Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадроиной Т.В., при секретаре Куликовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Наумова Л.Н. к Открытому акционерному обществу «Акционерная компания «Лысьвенский металлургический завод» о признании права собственности на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Наумова Л.Н. обратилась в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Акционерная компания «Лысьвенский металлургический завод» (далее - ОАО «АК ЛМЗ») о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение по <адрес> в г. Лысьва.
Судом к участию в деле в качестве ответчика была привлечена Администрация Лысьвенского городского поселения, в качестве третьих лиц – Баев Р.М. и Баева А.С.
В судебном заседании Наумова Л.Н. исковые требования поддержала. Пояснила, что в 1990 году ей как работнику Лысьвенского металлургического завода была предоставлена для проживания комната <адрес> в общежитии по <адрес> в г. Лысьве. В 1997 году в порядке улучшения жилищных условий, ее семье была выделена комната <адрес> в той же секции, что и комната <адрес>. Фактически с этого времени ее семья занимает полную квартиру, которой присвоен <адрес>. В настоящее время в квартире зарегистрированы: она, ее супруг – Наумов Н.Е. и сын - Баев Р.М. Она ранее право на приватизацию жилья не использовала, ее супруг и сын отказываются от права приватизации на спорное жилище, а несовершеннолетняя ФИО6, которая ранее значилась зарегистрированной в спорной квартире, выписана по месту жительства своей матери, которая от участия в приватизации в интересах своей дочери также отказалась. В обоснование своих требований ссылается на то, что общежитие по <адрес>, незаконно было включено в уставной капитал ОАО «АК ЛМЗ» при его приватизации в 1991 году. В соответствии с законом данное общежитие должно являться муниципальной собственностью, что предоставляет ей право на приватизацию жилых помещений в нем. ДД.ММ.ГГГГ Думой Лысьвенского городского поселения принято решение о приеме в муниципальную собственность указанного общежития. Однако, до настоящего времени решение не выполнено и общежитие остается в собственности ОАО «АК «ЛМЗ». Данное обстоятельство препятствует ей обратиться с заявлением о передаче ей спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Просит признать за ней право собственности на жилое помещение по <адрес> в г. Лысьва.
Представитель ОАО «АК ЛМЗ» Анисимова Е.Р. в судебном заседании возражает против исковых требований. Считает, что поскольку решение Думой Лысьвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнено, то собственником общежития то <адрес>, является ОАО «АК ЛМЗ», и, следовательно, оснований для приватизации в силу ст. 217 ГК РФ не имеется.
Представитель администрации Лысьвенского городского поселения обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Заинтересованные лица Наумов Н.Е., баев Р.М. и Баева А.С. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, от своего права на участие в приватизации жилого помещения отказываются. Последствия отказа от участия в приватизации им понятны.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом действующее законодательство определяет жилое помещение как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В качестве жилых помещений, которые подлежат приватизации, выделяются: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
В судебном заседании установлено, что Наумова Л.Н. с 1982 года по настоящее время работает в ОАО «АК ЛМЗ» (ранее «Лысьвенский металлургический завод»), что подтверждается копией трудовой книжкой (л.д.13-17).
В июле 1990 года Наумовой Л.Н. как работнику Лысьвенского металлургического завода по ордеру была предоставлена для проживания комната <адрес> в общежитии по <адрес> в г. Лысьве. В 1997 году в порядке улучшения жилищных условий Наумова Л.Н. была дополнительно выделена комната <адрес>. Впоследствии обе комнаты объединены в одну секцию под № 504, которая является самостоятельным изолированным жилым помещением. До настоящего времени семья Наумовой Л.Н. проживает в указанном жилом помещении. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями сторон, выпиской из домовой книги (л.д.8), договорами найма жилого помещения за период с 2002 г. (л.д.18-33), поэтажным планом и не оспариваются ответчиками.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), общежитие по <адрес> в г. Лысьве, в том числе <адрес>, находится в собственности ОАО «АК «ЛМЗ».
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29.03.2003г. Указом Президента РФ от 26.03.2003г. N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Таким образом, общежитие, в котором проживает истица и ее семья, не подлежало включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд полагает признать, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не должны влиять на жилищные права граждан, в том числе, на право бесплатной приватизации жилья.
Как следует из решения Думы Лысьвенского городского поселения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, жилые и нежилые помещения общежития, расположенного по <адрес> в г. Лысьве из собственности ОАО АК «ЛМЗ» приняты в безвозмездную собственность МО «Лысьвенское городское поселение».
Решением Думы Лысьвенского городского поселения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ за № внесены изменения в указанное выше решение, согласно которого Право собственности муниципального образования «Лысьвенское городское поселение» наступает после подписания акта приема-передачи вышеуказанного имущества и государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Указанная норма изменяет правовые основания пользования жилыми помещениями в общежитиях, которые являются специализированными, то есть имеют целевое назначение как жилье для временного проживания на период работы, службы или учебы. Распространяя на соответствующие правоотношения нормы ЖК РФ о договоре социального найма, статья 7 названного закона, тем самым, изменяет правовой режим в общежитиях, которые уже не имеют специализированного назначения, соответственно в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 ноября 2000 года № 220-О обратил внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Соответственно, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обуславливает возможность приватизации таких помещений.
Помимо вышеуказанного, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», непосредственно указал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые являлись общежитиями, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае, часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с внесенными изменениями ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) не ограничивает возможность приватизации таких помещений.
Поскольку общежитие по <адрес> в г. Лысьве было принято в муниципальную собственность по решению Думы Лысьвенского городского поселения Пермского края от 09.07.2009 г. № 124, Наумова Л.Н. вправе приобрести занимаемое жилое помещение в собственность в соответствии со ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ».
В данном случае доводы представителя ответчика об отсутствии акта приема-передачи дома между администрацией ЛГП и ОАО АК «ЛМЗ» и регистрации перехода права собственности, необоснованны, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в общежитии не может быть поставлено в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по реализации положений закона в указанной части, а также по реализации принятого Думой Лысьвенского городского поселения решения от 09.07.2009 г., которое не отменено и не признано незаконным, является действующим по настоящее время.
По этим же основаниям, не ограничивает право Наумовой Л.Н. и отсутствие оформленного договора социального найма и решение органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда.
Как видно из поэтажного плана по <адрес>, жилое помещение, занимаемое Наумовой Л.Н., обозначено квартирой <адрес>, является изолированным и состоит из двух комнат, коридора, кладовки и санузла, что соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, то есть допускает его приватизацию.
По состоянию на 29.07.2010 года в спорной квартире, кроме истицы зарегистрированы: Наумов Н.Е. и Баев Р.М.
Согласно письменных заявлений (л.д. 44-45), Наумов Н.Е. и Баев Р.М. выразили свое согласие на приватизацию спорной квартиры истицей. Несовершеннолетняя ФИО6, 2008 г. рождения снята с регистрационного учета по данному адресу с постановкой на регистрационный учет по месту жительства своей матери – Баевой А.С., которая также выразила свое согласие на на приватизацию спорной квартиры истицей.
При таких обстоятельствах, у суда имеются основания признать за Наумовой Л.Н. право собственности на <адрес> в г. Лысьва Пермского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Наумовой Л.Н. удовлетворить.
Признать за Наумова Л.Н. право собственности в порядке приватизации на <адрес> в г.Лысьва Пермского края общей площадью 38,7 кв.м.
Прекратить право собственности Открытого акционерного общества «Акционерная компания «Лысьвенский металлургический завод» на <адрес> в г.Лысьва Пермского края общей площадью 38,7 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья: Т.В. Шадрина
Секретарь: Н.Н. Куликова