Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Куликовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Фатхутдинова Т.Ю. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г.Лысьва Пермского края о включении в стаж периода работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Фатхутдинова Т.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г.Лысьва Пермского края (далее – ГУ УПФ) о возложении на ответчика обязанности по включению периода работы в должности медицинской сестры в ООО «Медсервис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением ею лечебной деятельности.
Представитель истицы Шевкунова М.Ю. в судебном заседании иск поддержала. Пояснила, что истица с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ООО «Медсервис» в должности медицинской сестры стоматологического кабинета, иной деятельностью не занимается. Работодатель представил в ГУ УПФ в г.Лысьва Пермского края Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с целью отражения в лицевых счетах работников информации об условиях для досрочного назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью. Такие перечни предоставлялись ООО «Медсервис» за ДД.ММ.ГГГГ. Однако пенсионным фондом было отказано в приеме указанного Перечня рабочих мест и принято решение о корректировке индивидуального лицевого счета истицы без указания на льготный характер работы в ООО «Медсервис». При этом, решение ответчика о корректировке индивидуального счета Фатхутдиновой Т.Ю. мотивировано тем, что право на досрочное назначение пенсии имеют медицинские работники, занятые исключительно в учреждениях. Иные организационно-правовые формы (ЗАО, ООО, предприятия, кооперативы) законодателем не оговариваются. Такое наименование учреждения как ООО «Медсервис» в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, отсутствует. Считает, что решение УПФ РФ в г.Лысьва создает угрозу нарушения прав истицы на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью. Наименование учреждения как ООО «Медсервис» действительно отсутствует в названном Списке. ООО «Медсервис» находится в частной собственности. Однако законодатель исходит из того, что форма собственности не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же должностях и по одним и тем же профессиям. Кроме того, термин «учреждение здравоохранения» применяется ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям, осуществляющим лечебную деятельность. Основным видом деятельности ООО «Медсервис» является оказание медицинских услуг, в том числе врачебная стоматологическая практика, общество имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Справкой главного бухгалтера ООО «Медсервис» подтверждается, что за период ДД.ММ.ГГГГ общество занималось исключительно стоматологической деятельностью. Кроме того, сама истица выполняет работу, связанную только с медицинской деятельностью в рамках своего трудового договора, должностной инструкции, то есть специфика и характер ее труда, аналогичен труду медицинских сестер, работающих в медицинских учреждениях, указанных в Списке. Просит признать действия УПФ по г. Лысьве незаконными и обязать включить период работы истицы в специальный трудовой стаж, а также взыскать с ответчика в случае удовлетворения иска судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме <данные изъяты>.
Истица Фатхутдинова Т.Ю. доводы представителя поддержала, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика Норкина Е.Л. иск не признала, пояснила, что Фатхутдиновой Т.Ю. было отказано во включении времени работы в ООО «Медсервис» в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии связи с лечебной деятельностью, поскольку основным условием для включения в специальный стаж является работа на определенных должностях в учреждениях здравоохранения, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в названии которого также имеется ссылка на необходимость работы в учреждениях здравоохранения. В разделе «Наименование списка» не содержится предприятия ООО «Медсервис», оно не является учреждением. В перечне, представленном ООО «Медсервис», имеется указание на то, что это предприятие. Согласно Уставу ООО «Медсервис», основной целью Общества является получение прибыли. В числе видов деятельности, осуществляемой Обществом, кроме лечебной указаны: коммерческая и маркетинговая, оптовая и розничная торговля фармацевтическими, косметическими и парфюмерными товарами, оказание платных услуг населению, предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования и аппаратуры, другие виды деятельности. В систему Управления здравоохранения г.Лысьвы ООО «Медсервис» не входит. Кроме того, считает, что характер трудовой деятельности истицы не соответствует характеру работы в медицинских учреждениях, входящих в Список, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, которая присутствует только медицинских в соответствующих медицинских учреждениях. Просит в иске отказать. Считает также, что не имеется правовых оснований и для взыскания с ответчика судебных расходов, поскольку ГУ УПФ представляет интересы государства по обеспечению социальных прав, в связи с чем, освобождено от уплаты таких расходов.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. ФЗ № 378-ФЗ от 27.12.2009г.) право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список работ, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В наименовании должностей списка указана медицинская сестра учреждений, осуществляющих врачебную деятельность.
Как видно из копии трудовой книжки истицы (л.д.6-7) и трудового договора (л.д.5) Фатхутдинова Т.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности медицинской сестры стоматологического кабинета в ООО «Медсервис».
В соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" ООО «Медсервис» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ представило в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Лысьва Пермского края Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право на досрочное назначение пенсии, где указана должность медицинской сестры (л.д.16-22 ). В поименном списке к Перечню указана медицинская сестра стоматологического кабинета Фатхутдинова Т.Ю. Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45) ООО «Медсервис» отказано в принятии Перечня, поскольку комиссия не нашла оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. ФЗ № 213-ФЗ от 24.07.2009г.), периодов работы медицинских работников в ООО «Медсервис». Свой отказ Комиссия мотивировала тем, что ООО «Медсервис» не является учреждением здравоохранения. Такие организационно-правовые формы как ЗАО, ООО, предприятие, кооператив и т.д. законодателем не оговариваются. Наименование Общества не соответствует Списку работ, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
На основании данного протокола ответчик принял решение от 02.03.2010г. (л.д.49) о корректировке индивидуального лицевого счета Фатхутдиновой Т.Ю. в части трудового (страхового) стажа, что также отражено в выписке из лицевого счета застрахованного лица, где отметка об условиях для досрочного назначения трудовой пенсии за период работы в ООО «Медсервис» у Фатхутдиновой Т.Ю.. отсутствует (л.д.13-15).
Суд считает действия ГУ УПФ РФ в г.Лысьва Пермского края не соответствуют закону, создают угрозу нарушения прав истицы на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03.06.2004 г. № 11-П, по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с нормами статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в названных государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других, адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств.
Таким образом, в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.
Основываясь на приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, суд считает несостоятельным довод ответчика о том, что правом на досрочное назначение пенсии пользуются исключительно работники учреждений. Термин «учреждение здравоохранения» применим ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, что следует из положений ст. 14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», согласно которой к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.
Довод представителя ответчика о том, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста связано лишь с такой работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, которая присутствует только медицинских учреждениях, поименованных в Списке, в судебном заседании в силу ст.56 ГПК РФ также не доказан.
Действительно, наименование ООО «Медсервис» не указано в Списке работ, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Однако данное обстоятельство не должно влиять на объем пенсионных прав Фатхутдиновой Т.Ю. Независимо от наименования ООО «Медсервис» фактически является лечебно-профилактическим учреждением, поскольку осуществляет деятельность по охране здоровья населения, относится к частной системе здравоохранения. То обстоятельство, что ООО «Медсервис» относится к системе здравоохранения, подтверждается его Уставом, в котором перечислены такие виды деятельности Общества в области здравоохранения как врачебная практика, стоматологическая практика, деятельность медицинских лабораторий, деятельность учреждений скорой медицинской помощи (л.д.23-24). Общество имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности (л.д.47-48).
Ежегодно ООО «Медсервис» представляет сведения по медстатистике в Министерство здравоохранения Пермского края Главному стоматологу края. В штатных расписаниях Общества на ДД.ММ.ГГГГ. помимо директора и бухгалтера перечислены исключительно врачебные должности и должности среднего и младшего медицинского персонала (л.д.9-12). Какие-либо иные должности, которые свидетельствовали бы об осуществлении Обществом иной, не лечебной деятельности, в штатных расписаниях отсутствуют. То обстоятельство, что в Уставе ООО «Медсервис» среди заявленных предметов деятельности перечислены монтаж, ремонт и техобслуживание медицинского оборудования и аппаратуры, торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими средствами, коммерческая и маркетинговая деятельность, не свидетельствует об отсутствии у ООО «Медсервис» лечебно-профилактического статуса. Более того, истец отрицает факт осуществления иных видов деятельности, кроме основного, а ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие обратное. Напротив, как следует из справки главного бухгалтера ООО «Медсервис» за ДД.ММ.ГГГГ прибыль общества складывалась исключительно от стоматологической, т.е. от лечебной практики (л.д.27).
Возлагая на ответчика обязанность по включению спорного периода работы в специальный стаж истицы, суд учитывает характер, специфику и условия выполняемой истицы работы, выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессии, нагрузку, цели и задачи, а также направления деятельности ООО «Медсервис».
Из представленных истцом документов – должностной инструкции, трудового договора, видно, что Фатхутдинова Т.Ю.. осуществляет функциональные обязанности медицинской сестры стоматологического кабинета, т.е. работает в должности, предусмотренной Списком работ, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Учитывая данное обстоятельство, а также цели, задачи и направление деятельности организации, в которой она работает, суд считает, что истица вправе рассчитывать на включение спорного периода работы в специальный стаж.
Суд также учитывает тот факт, что Фатхутдинова Т.Ю. не является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим частную медицинскую практику по своему усмотрению, а работает по трудовому договору, т.е. состоит в трудовых отношениях с лечебной организацией, форма труда в которой предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Данное обстоятельство отражено в штатном расписании, правилах внутреннего трудового распорядка, графике работы медперсонала Общества, в трудовом договоре истицы, где ей установлена 40-часовая рабочая неделя, отпуск в 28 календарных дней, а также дополнительный отпуск за вредные условия труда – 12 рабочих дней.
Таким образом, Фатхутдинова Т.Ю., работая в должности медицинской сестры стоматологического кабинета в лечебно-профилактическом учреждении частной формы собственности, относится к категории работников, которым при наличии требуемой продолжительности стажа предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости, в связи с чем, требования о признании незаконным решения УПФ РФ в г. Лысьве о корректировке ее индивидуального лицевого счета и возложении обязанности по включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периода работы в ООО «Медсервис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
Также подлежат удовлетворению и требования истицы о взыскании в ее пользу с ответчика расходов на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты>.
В силу ч.1 ст.88, ст. 94 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя отнесены к судебным расходам.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствие со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Ответчик в силу ст. 333.36 НК РФ не освобожден от уплаты судебных расходов.
Факт расходов истицы на оплату юридических услуг в сумме <данные изъяты> подтверждаются договором об оказании юридических услуг и платежными документами.
С учетом характера спора, его сложности, времени и объема выполненных работ при подготовки искового заявления, времени рассмотрения дела, объема выполненных услуг представителем в судебном заседании, суд считает сумму понесенных истицей расходов в размере <данные изъяты> разумной и подлежащей взысканию с ответчика.
Таким образом, с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию судебные расходы в сумме <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Фатхутдиновой Т.Ю. удовлетворить.
Признать не соответствующим закону решение ГУ УПФ РФ в г.Лысьва Пермского края об отказе включить Фатхутдиновой Т.Ю. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода ее работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать управление Пенсионного фонда РФ по г.Лысьве Пермского края включить Фатхутдинова Т.Ю. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по пп.11 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период работы в ООО «Медсервис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ по г.Лысьве Пермского края в пользу Фатхутдинова Т.Ю. судебные расходы в сумме <данные изъяты>.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: Т.В. Шадрина
Секретарь: Н.Н. Куликова