2-407/2011 по иску прокурора к Земскому Собранию ЛМР о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону



Дело № 2-407/11 Копия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

судебного заседания

18 марта 2011 года Лысьвен ский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Сорокиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Лысьвенского городского прокурора о признании незаконным Решения Земского Собрания муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» «О назначении даты выборов» от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным Решения Земского Собрания муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» «О назначении даты выборов» от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Дружкова Е.В. заявление поддержала, пояснила, что Лысьвенской городской прокуратурой проверено Решение Земского Собрания муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении даты выборов главы Лысьвенского муниципального района» на предмет его соответствия федеральному законодательству. Указанным решением назначена дата избрания главы Лысьвенского муниципального района - ДД.ММ.ГГГГ. Оспариваемое Решение опубликовано (обнародовано) ДД.ММ.ГГГГ в общественно-политической газете «Искра» (15471), т.е. в установленном законом порядке.

Считает, что Решение противоречит федеральному законодательству, поскольку действующий глава муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» Гончаров А.Л. был избран на досрочных прямых выборах ДД.ММ.ГГГГ со сроком полномочий на 4 года, в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов. Указанная норма действовала как на момент избирательной кампании и избрания Гончарова А.Л. главой муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», так действует и в настоящее время.

Решением Лысьвенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в Устав муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», в соответствии с которым Глава района избирается представительным органом муниципального района из своего состава и является его председателем сроком на 4 года.

ДД.ММ.ГГГГ было избрано Земское Собрание Лысьвенского муниципального района, в связи с чем, вступили в силу изменения, внесенные в Устав муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» Решением Лысьвенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с нормами которого в 2011 году Глава района должен избираться представительным органом муниципального района из своего состава.

Считает то обстоятельство, что в 2011 году Глава района избирается представительным органом муниципального района из своего состава, не может влиять на продление срока полномочий действующего Главы района до фактического истечения четырехлетнего срока его пребывания в указанной должности, т.е. ДД.ММ.ГГГГ Днем окончания срока, на который избран действующий Глава Лысьвенского муниципального района Гончаров А.Л., будет являться - ДД.ММ.ГГГГ.

Просит Решение Земского Собрания муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении даты выборов главы Лысьвенского муниципального района» признать противоречащим закону полностью.

Представитель Земского собрания муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» Пермского края Ковина Т.П. требования не признала. Суду пояснила, что Глава муниципального района является органом муниципального образования, избран согласно ст.13 Устава муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах на срок, установленный Уставом муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район».

Считает, что на выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе, распространяется действие федерального законодательства о труде с особенностями, предусмотренными федеральными законами, Уставом муниципального образования. Трудовые договоры с ним не заключаются, полномочия главы района определяются Уставом. Выборное должностное лицо не является муниципальным служащим, срок полномочий не может быть менее 2 и более 5 лет. Досрочное прекращение полномочий главы отрегулировано ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 30 Устава муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район». Оснований для досрочного прекращения полномочий действующего главы муниципального района в указанных нормах на сегодня нет (ст. 30 Устава).

Согласно ст. 48 Устава муниципального образования «Город Лысьва» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ действующий глава района избран на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года, исчисляемым с ДД.ММ.ГГГГ до окончания четырехгодичного периода, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. И не позднее ДД.ММ.ГГГГ должен быть избран новый глава района - председатель Земского Собрания из состава представительного органа со сроком полномочий 4 года согласно ст. 28 Устава муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.

Требование о досрочном прекращении действующего главы и назначении новых выборов на ДД.ММ.ГГГГ является вмешательством в осуществление местного самоуправления на территории муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район».

Уменьшение срока полномочий действующего выборного должностного лица повлечет за собой ограничение пассивного избирательного права уже избранного гражданина - Гончарова А.Л.

Под выборным должностным лицом местного самоуправления понимается должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. К числу выборных органов местного самоуправления относятся представительный орган и иные органы местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования. Ныне действующий глава района относится к органам местного самоуправления, избранный на муниципальных выборах.

В муниципальном образовании «Лысьвенский муниципальный район» осуществляется избрание главы муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» - Председателя Земского Собрания из состава депутатов представительного органа как должностного лица, а не через всенародные выборы и не органа местного самоуправления.

Часть 1 ст. 8 закона № 67-ФЗ устанавливает, что днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта с целью совмещения дней голосования на выборах разного уровня, в результате которых избиратель будет иметь возможность непосредственно проголосовать одновременно по нескольким бюллетеням, т.е. речь опять же идет о совмещении выборов и о прямом волеизъявлении граждан. Ст. 8 вышеуказанного закона определяет срок полномочий выборных органов государственной власти и выборных органов местного самоуправления.

Считает, поскольку Глава Лысьвенского района - Председатель Земского Собрания к категории выборных органов не относится. Следовательно, решение Земского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении даты выборов главы Лысьвенского муниципального района» не нарушает норм ни Конституции РФ, Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативно-правовые акты муниципального образования и тем более ст. 8 ч. 1 Федерального закона № 67-ФЗ.

Выравнивание сроков по избранию всех органов местного самоуправления возможно будет только в 2012 году.

Решение от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении даты выборов главы Лысьвенского муниципального района» принято Земским Собранием в рамках своих полномочий согласно ст. 24, п. 2 ст. 28 Устава муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» на заседании Земского Собрания. За данное решение проголосовало более чем 2/3 депутатов.

Просит в требованиях о признании противоречащим закону решения Земского Собрания муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Как установлено в судебном заседании, решением Земского Собрания муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ назначена дата выборов главы Лысьвенского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4)

Указанное решение опубликовано в общественно-политической газете «Искра».

В соответствии с ст. 28 Устава муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» (далее – Устава) в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, Глава Лысьвенского муниципального района (далее - глава района) является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава района избирается представительным органом муниципального района из своего состава и является его председателем сроком на 4 года.

Указанная редакция Устава была утверждена решением Лысьвенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ в силу п. 8 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступила в силу с момента истечения полномочий Лысьвенской городской Думы, принявшей данную редакцию Устава.

Полномочия Лысьвенской городской Думы, утвердившей Устав в редакции от ДД.ММ.ГГГГ истекли в связи с выборами Земского собрания ДД.ММ.ГГГГ, которое является представительным органом в настоящее время.

Таким образом, в настоящее время действуют положения Устава, в соответствии с которыми Глава района избирается представительным органом муниципального района из своего состава.

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами судебного заседания.

В соответствии с ст. 24 Устава Земское Собрание квалифицированным большинством голосов (2/3) от числа депутатов, указанного в части 1 статьи 23 настоящего Устава, избирает тайным голосованием главу Лысьвенского муниципального района - председателя Земского Собрания из числа депутатов Земского Собрания в порядке, установленном регламентом Думы.

Решением Земского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Регламент Земского Собрания Лысьвенского муниципального района (далее – Регламент).

В соответствии с ст. 4 Регламента Председатель Земского Собрания избирается из числа депутатов на срок полномочий Земского Собрания на первом заседании или на очередном ближайшем заседании Земского Собрания - после досрочного прекращения полномочий председателя, тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов (часть 1 статьи 23 Устава Лысьвенского муниципального района).

Таким образом, в соответствии с действующей редакцией Устава Глава района не избирается на прямых выборах, а вопрос об избрании Главы района, относится к компетенции Земского Собрания.

Поскольку Глава района не является выборным лицом в смысле законодательства о выборах и референдумах, то органы местного самоуправления не должны назначать дату выборов Главы района.

Основанием для принятия решения об избрании Главы района из состава депутатов Земского Собрания, является прекращение полномочий действующего Главы района, при этом ни действующее законодательство, ни Устав муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», ни Регламент Земского Собрания не содержат каких-либо норм, обязывающих представительный орган принять решение о назначении даты выборов Главы района.

Фактически решением Земского Собрания муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» «О назначении даты выборов» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден вопрос повестки дня заседания Земского Собрания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ.

То обстоятельство, что повестка дня заседания Земского Собрания оформлена в форме решения и опубликована в средствах массовой информации, не является основанием для признания указанного решения нормативным актом, поскольку указанное решение не устанавливает каких-либо правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В связи с указанным оспариваемое Решение Земского Собрания не является нормативным правовым актом и не может быть обжаловано прокурором в порядке ст. 251 ГПК РФ.

В действительности прокурором обжалуется действие (решение) органа местного самоуправления.

В соответствии с ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

На основании ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

Поскольку оспариваемое решение о назначении даты выборов Главы района из состава депутатов Земского Собрания не затрагивает права и свободы неопределенного круга лиц, прокурору действующим законодательством не дано право обращаться с заявлением об оспаривании действия (решения) органа местного самоуправления, то суд считает необходимым прекратить производство по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 45, 220 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу по заявлению Лысьвенского городского прокурора о признании незаконным решения Земского Собрания муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» «О назначении даты выборов» от ДД.ММ.ГГГГ прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней.

Судья (подпись)

Верно. Судья