Решение суда по иску Лыжиной М.В. к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ о включении в стаж периодов работы ( № 2-360/2011)



Дело № 2-360/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2011 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Киселевой Т.А., при секретаре Кургановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Лыжиной М.В. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г.Лысьва Пермского края о включении в стаж периода работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в г.Лысьва Пермского края (далее – УПФ РФ г. Лысьва) от 24.10.2010 года Лыжиной М.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Считая данное решение незаконным, Лыжина М.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ по г.Лысьва о возложении обязанности по включению периодов ее нахождения в отпуске по беременности и рода, и в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ г. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении 1:1,3, и по включению в специальный стаж в календарном исчислении периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. Просит обязать ответчика назначить пенсию с даты ее обращения в Пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица свои требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что периоды ее нахождения в отпуске по беременности и рода, а также по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет должны быть включены в льготный стаж в полном объеме, при этом в исчислении 1 к 1,3 годам, что предусмотрено законодательством. Кроме того, считает, что неправомерно не включены с льготный стаж периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации, так как данное обучение обязательно для медицинских работников, на учебу она направлялась по приказу руководителя, на период обучения за ней сохранялось рабочее время и заработная плата.

Представитель УПФ РФ г. Лысьва Норкина Е.Л. в судебном заседании с иском не согласна. В судебном заседании пояснила, что истице было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа лечебной деятельности. Пояснила, истице не зачтены период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ года, а также период нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г., включение в стаж работ указанных периодов не предусмотрено. Кроме того, периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, зачтены ей в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении, поскольку законодательством не предусмотрено включение указанных периодов в льготном исчислении.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично.

Как установлено судом, 09.12.2010. года Лыжина М.В. обратилась за назначением ей досрочно пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 24.12.2010 года (л.д.6-10) в стаж работы Лыжиной М.В.., связанный с лечебной деятельностью, включены периоды ее лечебной деятельности в общей сложности 29 лет 6 месяцев 11 дней, и не включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ., когда истица находилась на курсах повышения квалификации и период с ДД.ММ.ГГГГ., когда истица находилась в отпуске по уходу за ребенком. Также периоды с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ., когда истица находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске уходу за ребенком до 1,5 лет, включены не в льготном исчислении 1:1,3. В связи с отсутствием 30 лет специального стажа истице в назначении досрочной пенсии было отказано.

Однако данное решение ответчика нельзя признать законным.

Так в силу, п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п.2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

В соответствии с подп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа. Так, в силу п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.

Как следует из трудовой книжки (л.д. 22-25) истица ДД.ММ.ГГГГ года принята на должность врача-стоматолога в Коромовищенскую участковую больницу Лысьвенского отдела здравоохранения, где проработала ДД.ММ.ГГГГ года. Как видно из справки Администрации Кормовищенского сельского поселения МУЗ «Кормовищеская участковая больница» находится на территории Кормовищенского сельского поселения Лысьвенского муниципального района Пермского края (л.д.31). Согласно справке МУЗ «Кормовищенская участковая больница» (л.д. 29), справке Управления здравоохранения Администрации МО «Лысьвенский муниципальный район» (л.д. 30) Кормовищенская участковая больница до 02.07.2003 г. находилась в составе централизованной бухгалтерии при администрации Кормовищенского Сельского Совета. В соответствии с Уставом (л.д.32-37), МУЗ «Кормовищенская участковая больница» учреждено Управлением здравоохранения г. Лысьвы, адрес учреждения Пермский край, Лысьвенский район, пос. Кормовище, ул. Больничная, 4а. Таким образом, истица в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года осуществляла лечебную деятельность в качестве медицинской сестры в Кормовищенской участковой больнице Управления здравоохранения г. Лысьвы, МУЗ «Кормовищенская участковая больница», расположенной в сельской местности. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время истица работает в г. Лысьва.

Согласно свидетельства о рождении (л.д.11), сообщения МУЗ «Кормовищенская участковая больница» (л.д.27) истица находилась в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет в период с ДД.ММ.ГГГГ г.

Суд считает необоснованным отказ ГУ УПФ по г. Лысьве во включении в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет в льготном исчислении, а также отказ во включение в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком до полутора лет после ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ года подлежат включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении, то есть 1 к 1,3 годам.

Кроме того, суд признает незаконным и отказ ГУ УПФ по г. Лысьве во включении истице в специальный стаж ее периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ..

Как следует из сообщения МУЗ «Кормовищенская участковая больница» (л.д. 28), приказа МУЗ «Стоматологическая поликлиника» №14-02-05/1 от 17.08.2010г. (л.д.14), копий свидетельств и удостоверений (13,15-16), справок, уточняющих условия работы (л.д.17-21) установлено, что Лыжина М.В. в спорные периоды времени находилась на курсах повышения квалификации, при этом за ней сохранялась средняя заработная плата. Тот факт, что истица в спорные периоды находилась на курсах повышения квалификации не оспаривается самим ответчиком и подтверждается протоколом заседания комиссии по рассмотрению споров реализации пенсионных прав граждан от 24.12.2010г. (л.д.6-10).

В соответствии с ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ (ст. 112 КЗоТ РСФСР) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, периодическое повышение истицей квалификации являлось необходимым условием осуществления лечебной деятельности по занимаемой должности, прохождение таких курсов не было вызвано личной инициативой истицы, а являлось направлением работодателя в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими условия осуществления лечебной деятельности, за указанные периоды времени у истицы сохранялась средняя заработная плата, в связи чем, периоды нахождения Лыжина М.В. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ г. и с ДД.ММ.ГГГГ., всего 4 месяца 25 дня подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Как установлено в судебном заседании, заявление для назначения пенсии было представлено истицей в УПФ РФ в г.Лысьве 09.12.2010 г. Поскольку с учетом включения в специальный стаж истицы спорных периодов, ее специальный трудовой стаж на день обращения за назначением пенсии, т.е. на 19.12.2010 г., составляет более 30 лет, то требование Лыжиной М.В. о назначении досрочной трудовой пенсии с указанной даты подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лыжиной М.В. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Лысьве Пермского края зачесть Лыжиной М.В. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды ее нахождения в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ года в льготном исчислении один год работы за 1 год и 3 месяца, а также включить периоды ее нахождении на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. в календарном исчислении, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с даты обращения за назначением пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Т.А.Киселева