2-456/2011 по иску Воробьевой О.В. к администрации ЛГП, ОАО АК ЛМЗ о признании право собственности в порядке приватизации



Дело № 2-456/2011 Копия

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2011 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Носковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Воробьева О.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Воробьев Д.В., к Открытому акционерному обществу «Акционерная компания «Лысьвенский металлургический завод» и Администрации Лысьвенского городского поселения о признании права собственности на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Воробьева О.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Воробьев Д.В., обратилась в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Акционерная компания «Лысьвенский металлургический завод» (далее - ОАО «АК ЛМЗ») и Администрации Лысьвенского городского поселения о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение в <адрес> общежития по <адрес> в <адрес>.

Свои требования мотивировала тем, что в ДД.ММ.ГГГГ ей, как работнику Лысьвенского металлургического завода, была предоставлена для проживания комната в общежитии по <адрес> в <адрес> на семью из четырех человек. ДД.ММ.ГГГГ года ей и её семье было предложено переехать в комнату . В ДД.ММ.ГГГГ в порядке улучшения жилищных условий ей выделили комнату в <адрес>, которая в настоящее время переименована собственником в помещение <адрес>. Фактически с этого времени ее семья занимает данное жилое помещение. В ДД.ММ.ГГГГ её муж Воробьев В.А. умер. В настоящее время в комнате проживают: она (Воробьева О.В.), её несовершеннолетний сын – Воробьев Д.В. и опекаемый - несовершеннолетний Воробьев Е.Н., который зарегистрирован по месту пребывания на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Иного жилья ни по договору найма, ни в собственности, они не имеют, ранее право на приватизацию жилья не использовали. Считает, что общежитие по <адрес>, незаконно было включено в уставной капитал ОАО «АК ЛМЗ» при его приватизации в ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с законом данное общежитие должно являться муниципальной собственностью, что предоставляет ей право на приватизацию жилых помещений в нем. ДД.ММ.ГГГГ Думой Лысьвенского городского поселения принято решение о приеме в муниципальную собственность указанного общежития. Однако, до настоящего времени решение не выполнено и общежитие остается в собственности ОАО «АК «ЛМЗ». Данное обстоятельство препятствует ей обратиться с заявлением о передаче ей спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.

Воробьева О.В. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Представитель ОАО «АК ЛМЗ» Анисимова Е.Р. и представитель администрации Лысьвенского городского поселения Ежов И.В. обратились к суду с заявлениями о рассмотрении дела без их участия, против иска не возражают.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом действующее законодательство определяет жилое помещение как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В качестве жилых помещений, которые подлежат приватизации, выделяются: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Воробьева О.В., как работнику Лысьвенского металлургического завода (ОАО «АК ЛМЗ»), была предоставлена для проживания комната в общежитии по <адрес> в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ она вместе со своей семьей переехала в комнату . В ДД.ММ.ГГГГ в порядке улучшения жилищных условий ей выделили комнату в <адрес>, которая в настоящее время собственником помещения переименована в помещение <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году умер её муж Воробьев В.А. В ДД.ММ.ГГГГ Воробьева О.В. назначена опекуном несовершеннолетнего Воробьева Е.Н., место жительства которого определено совместно с опекуном на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки (л.д.16-19), выпиской из домовой книги (л.д.9-10), договорами найма жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-37), приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13), свидетельством о регистрации по месту пребывания (л.д.14-15), справкой ГУП «ЦТИ» (л.д.38-39), свидетельством о смерти (л.д.40) и не оспариваются ответчиками.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права (л.д.50), общежитие по <адрес> в <адрес>, в том числе <адрес>, находится в собственности ОАО «АК «ЛМЗ».

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29.03.2003г. Указом Президента РФ от 26.03.2003г. N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12. 1991 г. N 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Таким образом, общежитие, в котором проживает истица и ее несовершеннолетние дети, не подлежало включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд полагает признать, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не должны влиять на жилищные права граждан, в том числе, на право бесплатной приватизации жилья.

Как следует из решения Думы Лысьвенского городского поселения Пермского края от 09.07.2009г. № 124, жилые и нежилые помещения общежития, расположенного по <адрес> в <адрес> из собственности ОАО АК «ЛМЗ» приняты в безвозмездную собственность Лысьвенского городского поселения.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Указанная норма изменяет правовые основания пользования жилыми помещениями в общежитиях, которые являются специализированными, то есть имеют целевое назначение как жилье для временного проживания на период работы, службы или учебы. Распространяя на соответствующие правоотношения нормы ЖК РФ о договоре социального найма, статья 7 названного закона, тем самым, изменяет правовой режим в общежитиях, которые уже не имеют специализированного назначения, соответственно в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 02.11.2000 г. № 220-О обратил внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Соответственно, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обуславливает возможность приватизации таких помещений.

          Помимо вышеуказанного, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», непосредственно указал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

          Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые являлись общежитиями, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае, часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с внесенными изменениями ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) не ограничивает возможность приватизации таких помещений.

Поскольку общежитие по <адрес> в <адрес> было принято в муниципальную собственность, то лица, проживающие в данном общежитии вправе приобрести занимаемые жилые помещения в собственность в соответствии со ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Как видно из технического паспорта (л.д.46-49) и справки ГУП «ЦТИ» (л.д.38-39), жилое помещение, занимаемое Воробьева О.В., обозначено жилым помещением в <адрес>, является изолированным, и состоит из одной комнаты, коридора и санузла, с центральным водоснабжением, канализацией, электроснабжением, что соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, то есть допускает его приватизацию.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в спорной комнате зарегистрированы Воробьева О.В., Воробьев Д.В., Воробьев Е.Н. (л.д.10). Несовершеннолетний Воробьев Е.Н. зарегистрирован по месту пребывания в <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).

Согласно п.3 приказа № 289 о назначении опеки, несовершеннолетний Воробьев Е.Н. поставлен на учет на получение жилого помещения, как имеющий внеочередное право на обеспечение жилым помещением (л.д.12-13).

Согласно справке, представленной Администрацией Лысьвенского городского поселения (л.д.10), Воробьева О.В. и Воробьев Д.В. не использовали право бесплатной приватизации жилья.

Согласно ч.2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

В силу ст.7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Согласно ч. 2 ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

В соответствии с ч.1 ст. 245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

По смыслу указанных норм закона, несовершеннолетний Воробьев Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий в жилом помещении, в обязательном порядке включается в договор приватизации, и поскольку обладает наряду с истицей равными правами на получение жилого помещения в собственность, то доли в праве собственности его и истицы соответственно составляют по ?.

При таких обстоятельствах, у суда имеются основания признать за Воробьева О.В. и Воробьев Д.В. право собственности на помещение в <адрес> в <адрес> края, по ? доли в праве собственности за каждым.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Воробьева О.В. и Воровьевым Д.В. право собственности в порядке приватизации на комнату площадью 18,2 кв.м (помещение ) в <адрес>, в <адрес> края по ? доли в праве собственности за каждым.

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности Воробьева О.В. и Воробьев Д.В. на комнату площадью 18,2 кв.м (помещение ) в <адрес> в <адрес> края и основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Открытого акционерного общества «Акционерная компания «Лысьвенский металлургический завод» на указанное жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение десяти дней.

Судья: (подпись)

Верно. Судья Н.Р.Войтко