в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 2» по адресу: г. Магадан ул. Ленина д. 30-А, д. 28-А, было установлены грубые нарушения лицензионного требований, выразившимся в отсутствии законного основания владения и пользования оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования с 01 сентября 2010 года.

В соответствии с п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицом, ответственным за выполнение требований и условий лицензии, является руководитель образовательного учреждения (заведующий детским садом). Нарушения лицензионных условий и требований установлены в процессе проверки.

В соответствии с п. 6 ст. 33 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» «Порядок создания образовательных учреждений и регламентация образовательной деятельности» устанавливается, что «...право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)». При этом лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия.

МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2» г. Магадана имеет лицензию А № 299993 от 18 ноября 2009 года на право ведения образовательной деятельности.

Пунктом 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 277, определен перечень лицензионных требований и условии при осуществлении образовательной деятельности.

Одним из лицензионных требований, установленных подпунктом «б» пункта 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 277, является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности.

Документом, подтверждающим законность владения, пользования, распоряжения зданиями, сооружения, строениями, помещениями, территориями является свидетельство о государственной регистрации права соискателя лицензии (лицензиата) на собственность либо оперативное управление, либо аренду недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки было установлено, что договором комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана от 02 марта 1998 года № 9 детскому саду было передано и принято в оперативное управление муниципальное недвижимое имущество - 2 нежилых помещения площадью 2784,7 кв.м., зданий, находящихся по адресу, г. Магадан, пр. Ленина, д. 30-А и пр. Ленина, д. 28-А.

В соответствии с требованиями законодательства заведующей детским садом О.Н. Рыбалко необходимо было оформить и получить свидетельства о государственной регистрации права на оперативное управление муниципальным недвижимым имуществом в Управлении Федеральной регистрационной службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.

На момент проведения проверки данные документы оформлены не были.

Тем самым заведующая МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2» Рыбалко О.Н. допустила грубое нарушение требований о лицензировании образовательной деятельности.

Из акта проверки следует, что в 2009 и 2010 годах в детском саду превышены число детей, установленная приложением № 1 к лицензии, при нормативе 150 чел. Списочный состав составлял 156 и 157 детей соответственно, что относится к грубым нарушениям лицензионных условий и требований, установленных п. 8-е Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 277.

Данные обстоятельства подтверждаются

протоколом об административном правонарушении от 25 января 2011 года;

служебной запиской от 21 января 2011 года;

актом проверки Департаментом образования МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2» от 19 января 2011 года;

копией приказа от 24 декабря 2010 года № 872 «О проведении плановой выездной проверки выполнения лицензионных требований и условий в МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2».

Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно примечанию, к указанной статье, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Как следует из Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 277 (ред. от 24.09.2010) "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" ст. 7. Лицензирование образовательной деятельности учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), образовательных учреждений религиозных организаций (объединений) осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением, соответствующими лицензирующими органами в зависимости от уровня реализуемых образовательных программ.

Ст.8. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:

а) ведение лицензиатом или заявление к лицензированию соискателем лицензии образовательной деятельности по образовательным программам, предусмотренным для соответствующего типа образовательных учреждений или для научных организаций в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике";

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) учебно-методической документации, предусмотренной пунктами 6, 6.1 и 8 статьи 9 Закона Российской Федерации "Об образовании", а также учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации образовательных программ заявленного уровня и направленности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (федеральными государственными требованиями) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании требованиям;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают реализацию образовательных программ заявленного уровня и направленности и отвечают установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании требованиям;

д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации об образовании требований к организации образовательного процесса, а также прав участников образовательного процесса, в том числе требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, установленных для образовательных программ соответствующего уровня и направленности;

е) соблюдение лицензиатом предусмотренной лицензией предельной численности обучающихся и воспитанников;

ж) соблюдение лицензиатом Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505.

Ст. 9. Осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" - "е" пункта 8 настоящего Положения.

При назначении административного наказания судья учел характер совершенного административного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, то, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ранее не привлекалось к административной ответственности, и назначил административное наказание в виде административного штрафа.

Как следует из Письма Рособрнадзора от 16.03.2010 N 01-43/11-01 "Об отдельных вопросах, связанных с применением Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 277"

Подпункт "б" пункта 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 277 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), содержит такое лицензионное требование как "наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям".

Рособрнадзор обращает внимание на то, что документами, свидетельствующими о наличии иного законного основания для использования указанных объектов недвижимости, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности, являются: договор аренды; договор безвозмездного пользования;

свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления;

свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения.

В деле имеется договор № 139 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления зданий по адресу г. Магадан ул. Ленина д. 30-А, д. 28-А между комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Магадана и МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2», что на основании указанного письма свидетельствует о наличии иного законного основания для использования объектов недвижимости.

В судебном заседании Рыбалко просила изменить назначенное ей наказание, на более мягкое. Ёй были представлено свидетельство о государственной регистрации права на указанные объекты недвижимости от 11 марта 2011 г. выданного на основании договора № 139 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, а также список посещаемости детей МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2»в 2010 г. Согласно которого посещаемость детей составляла максимально 110 человек.

Согласно ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 11.11.2008) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Указанные в жалобе доводы о том, что судьей не учтены при вынесении постановления её раскаяние, устранение вредных последствий на момент проверки, постановлении неверно указаны её год рождения и название учреждения, не могут быть приняты во внимание, поскольку указание в постановлении неправильно год рождения Рыбалко не свидетельствует о том, что личность лица привлеченного к административной ответственности не установлена. Неправильное указание названия учреждения МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 20» является технической ошибкой и не является основанием к отмене постановления.

При назначении наказания судья не указал на наличие смягчающих вину обстоятельств, однако назначил наказание в пределах минимальной санкции указанной ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Однако при назначении наказания Рыбалко судьёй не обсуждался вопрос о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ.

Обсуждая вопрос о возможности освобождения лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности правонарушения полагаю что при изложенных обстоятельствах действия Рыбалко О.Н. формально содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствие вреда и наступивших последствий совершенное Рыбалко правонарушение при установленных по делу обстоятельствах является малозначительным, поскольку оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства.

С учетом изложенного в соответствии с пунктом 3 статьи 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ мирового судьи судебного участка № 5 от 10 февраля 2011 подлежат отмене, а производство по данному делу - прекращению на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 от 10 февраля 2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Рыбалко Ольги Николаевны отменить.

Объявить Рыбалко Ольге Николаевне устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Рыбалко Ольги Николаевны прекратить по пункту 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть пересмотрено в надзорном порядке.

Судья И.В.Титуленков