о признании недействительным приказа, взыскании недополученной надбавки



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2009 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Куликовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кнауб Татьяны Павловны к отделу внутренних дел по Лысьвенскому муниципальному району о признании недействительным приказа, взыскании недополученной надбавки и установлении размера ежемесячной надбавки,

У с т а н о в и л:

Кнауб Т.П. 08.09.2003 г. назначена на должность заместителя начальника следственного отдела.

Приказом ОВД от 17.01.2005 г.. Кнауб Т.П. установлена ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 120 %.

Приказом начальника ОВД по Лысьвенскому муниципальному району (далее ОВД по ЛМР) от 02.03.2009 г. размер надбавки снижен до 100 %.

Кнауб Т.П., не согласившись с данным приказом, обратилась в суд с иском о признании данного приказа в части установления ей надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 100 % недействительным, взыскании недополученной ею за период с марта по август 2009 г. надбавки и установлении ежемесячной надбавки в размере 120 %.

В ходе судебном заседания Кнауб Т.П. от требований в части установления ежемесячной надбавки в размере 120 % отказалась в связи с добровольным разрешением спора, о чем вынесено определения суда о прекращении производства по делу в этой части требований.

В судебном заседании Кнауб Т.П. требования поддержала. Пояснила, что работает в ОВД по ЛМР с 22.10.1980 г., с 08.09.2003 г. работает в должности заместителя начальника следственного отдела. 17.01.2005 г. на основании Приказа МВД России от 02.12.2004 г. «О выплате сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» ей была установлена надбавка в размере 120 %. Приказом ОВД по ЛМР от 02.03.2009 г. размер надбавки был снижен до 100 %. Считает данный приказ незаконным, поскольку исходя из положений Инструкции о порядке выплаты сотрудникам ОВД ежемесячной надбавки, утвержденной приказом МВД России от 02.12.2004 г., указанная надбавка может быть снижена только при условии изменения характера и режима службы, места жительства и места службы, а также привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Однако с момента назначения ее на должность заместителя начальника следственного отдела характер и режим службы, место жительства и место службы не изменялись. Кроме того, за указанный период она не привлекалась к дисциплинарной ответственности. В связи с изменением размера надбавки ее ежемесячная заработная плата снизилась на 691 руб. 20 коп. Просит признать данный приказ недействительным в части установления ей надбавки в размере 100 % и взыскать с ответчика не выплаченную ей за период с марта по август 2009 г. заработную плату в размере 4147,20 руб. Также пояснила, что об издании приказа ей стало известно только в июле 2009 г., ранее с приказом ее никто не знакомил, расчетные листки за данный период она не получала. В августе 2009 г. при обращении в бухгалтерию за получением необходимых документов для суда, ей стало известно, что ей с сентября 2009 г. вновь установлена надбавка в размере 120 %, что полагает, является признанием ответчиком факта незаконного снижения ей надбавки в марте 2009 г.

Представитель ОВД по Лысьвенскому муниципальному району гр. К. требования истицы не признала. Пояснила, что Приказом МВД России от 02.12.2004 г. № 795 «О выплате сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» (пункт 1) в соответствии с которым руководителям органов внутренних дел предоставлено право самостоятельно устанавливать и изменять режим ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы. При установлении данной надбавки учитывается уровень профессиональной подготовки, деловые качества сотрудников, сложность и значимость выполняемых задач, характер, режим и достигнутые результаты в службе, разъездной характер работы и связанные ними затраты на проезд. Размер надбавки устанавливается в начале каждого года. Одним из оснований для установления процента надбавки является характер и режим службы сотрудника, т.е. объем выполняемых поручений, их сложность, качество выполнения. Следовательно пункт Инструкции предписывает руководителям объективно и всесторонне учитывать условия, в которых сотрудникам приходится выполнять служебные обязанности, уровень их профессиональной подготовки и деловые качества, а также достигнутые результаты в оперативно-служебной деятельности и потенциальные возможности самостоятельного выполнения особо сложных задач. Согласно справки начальника следственного отдела при ОВД по ЛМР за 2008 г. следователям на дополнительное расследование было возвращено 16 уголовных дел, из этого количества 14 уголовных дел перед их направлением в Лысьвенскую городскую прокуратуры для утверждения обвинительного заключения проверяла заместитель начальника следственного отдела Кнауб Т.П. В связи с чем, начальник СО при ОВД по ЛМР в рапорте от 19.12.2008 г. ходатайствовал об установлении истице надбавки в размере 100 %. Другим основанием для установления процента надбавки является то, что должность истца содержится за счет средств федерального бюджета, т.е. в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Согласно смете выделенных ассигнований на 2009 г. по данной статье расходов предусмотрена надбавка в размере 100 %. С учетом данных обстоятельств, приказом ОВД по ЛМР от 02.03.2009 г. истице была установлена надбавка в размере 100 %, что полагает, является законным и обоснованным. Просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица - ГУВД по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании Кнауб Т.П. приказом ОВД по ЛМР от 08.09.2003 г. назначена на должность заместителя начальника следственного отдела при ОВД по ЛМР, что подтверждается копией приказа л.д. 24-25).

Приказом ОВД по ЛМР от 17.01.2005 г. Номер обезличен л/с л.д. 26-27), Кнауб Т.П. с 01.01.2005 г. установлена ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 120 %.

Приказом ОВД по ЛМР от 02.03.2009 г. Номер обезличен л/с л.д. 28-32), Кнауб Т.П. установлена ежемесячная надбавка в размере 100 %.

Согласно справке о начисленной Кнауб Т.П. за период с января 2009 г. по август 2009 г. заработной платы л.д.11), размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в январе-феврале 2009 г. составлял 4147 руб. 20 коп., с марта 2009 г. размер надбавки составил 3456 руб., т.е. снизился на 691 руб. 20 коп.

Приказом ОВД по ЛМР от 21.08.2009 г. Номер обезличен л/с л.д.74-75 ), Кнауб Т.П. с 01.09.2009 г. установлен размер надбавки в размере 120 %.

Истица, обращаясь в суд с требованиями о признании приказа от 02.03.2009 г. недействительным в части установления ей с 01.03.2009 г. надбавки в размере 100 %, ссылается на необоснованность ее снижения, поскольку указанная надбавка может быть снижена только при условии изменения характера и режима службы, места жительства и места службы.

Суд считает доводы истца обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 ч.ч. 1, 8 Федерального закона РФ от 30.06.2002 г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат; дополнительная выплата сотрудникам состоит из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120% оклада по занимаемой штатной должности; Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

Согласно п. 1 Приказа МВД России № 795 от 02.12.2004 г. «О выплате сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы», начальникам ОВД разрешено устанавливать с 01.01.2005 г. сотрудникам органов внутренних дел дифференцированную, в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере до 120% должностного оклада.

Из редакции п.п. 2 Инструкции о порядке выплаты сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденной Приказом МВД России от 02.12.2004 г., действующей на момент установления Кнауб Т.П. надбавки в размере 100 %, следует, что при установлении надбавки необходимо объективно и всесторонне учитывать уровень профессиональной подготовки, деловые качества сотрудников, сложность и значимость выполняемых задач, характер, режим и достигнутые результаты в службе, разъездной характер работы и связанные с ним затраты на проезд.

В силу п.5 данной Инструкции, в случае изменения характера и режима службы, места жительства и места службы сотрудника размер надбавки может быть изменен, при этом изменение размера надбавки оформляется приказом руководителя.

В соответствии с Приказом МВД РФ от 26.05.2009 г. № 408 «О внесении изменений в нормативно правовой акт МВД России», пункт 2 Инструкции изложен в новой редакции, согласно которого при становлении надбавки дополнительно учитываются разъездной характер работы и связанные с ним затраты на проезд.

В силу п. 2 Приказа МВД РФ, его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 19.03.2009 г.

Как следует из пояснений представителя ответчика, при установлении Кнауб Т.П. надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы на 2009 г. ОВД по ЛМР исходило из объема выполняемых ею поручений, их сложности и качества выполнения. В частности, было принято во внимание, что по данным начальника следственного отдела при ОВД по ЛМР за 2008 г. следователям на дополнительное расследование было возвращено 16 уголовных дел, из этого количества 14 уголовных дел перед их направлением в Лысьвенскую городскую прокуратуры для утверждения обвинительного заключения проверяла заместитель начальника следственного отдела Кнауб Т.П.

Согласно ст. 11 ч.ч. 1, 2 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющему наибольшую юридическую силу.

Федеральным законом РФ от 30.06.2002 г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» непосредственно определены критерии, в зависимости от которых дифференцируется размер указанной ежемесячной надбавки - состав сотрудников и местность прохождения службы. Возможность разграничения размера надбавки по иным основаниям, в том числе, в зависимости от уровня профессиональной подготовки, деловых качеств сотрудников, сложности и значимости выполняемых задач, характера, режима и достигнутых результатов в службе, в отношении служащих одного состава, проходящих службу в одной местности, Федеральным законом не предусмотрено.

Изложенное подтверждается и содержанием Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", которым предусмотрена для отдельных категорий сотрудников (военнослужащих) выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) в увеличенных размерах в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения ими службы.

Указанная надбавка установлена за службу в условиях, отклоняющихся от нормальных (за сложность, напряженность, специальный режим работы), следовательно, носит компенсационный, а не стимулирующий характер. Такой же вывод вытекает и из абзаца второго пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ во взаимосвязи с преамбулой и статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, которым одновременно изменена сущность ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и определены основания, влияющие на ее установление, в целях компенсации утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся сотрудникам федеральных органов исполнительной власти в натуральной форме.

Размер компенсационной надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, зависит от объективных данных, характеризующих соответствующие условия службы определенного состава сотрудников. Деловые качества конкретного сотрудника, характер его работы, сложность и значимость выполняемых им задач, достигнутые результаты в службе не влияют на условия, в которых должны исполняться служебные обязанности, и могут служить лишь основанием для дополнительных стимулирующих выплат, указанных в пункте 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ (премии, единовременное денежное вознаграждение).

Руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти наделен полномочиями по установлению размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и порядка ее выплаты, но не правом введения дополнительных критериев, влияющих на размер надбавки.

Вопреки этому пункт 2 Инструкции, действующий на момент издания ОВД по ЛМР приказа от 02.03.2009 г. об установлении Кнауб Т.П. надбавки в размере 100 %, предписывает при установлении размера надбавки учитывать дополнительные не предусмотренные вышеназванным Федеральным законом критерии, а именно: уровень профессиональной подготовки, деловые качества сотрудников, сложность и значимость выполняемых задач, характер, режим и достигнутые результаты в службе.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что пункт 2 Инструкции в оспариваемой части противоречит абзацу второму пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".

Данная позиция также изложена в Решении Верховного суда РФ от 21.01.2009 г., согласно которому п. 2 Инструкции о порядке выплаты сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.12.2004 г. № 795 (редакции приказа от 23.03.2005 г. № 198) в части, предписывающей учитывать при установлении надбавки уровень профессиональной подготовки, деловые качества сотрудников, сложность и значимость выполняемых задач, характер, режим и достигнутые результаты в службе, был признан недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Таким образом, суд считает доводы представителя ответчика в обоснование установления данной надбавки Кнауб Т.П. на 2009 г. факт ненадлежащего качества выполняемых ею поручений, не основаны на вышеуказанном законе.

Также судом не установлено законных оснований считать, что размер (%) надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы зависит от выделяемых на это денежных лимитов.

В силу п. 3 Приказа МВД России от 02.12.2004 г., выплата надбавки сотрудникам органов внутренних дел, содержащимся за счет средств федерального бюджета, производится в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

В силу п. 9 ст. 1 Федерального закона РФ от 30.06.2002 г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год размер ассигнований на выплату денежного довольствия сотрудников определяется с учетом уровня инфляции.

Исходя из смысла указанной нормы, данный размер ассигнований на выплату денежного довольствия не может быть ниже установленного размера за предыдущий год. Кроме того, доводы ответчика в этой части опровергаются приказом от 21.08.2009 г., которым истице вновь назначена надбавка в размере 120 %, несмотря на то, что соответствующий год, на который был определен размер ассигнований на выплату денежного довольствия сотрудников, не истек.

Поскольку в судебном заседании не было установлено обстоятельств, указывающих на изменение характера и режима службы, места жительства и места службы Кнауб Т.П., то в соответствии с п. 5 Инструкции не усматривается и законных оснований к изменению надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, установленной сотруднику ОВД по ЛМР приказом от 17.01.2005 г. в размере 120% должностного оклада.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковые требования Кнауб Т.П. о признании незаконным и об отмене приказа ОВД по ЛМР от 02.03.2009 г. в части, касающейся Кнауб Т.П. и о взыскании с ответчика недополученной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы за март- август 2009 г. в сумме 4147 руб. 20 коп. (691.20 руб. х 6 месяцев), размер которой подтвержден расчетом и соответствующими справками о размере должностного оклада Кнауб Т.П., подлежат удовлетворению.

При этом, суд считает необоснованными доводы ответчика о пропуске Кнауб Т.П. срока обращения в суд с данными требованиями.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ исковое заявление должно быть подано в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Однако, при наличии уважительных причин и обстоятельств пропуска срока подачи заявления, суд по заявлению истца, может восстановить срок и рассмотреть заявление в обычном порядке.

Как установлено в судебном заседании на основании показаний истицы, свидетелей гр. Г. и гр. С., а также не было опровергнуто представителем ответчика, копия приказа начальника ОВД по ЛМР о снижении ежемесячной надбавки истице под роспись не вручалась, устно приказ также не оглашался. Фактически истица узнала о нарушении своих прав в июле 2009 г. при обращении в бухгалтерию ОВД по ЛМР за разъяснениями по поводу выплаты заработной платы в меньшем размере. Таким образом, суд считает, что установленный ст. 392 ТК РФ срок, должен исчисляться с июля 2009 года, когда истица узнала о нарушении своих прав. При этом, суд считает, что не основательны доводы ответчика о том, что истица должна была узнать о наличии приказа по расчетному листку при получении заработной платы в меньшем размере, поскольку в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, факт получения истицей данных расчетных листков в день получения заработной платы, ответчиком не подтвержден. Кроме того, несостоятельны доводы ответчика по поводу того, что истица должна была узнать о снижении размера надбавки в момент получения заработной платы, поскольку ее размер снизился именно с марта 2009 года. Как следует из справки л.д. 72), размер ежемесячной заработной платы истицы различен, зависит и от иных выплат (премий) в связи с чем, невозможно сделать однозначный вывод о том, что снижение произошло именно в связи с изменением размера надбавки.

Учитывая данные обстоятельства, суд считает возможным восстановить истице пропущенный срок подачи заявления в суд, так как он пропущен по уважительной причине.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части требований в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Кнауб Т.П. удовлетворить.

Признать незаконным приказ отдела внутренних дел по Лысьвенскому муниципальному району от 02.03.2009 г. в части, устанавливающей с 01.03.2009 г. ежемесячную надбавку к должностному окладу за сложность, напряженность, специальный режим работы Кнауб Татьяне Павловне в размере 100% должностного оклада.

Взыскать с отдела внутренних дел по Лысьвенскому муниципальному району в пользу Кнауб Татьяны Павловны надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы за период март - август 2009 года в сумме 4147 (четыре тысячи сто сорок семь) рублей 20 коп.

Взыскать с отдела внутренних дел по Лысьвенскому муниципальному району в доход государства пошлину в размере 200 (тысячи двести) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней со дня составления судом мотивированного решения.

Судья: Т.В. Шадрина