покушение на убийство



дело № 1-375 (10)<данные изъяты>

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г.Лысьва08.10.2010г.

Лысьвенский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Теплоухова А.В. при секретаре Смирновой Ю.А., Исаковой О.В., с участием государственного обвинителя – помощника Лысьвенского горпрокурора Ошеева Е.О., подсудимого Карсакова В.А., защитника Мамаевой Р.П., рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

Карсакова В.А., <данные изъяты> <адрес>, несудимого,

под стражей не содержавшегося,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 105 УК РФ,

у с т а н о в и л :

Карсаков В.А. совершил покушение на убийство.

13-го марта 2010г. около 19 часов в общежитии по <адрес> в <адрес> после совместного употребления спиртного в результате возникшей ссоры у Карсакова В.А. возник умысел на убийство К.Д.С. Реализуя свой умысел, Карсаков зашёл в комнату №, где К.Д.С. спал на диване, вооружился кухонным ножом и, осознавая опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде смерти К.Д.С., и желая её наступления, нанёс спящему К.Д.С. ножом не менее трёх ударов в живот и один удар в поясничную область. Однако свой умысел на убийство Карсаков реализовать до конца не смог по независящим от него причинам, поскольку К.Д.С. проснулся и оказал ему сопротивление.

Своими умышленными действиями Карсаков причинил К.Д.С. колото-резаные ранения брюшной стенки, проникающие в брюшную полость, с повреждениями тонкого кишечника, колото-резаную рану поясничной области – телесные повреждения, повлекшие за собой тяжкий вред здоровью.

Подсудимый Карсаков В.А. виновным себя признал полностью, показал, что проживал в одной комнате по <адрес> со своей сестрой М.Е.В. и её сожителем К.Д.С.. К.Д.С. и сестра иногда ссорились, при этом К.Д.С. иногда применял к сестре насилие, то есть мог ударить её, но такие случаи были не часто. ДД.ММ.ГГГГ он (Карсаков) с утра употреблял спиртное с К.Д.С., сестрой и другими, сначала в комнате сестры, затем у соседей в <адрес>. В процессе распития спиртного у него с К.Д.С. возник конфликт из-за ревности; К.Д.С. приревновал его к М.Е.В., поскольку та села ему (Карсакову) на колени; в коридоре между ними – К.Д.С. и Карсакова В.А. произошла драка, они ударили друг друга, их разняли М.Е.В. и Б.В.А.. Когда стали расходиться из <адрес>, он (Карсаков) зашёл в 4-ю комнату, там, лёжа на спине, спал К.Д.С., и больше никого не было. Он (Карсаков) взял нож и нанёс К.Д.С. ножом 3 удара в живот и один удар в правый бок. К.Д.С. проснулся, и они сцепились, К.Д.С. повалил его на пол, нанёс удары рукой в лицо, ударил 2-3 раза. В комнату зашла М.Е.В., забрала нож и ушла, затем забежал Б.В.А. и разнял их. К.Д.С. убивать не хотел, просто хотел припугнуть, свои действия не осознавал, так как был в алкогольном опьянении.

Виновность подсудимого подтверждается следующими доказательствами.

Потерпевший К.Д.С. показал, что ДД.ММ.ГГГГ он, его сожительница М.Е.В., её брат Карсаков и их соседи – Б.В.А. и его супруга распивали спиртное сначала в комнате №, затем у соседей в комнате №. Он (К.Д.С.) вышел покурить, а когда вернулся, увидел М.Е.В. сидящей на коленях Карсакова, вспылил из-за этого, вызвал М.Е.В. в коридор, стал уговаривать её идти домой; вышел Карсакова В.А., стал за неё заступаться, и у него с Карсакова В.А. произошла драка, они обменялись парой ударов, от его ударов Карсакова В.А. упал, на этом драка закончилась. Через некоторое время он (К.Д.С.) ушёл к себе в комнату и лёг спать. Дальнейшие события помнит плохо, проснулся на диване с колото-резаными ранами, отчего проснулся, - не помнит; на диване напротив сидел Карсаков; он (К.Д.С.) вызвал "Скорую помощь", в больнице потерял сознание. До этого употреблял спиртное в течение одной недели.

Свидетель М.Е.В. показала, что её брат Карсаков стал проживать с ней и её сожителем К.Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее между ней и К.Д.С. происходили конфликты, были случаи, когда К.Д.С. её избивал, в том числе и в присутствии её брата Карсакова, брат её защищал, но справиться с К.Д.С. не мог. ДД.ММ.ГГГГ во время распития спиртного в <адрес>, поскольку сесть было некуда, она села на колени своего брата, и он поцеловал её в щёку. К.Д.С. приревновал её, стал звать домой; К.Д.С. и Карсаков вышли в коридор, стали там разбираться, между возникла драка, она и Б.В.А. разняли их. Она и К.Д.С. зашли к себе в комнату, где, поговорив с К.Д.С., она ушла в комнату к Б.В.А.. Через некоторое время она вернулась к себе в комнату, увидела там К.Д.С., лежащим на правом боку на диване, на втором диване, стоящем напротив, сидел Карсаков. Рядом с К.Д.С. лежал нож, у него были кровь, порезы на животе; она растолкала его, спросила, кто его ранил, он сказал, что не знает. Она взяла нож, пришла к Б.В.А., сказала, что это она порезала К.Д.С. сказала так, потому что была пьяная, подумала, что у неё с К.Д.С. произошёл конфликт, он её «довёл», и поэтому она причинила ему ножевые ранения. Б.В.А. забрал у неё нож, и вместе с супругой пришёл к ней в комнату. В этот момент К.Д.С. бил Карсакова, Б.В.А. их разнял. Позднее она спрашивала брата, зачем он причинил телесные повреждения К.Д.С., тот сказал, что ничего не знает, а позже пояснил, что ударил ножом К.Д.С., так как не раз видел, как он её обижает. В состоянии алкогольного опьянения её брат вспыльчив, сам «задирается».

Свидетель Б.В.А. изложил обстоятельства дела, имевшие место до причинения К.Д.С. ножевых ранений, включая конфликт и драку между К.Д.С. и Карсакова В.А. в коридоре общежития, в соответствии с показаниями подсудимого, потерпевшего и свидетеля М.Е.В., показал, что затем он (Б.В.А.) выпроводил всех из своей комнаты и лёг спать; через полчаса пришла М.Е.В. с ножом в руке, сказала, что «порезали», а кто кого порезал, он не понял. Он зашёл в комнату М.Е.В., увидел там, что Карсакова В.А. дерётся с К.Д.С.; К.Д.С. был сверху, наносил удары Карсакова В.А.. Он (Б.В.А. разнял их, увидел ножевые ранения у К.Д.С., вызвал "Скорую помощь".

Свидетель Б.Н.Д. показала, что ДД.ММ.ГГГГ после того, как их соседи М.Е.В., К.Д.С. и Карсаков, употребив спиртное, ушли к себе в комнату, она (Б.Н.Д.), находясь в своей комнате, услышала из их комнаты ругань, затем к ним постучалась М.Е.В.; Б.В.А. забрал у неё кухонный нож и вышел. Через 5 минут она (Б.Н.Д.) зашла в <адрес>, увидела там К.Д.С., он лежал на диване, держа руки на животе; Карсаков сидел на полу; М.Е.В., находившаяся здесь же, сказала: «Похоже я пырнула Д.», она также сказала, что К.Д.С. и Карсаков дрались. Потом приехали сотрудники милиции.

Свидетель Б.Е.Б. показала, что проживает в общежитии; вечером, узнав от Н. В., что в <адрес> шум, она (Б.Е.Б.) зашла в эту комнату, и увидела там К.Д.С., который лежал на диване, на другом диване сидел Карсаков; рядом с К.Д.С. находилась М.Е.В., плакала. В комнату зашли Б.Н.Д. и Б.В.А.; Карсаков схватил вилку или нож, но М.Е.В. у него этот предмет забрала. Когда К.Д.С. пытался встать, Карсаков ударил его два раза по лицу, К.Д.С. упал на диван, тогда Б.В.А. ударил Карсакова по лицу. М.Е.В. говорила, что возьмёт на себя вину за причинённые К.Д.С. ранения, так как ей жалко Карсакова, потому что он из детского дома.

Свидетель Ш.А.А. подтвердил свои показания на предварительном следствии, где он пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в составе группы немедленного реагирования совместно с Х.А.Н. и К.А.В. выезжал на <адрес> по сообщению о ножевом ранении. В комнате в состоянии алкогольного опьянения находились К.Д.С. с ножевыми ранениями в области живота, Карсаков со следами побоев на лице и незначительным порезом на спине, а также М.Е.В.. Карсаков сказал, что он подрался с К.Д.С.. Последний подтвердил это, но говорил, что никто никого не желает привлекать к уголовной ответственности. М.Е.В. говорила, что она ножевые ранения никому не причиняла, и не знает, кто их причинил К.Д.С.. От их соседа – Б.В.А. стало известно, что к нему в комнату зашла М.Е.В. с ножом и сказала, что она ударила ножом К.Д.С.; он (Б.В.А.) забрал у неё нож и оставил его у себя в комнате, выдал его добровольно. У К.Д.С. признаков потери сознания не было, он вёл себя адекватно, поддерживал разговор, хорошо ориентировался в окружающей обстановке и в происходящем.

Свидетель К.А.В. подтвердил свои показания на предварительном следствии, где пояснял, что ДД.ММ.ГГГГ в составе группы немедленного реагирования выезжал по адресу <адрес> по сообщению о ножевом ранении. По данному адресу они застали К.Д.С., сидящего на кровати, напротив на диване сидел Карсаков В.А., здесь же находилась М.Е.А. В комнату зашёл Б.В.А., пояснил, что проживает в комнате №, и у него там на кухонном столе лежит нож, которым, возможно, и было причинено ранение К.Д.С.. Он (К.А.В.) прошёл с Б.В.А. к нему в комнату и забрал этот нож как возможное орудие совершения преступления. Вдоль лезвия ножа была полоска бурого цвета. Б.В.А. сказал, что этот нож к нему в квартиру принесла М.Е.В. /т.1 л.д. 185-186/.

Свидетель Х.И.И. на предварительном следствии показал, что работает командиром взвода отдельной роты ППСМ ОВД по Лысьвенскому муниципальному району. ДД.ММ.ГГГГ находился в составе автопатруля совместно с К. и К.2. По радиостанции они приняли сообщение о том, что по адресу <адрес> ножевое ранение, и сразу прибыли на данный адрес. Там уже находилась группа немедленного реагирования в составе Ш.А.А., Х.А.Н., К.А.В.. На месте стали выяснять, кто причинил ножевое ранение К.Д.С. Сосед сказал, что ножевое ранение причинила сожительница К.Д.С. - М.Е.В.. Этот сосед добровольно выдал нож, пояснив, что им К.Д.С. и были причинены телесные повреждения (л.д. 187 т.1).

Свидетель Х.А.Н. на предварительном следствии показал, что работает милиционером-водителем роты ППСМ. ДД.ММ.ГГГГ он находился в составе группы немедленного реагирования совместно с Ш.А.А., К.А.В.. В 18 час. 55 мин. по радиостанции было принято сообщение о том, что по адресу <адрес> ножевое ранение. Прибыв по адресу, прошли в комнату №, где находились в состоянии алкогольного опьянения К.Д.С. с ножевыми ранениями в области живота, Карсакова В.А., у которого были следы побоев на лице, а на спине был незначительный порез, а так же М.Е.А. После того, как он убедился, что прибывшему с ним наряду не нужна помощь, он ушёл в машину (л.д. 188 т.1).

На очной ставке с М.Е.А. Карсаков показал, что, когда он зашёл в комнату, К.Д.С. спал; он (Карсаков) взял ножницы в ящике стола и стал ими не сильно ударять К.Д.С. в область живота, никаких повреждений К.Д.С. ножницами он не нанёс. К.Д.С. продолжал спать. Он (Карсаков) бросил ножницы на пол, взял нож из ящика стола и стал наносить им удары К.Д.С. в область живота и в бок. Нанёс примерно 3 удара; К.Д.С. проснулся, они стали драться; К.Д.С. выбил у него из руки нож, повалил его, сел на него и стал наносить удары по лицу.

М.Е.В. показала, что находилась в сильном алкогольном опьянении; где находился Карсаков к концу вечера, не помнит; пошла к себе в комнату, увидела, что Карсаков сидел на диване, а К.Д.С. лежал на правом боку на диване напротив, рядом с ним лежал нож со следами крови. Она подняла у К.Д.С. кофту и футболку, увидела раны на животе, спросила, кто это сделал, он ответил, что не знает. Она взяла нож, вышла в коридор и стала говорить, что порезала своего сожителя.

/протокол очной ставки на л.д. 222-225 т.1/.

Согласно заключению судмедэксперта, у К.Д.С. обнаружены колото-резаные раны брюшной стенки (три), проникающие в брюшную полость, со сквозными повреждениями тонкого кишечника, колото-резаная рана поясничной области справа с образованием гематомы в околопочечной клетчатке справа. Повреждения образовались в результате воздействия орудия, обладающего колюще-режущими свойствами, возможно ДД.ММ.ГГГГ, влекут за собой тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни /т.1 л.д. 96-97/.

При осмотре места происшествия в комнате № по <адрес> обнаружены следы вещества, похожего на кровь, на простыне, наволочке и на полу /протокол осмотра места происшествия и фототаблица к нему на л.д. 34-37 т.1/.

Согласно заключению эксперта по результатам проведения биологической экспертизы, на наволочке и фрагменте марли с места происшествия имеются следы крови, которые произошли от К.Д.С., происхождение следов крови от Карсакова В.А. исключается /т.1 л.д. 81-84/.

Как следует из протокола осмотра ножа, длина его лезвия составляет 7,5 см., на лезвии имеется полоса бурого цвета /т.1 л.д. 49-50/.

Вина подсудимого подтверждается также протоколом выемки ножа у работника милиции К.А.В., протоколом осмотра наволочки, изъятой с места происшествия /т.1 л.д. 48, 73/.

Оценив доказательства, суд считает вину подсудимого установленной, квалифицирует его действия как покушение на убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, по ст.ст. 30 ч.3, 105 ч.1 УК РФ.

Квалифицируя деяние подсудимого как покушение на убийство, суд учитывает, что оно может быть совершено только с прямым умыслом; на наличие же прямого умысла указывают действия подсудимого: он нанёс множественные удары ножом в тело потерпевшего - 4 удара, именно в те места, где расположены жизненно важные органы, в результате причинил проникающие ранения, повредил внутренний орган – кишечник; подсудимый не мог не знать, что своими действиями он создаёт угрозу жизни потерпевшего, тем не менее, он неоднократно нанёс удары ножом, с достаточной силой, на что указывает причинение 3-х проникающих ранений из 4-х, то есть сознательно причинял телесные повреждения, представляющие опасность для жизни. При этом потерпевший спал, то есть был абсолютно беззащитен. Всё это говорит о том, что Карсаков желал наступления смерти потерпевшего К.Д.С..

Смерть К.Д.С. не наступила не по воле и желанию подсудимого, не в связи с тем, что он добровольно отказался от своего умысла, а по независящим от него обстоятельствам, так как потерпевший, проснувшись, оказал ему сопротивление. Этот факт – оказание сопротивления Карсакову потерпевшим непосредственно в процессе причинения ему телесных повреждений суд считает установленным из показаний самого подсудимого. Карсаков последовательно, и на предварительном следствии и в ходе судебного разбирательства дал показания о том, что потерпевший К.Д.С. проснулся от причинённых ему ножевых ранений и оказал сопротивление. В судебном заседании Карсаков пояснил, что К.Д.С. проснулся и они «сцепились». На очной ставке с М.Е.В. он показал, что во время нанесения ударов ножом К.Д.С. проснулся, они стали драться, К.Д.С. выбил у него из рук нож.

Анализируя показания свидетелей и самого потерпевшего, суд приходит к выводу, что эти лица не могут воспроизвести точно именно этот момент событий по делу по двум причинам. Первое – в силу сильного алкогольного опьянения. Второе – они не были очевидцами данных событий. Так, К.Д.С. пояснил, что употреблял спиртное в течение недели до событий по делу, и употреблял спиртное в течение всего дня ДД.ММ.ГГГГ Поэтому вполне объяснимо, что он не помнит момент пробуждения и схватку с Карсаковым. Все свидетели – участники событий по делу, включая М.Е.В., также в течение всего дня употребляли спиртное и появились в <адрес> по смыслу показаний подсудимого уже после того, как потерпевший оказал ему сопротивление и отобрал нож.

Мотивы убийства, суд считает, у подсудимого были, так как незадолго до этого у него произошла ссора и драка с К.Д.С. на почве ревности; неприязненные отношения к потерпевшему у него могли возникнуть ещё раньше в силу того, что он проживал с ним в одной комнате, наблюдал его ссоры со своей сестрой, в процессе которых К.Д.С. применял к ней насилие, что следует из показаний подсудимого, потерпевшего и свидетеля М.Е.В..

Суд исключает из обвинения подсудимого нанесение ударов ножницами, поскольку, согласно предъявленному обвинению, этими действиями Карсаков не причинил никакого вреда потерпевшему.

Смягчающие наказание обстоятельства – признание вины, раскаяние в содеянном, явка с повинной, неправомерное поведение потерпевшего, послужившее поводом для совершения преступления. Отягчающих обстоятельств нет.

Учитывая тяжесть и повышенную общественную опасность совершённого преступления, суд считает необходимым назначить наказание в виде реального лишения свободы. С учётом характера и обстоятельств совершённого преступления суд не находит оснований для применения ст. 64 УК РФ при назначении наказания.

Суд учитывает также данные о личности подсудимого – ранее ни в чём предосудительном замечен не был, к уголовной и административной ответственности не привлекался, характеризуется по месту учёбы в основном положительно, однако отмечено, что в состоянии алкогольного опьянения вёл себя вызывающе.

Принимая во внимание совокупность смягчающих обстоятельств, суд считает возможным назначить минимальное наказание, предусмотренное законом за совершение данного преступления. Применение дополнительного наказания в виде ограничения свободы суд считает нецелесообразным, учитывая данные о личности подсудимого.

Гражданский иск потерпевшего о взыскании с подсудимого компенсации за моральный вред от вреда здоровью, причинённого преступлением, в размере 50000 руб. суд считает обоснованным, учитывая, что К.Д.С. был причинён тяжкий вред здоровью, и удовлетворяет его в полном объёме в соответствии со ст. 151, 1099-1101 ГК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307 – 309 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л :

Признать Карсакова В.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 105 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на шесть лет в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения до вступления приговора в законную силу изменить на заключение под стражу, взять под стражу в зале суда.

Срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ

Гражданский иск удовлетворить.

Взыскать с Карсакова В.А. в пользу К.Д.С. компенсацию за моральный вред от преступления в размере 50000 (пятьдесят тысяч) руб.

Вещественные доказательства – наволочку, марлевый тампон, нож - уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский горсуд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осуждённым – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осуждённый вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий

<данные изъяты>

секретарь