2-455/2011 по иску Мутинцева С.С. к администрации ЛГП, ОАО АК ЛМЗ о признании права собственности в порядке приватизации



Дело № 2-455/2011 Копия

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2011 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Носковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Мутинцев С.С. к Открытому акционерному обществу «Акционерная компания «Лысьвенский металлургический завод» и Администрации Лысьвенского городского поселения о признании права собственности на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Мутинцев С.С. обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Акционерная компания «Лысьвенский металлургический завод» (далее - ОАО «АК ЛМЗ») и Администрации Лысьвенского городского поселения о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение в <адрес> в <адрес>.

Свои требования мотивировал тем, что в ДД.ММ.ГГГГ его сестре Мутинцевой Л.С. была выделена комната в <адрес> общежитии по <адрес> на семью из трех человек в том числе на него и вторую сестру Мутинцеву Лидию. Указанная комната была выделена ей по ходатайству Администрации. В ДД.ММ.ГГГГ сестры выехали из комнаты на другое постоянное место жительства. В настоящее время собственником внесены изменения в технический паспорт и комната стала нумероваться помещением в <адрес>. В указанном жилом помещении истец проживает ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Регистрацию по месту жительства истец не оформлял ДД.ММ.ГГГГ, т.к. руководство общежития не разрешало оформлять постоянную регистрацию, договор найма заключался на определенный срок. В ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировался по адресу <адрес> по месту пребывания до ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что приобрел право пользования жилым помещением. Ранее право на бесплатную приватизацию жилья истец не использовал. Считает, что общежитие по <адрес>, незаконно было включено в уставной капитал ОАО «АК ЛМЗ» при его приватизации в ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с законом данное общежитие должно являться муниципальной собственностью, что предоставляет ей право на приватизацию жилых помещений в нем. ДД.ММ.ГГГГ Думой Лысьвенского городского поселения принято решение о приеме в муниципальную собственность указанного общежития. Однако, до настоящего времени решение не выполнено и общежитие остается в собственности ОАО «АК «ЛМЗ». Данное обстоятельство препятствует ей обратиться с заявлением о передаче ей спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.

Мутинцев С.С. в судебное заседание не явился, представил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивает на удовлетворении исковых требований.

Представитель ОАО «АК ЛМЗ» Анисимова Е.Р. и представитель администрации Лысьвенского городского поселения Ежов И.В. обратились к суду с заявлениями о рассмотрении дела без их участия, против иска не возражают.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом действующее законодательство определяет жилое помещение как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В качестве жилых помещений, которые подлежат приватизации, выделяются: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Мутинцевой Л.С., по ходатайству Администрации <адрес> была предоставлена для проживания комната в <адрес> общежитии по <адрес> в <адрес> в том числе для проживания Мутитнцевой Л.С. и Мутинцев С.С. В ДД.ММ.ГГГГ Мутинцева Л.С. и ее сестра выехали из указанного помещения. В настоящее время Мутинцев С.С. с ДД.ММ.ГГГГ проживает в спорном жилом помещении. Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки Мутинцев С.С. (л.д.15-23), справкой о составе семьи (л.д.9), выпиской из домовой книги (л.д.10), договорами найма жилого помещения с Мутинцев С.С. за период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-35), свидетельством о регистрации по месту пребывания (л.д.36), и не оспариваются ответчиками.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, общежитие по <адрес> в <адрес>, в том числе <адрес>, находится в собственности ОАО «АК «ЛМЗ» (л.д.47).

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29.03.2003г. Указом Президента РФ от 26.03.2003г. N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12. 1991 г. N 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Таким образом, общежитие, в котором проживает истец, не подлежало включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд полагает признать, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не должны влиять на жилищные права граждан, в том числе, на право бесплатной приватизации жилья.

Как следует из решения Думы Лысьвенского городского поселения Пермского края от 09.07.2009г. № 124, жилые и нежилые помещения общежития, расположенного по <адрес> в <адрес> из собственности ОАО АК «ЛМЗ» приняты в безвозмездную собственность Лысьвенского городского поселения.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Указанная норма изменяет правовые основания пользования жилыми помещениями в общежитиях, которые являются специализированными, то есть имеют целевое назначение как жилье для временного проживания на период работы, службы или учебы. Распространяя на соответствующие правоотношения нормы ЖК РФ о договоре социального найма, статья 7 названного закона, тем самым, изменяет правовой режим в общежитиях, которые уже не имеют специализированного назначения, соответственно в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 02.11.2000 г. № 220-О обратил внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Соответственно, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обуславливает возможность приватизации таких помещений.

          Помимо вышеуказанного, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», непосредственно указал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

          Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые являлись общежитиями, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае, часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с внесенными изменениями ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) не ограничивает возможность приватизации таких помещений.

Поскольку общежитие по <адрес> в <адрес> было принято в муниципальную собственность, то лица, проживающие в данном общежитии вправе приобрести занимаемые жилые помещения в собственность в соответствии со ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Как видно из технического паспорта (л.д.43-46) и справки ГУП «ЦТИ» (л.д.13-14), жилое помещение, занимаемое истцом, обозначено помещением в <адрес>, является изолированным, и состоит из одной комнаты, коридора и санузла, с центральным водоснабжением, канализацией, электроснабжением, что соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, то есть допускает его приватизацию.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в спорной комнате зарегистрирован только истец Мутинцев С.С. (л.д.10).

Согласно справке, представленной Администрацией Лысьвенского городского поселения (л.д.11), Мутинцев С.С. не использовал право бесплатной приватизации жилья.

При таких обстоятельствах, у суда имеются основания для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Мутинцев С.С. право собственности в порядке приватизации на комнату площадью 12,0 кв.м (помещение ) в <адрес>, в <адрес> края.

С момента государственной регистрации права собственности Мутинцев С.С. на комнату площадью 12,0 кв.м (помещение ) в <адрес>, в <адрес> края считать прекращенным право собственности ОАО «Акционерная компания «Лысьвенский металлургический завод» на это имущество.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение десяти дней.

Судья: (подпись)

Верно. Судья Н.Р.Войтко