Назначение досрочной трудовой пенсии



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Потаповой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьве гражданское дело по иску Гавриловой Е.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Лысьве Пермского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Решением пенсионной комиссии управления Пенсионного фонда РФ в г.Лысьве от ДД.ММ.ГГГГ Гавриловой Е.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Истица обратилась в суд с иском о возложении на ответчика обязанности по включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты обращения за ее назначением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании Гаврилова Е.С. иск поддержала. Пояснила, что осуществляла лечебную деятельность с ДД.ММ.ГГГГ в качестве врача – стоматолога детской больницы, стоматологической поликлиники и заведующей детским отделением МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника». В связи с тем, что проработала 30 лет в должности врача в медицинских учреждениях, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионную комиссию управления Пенсионного фонда РФ в г.Лысьве за назначением ей досрочной трудовой пенсии. Однако, комиссией в специальный стаж не включены периоды работы в стоматологической поликлинике и МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда она находилась на курсах повышения квалификации. Считает, что указанные периоды должны быть включены в стаж лечебной деятельности, т.к. повышение квалификации является ее обязанностью, за время нахождения на курсах за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата. Более того, не согласна с исключением из ее специального стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Малом предприятии «Городская стоматологическая поликлиника» со ссылкой, что наименование учреждения не предусмотрено Списком от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в связи с переименованием учреждения, ее должностные обязанности не изменялись. Просит включить указанные периоды в специальный трудовой стаж и назначить пенсию с даты обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель управления Пенсионного фонда РФ в г.Лысьве Норкина Е.Л. иск не признала. Пояснила, что истице, обратившейся за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, т.к. не были включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5 и пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 предусмотрено включение указанных периодов в стаж, дающий право на льготное назначение пенсии, только при условии выполнения работы в течение полного рабочего дня. Истица в спорные периоды не занималась лечебной деятельностью, была освобождена от работы. Более того, не был включен период работы в Малом предприятии, поскольку наименование учреждения не соответствует Списку от ДД.ММ.ГГГГ Также считает, не подлежит включению период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку у истицы в указанный период были отвлечения от льготной работы.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п.3 ст. 28 указанного закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

В наименовании должностей Списка указаны врачи-специалисты всех наименований, в наименовании учреждений – «больницы всех наименований» (п.1), «поликлиники всех наименований» (п.9).

Наименование данных должностей и учреждения закреплено также и в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, вступившим в действие с 01.11.1999 года.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03.06.2004 г. № 11-П, по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в названных государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других, адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств.

Таким образом, в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации предприятия, постановления Администрации г.Лысьвы «О регистрации муниципального предприятия «Городская стоматологическая поликлиника» и копии трудовой книжки истицы в период с 01.11.1999г. по 08.06.2000г. она работала в должности заведующей детским отделением и врачом-стоматологом муниципального предприятия «Городская стоматологическая поликлиника».

Как видно из копии Устава, и постановления «О регистрации Устава муниципального предприятия «Городская стоматологическая поликлиника» от 09.06.2000г., правопреемником муниципального предприятия «Городская стоматологическая поликлиника» является муниципальное учреждение «Городская стоматологическая поликлиника», одним из направлений деятельности муниципального учреждения «Городская стоматологическая поликлиника» является оказание различных видов стоматологической помощи населению.

Как пояснила в судебном заседании истица, при изменении наименования лечебного учреждения ее должностные обязанности не изменились, она продолжала работать в той же должности, осуществляя медицинскую деятельность.

Таким образом, фактически, работая с 1989 г. врачом врачом-стоматологом в стоматологической поликлинике, затем в муниципальном предприятии «Городская стоматологическая поликлиника», а впоследствии МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника», Гаврилова Е.С. занималась в учреждении здравоохранения деятельностью по охране здоровья населения.

Таким образом, работа истца в указанный период должна быть включена в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Также суд считает неправомерным исключение из специального стажа истца периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации.

Тот факт, что истица в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации, подтверждается копиями свидетельств о повышении квалификации, копиями удостоверений, копиями приказов.

Ссылка представителя УПФ по г. Лысьве на то, что положение п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии… от 11.07.2002г., не предусматривает включение в специальный стаж периодов нахождения в курсах повышения квалификации, является не состоятельной. Поскольку периодическое повышение истицей квалификации являлось необходимым условием осуществления лечебной деятельности по занимаемой должности, прохождение таких курсов не было вызвано личной инициативой истицы, а являлось направлением работодателя в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими условия осуществления лечебной деятельности. За указанные периоды времени у истицы сохранялась средняя заработная плата, производились отчисления взносов Пенсионный фонд РФ, что подтверждается соответствующими справками работодателя.

Более того, также подлежит включению в специальный стаж период нахождения истицы на семинаре секретарей партийный организаций с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ограничение по поводу того, что работа, которая засчитывается в специальный стаж только при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня, было введено только разъяснениями Минтруда от 1996 г.

При этом, суд также учитывает, что истица была направлена на семинар по распоряжению работодателя, за указанный период за истицей сохранялась заработная плата и производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд.

В силу ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Как установлено в судебном заседании, заявление для назначения пенсии было представлено истицей в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Лысьве ДД.ММ.ГГГГ Поскольку с учетом включения в спецстаж истицы спорных периодов ее специальный трудовой стаж на день обращения за назначением пенсии, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 30 лет, ее требование о назначении досрочной трудовой пенсии с указанной даты подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Гавриловой Е.С.. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Лысьве Пермского края включить Гавриловой Е.С. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения за назначением пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: Т.В. Шадрина

Секретарь: И.В. Потапова