ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., с участием прокурора Тиуновой Г.А., при секретаре Куликовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах Фроловой А.А. к администрации Лысьвенского городского поселения о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии и о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условиях, УСТАНОВИЛ: Лысьвенский городской прокурор обратился в суд в интересах Фроловой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации Лысьвенского городского поселения о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии администрации Лысьвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условиях. В заявлении прокурор указал на то, что Фролова А.А. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ по основанию, предусмотренному п. 6.3 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Пермской области, утвержденных решением Исполкома Пермского областного Совета Народных Депутатов от 16.08.1988 № 102, в связи с тем, что проживала в квартире, занятой семьями нескольких нанимателей. ДД.ММ.ГГГГ Фроловой А.А. направлено заявление в Администрацию Лысьвенского городского поселения по вопросу постановки на учет по поводу улучшении жилищных условий в целях обеспечения ее жильем как ветерана ВОВ и вдовы ветерана ВОВ. ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией администрации Лысьвенского городского поселения принято решение о снятие ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное решение жилищно-бытовая комиссия мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ Фролова А.А. воспользовалась своим правом на приватизацию комнаты и в настоящее время является ее собственником, а не нанимателем, что противоречит п. 6.3 Правил, утвержденных 16.08.1988 г. Более того, площадь жилого помещения по указанному адресу превышает установленную решением Думы Лысьвенского городского поселения от 22.10.2009 года учетную норму в размере 11 кв.м. Считает, что решение о снятии с учета Фроловой А.А. принято с нарушением действующего законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 № 189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право на предоставление жилых помещений. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 № 189 - ФЗ. Поскольку Фролова А.А. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в ДД.ММ.ГГГГ и была снята с учета в ДД.ММ.ГГГГ, то к возникшим правоотношениям подлежит применению не только ст. 59 ЖК РФ, но и ч. 2 ст. 6 ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 № 189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в их нормативно-правовом единстве. Согласно п. 6.3 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Пермской области, утвержденных решением Исполкома Пермского областного Совета Народных Депутатов от 16.08.1988 № 102, утративших силу с ДД.ММ.ГГГГ, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в квартирах, занятых семьями нескольких нанимателей. Приватизация Фроловой А.А. комнаты, то есть изменения правового статуса нанимателя на статус собственника, не прекращает правового режима квартиры по адресу: <адрес> как коммунальной квартиры (ст. 59 ЖК РФ). В связи с чем прокурор считает, что решение жилищно-бытовой комиссии администрации ЛГП о снятия Фроловой А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным и подлежит отмене. В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Тиунова А.А. поддержала заявленные требования, уточнила требования в части постановки Фроловой А.А. на учет: просит обязать ответчика восстановить Фролову А.А. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Фролова А.А. в судебном заседании требования прокурора поддержала. Пояснила, что проживает в коммунальной благоустроенной квартире с общей кухней, ванной комнатой, где занимает одну комнату 16.8 кв.м. В комнате проживает одна, близких родственников у нее нет. Ее обращение в администрацию ЛГП по поводу предоставления отдельной благоустроенной квартиры было вызвано тем, что ее соседи по квартире часто употребляют спиртные напитки, курят, собирают шумные компании в ночное время, в связи с чем, она постоянно нервничает. Просит исковые требования удовлетворить, поскольку считает, что ее незаконно сняли с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Представитель Администрации Лысьвенского городского поселения Баландина О.А. в судебном заседании с исковые требования не признала. Пояснила, что Фролова А.А. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, а именно в связи с тем, что Фролова А.А., приватизировав комнату, перестала являться ее нанимателем и общая площадь занимаемого ею жилого помещения превышает учетную норму, утвержденную Решением Думы ЛГП от 22.10.2009 года в размере 11 кв.м. Более того пояснила, что оснований для включения Фроловой А.А. в список на получение жилищных субсидий как вдовы участника Великой Отечественной войны – не имеется. Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела без их участия, в своем письменном отзыве просили в иске отказать, поскольку Фролова А.А. является собственником жилого помещения, площадью 16,8 кв.м., и нуждающейся ее можно признать только в том случае, если в жилом помещении, занятой несколькими семьями, имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Представитель Министерства социального развития <адрес> и ТУ- <адрес> по Лысьвенскому муниципальному району в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные требования прокурора поддержали. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено, что в октябре ДД.ММ.ГГГГ Фролова А.А. обратилась в администрацию г. Лысьвы с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, что проживает в коммунальной квартире, занимает одну комнате совместно с матерью – Кирчановой М.Л. (л.д. 8). Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10). Решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), Фролова А.А. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях. При этом, как следует из пояснений представителя администрации ЛГП, основанием для постановки Фроловой А.А. на учет послужили те основания, что она проживала в квартире, занятой несколькими нанимателями, а также в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, включая ее мать – Кирчанову М.Л., была ниже учетной нормы. 21.09.1994 г. умерла мать Фроловой А.А. – Кирчанова М.Л., что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.65). 20.10.1995 г. Фролова А.А. обратилась в администрацию г. Лысьвы с заявлением о передаче ей в собственность комнаты площадью 16.8 кв.м. в порядке приватизации (л.д. 56). Постановлением администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58), приватизация комнаты площадью 16.8 кв.м. в двухкомнатной квартире по <адрес> Фроловой А.А. разрешена. ДД.ММ.ГГГГ между Фроловой А.А. и администрацией г. Лысьва был заключен договор передачи спорного жилого помещения в собственность бесплатно (л.д.61-62). Решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64), Фролова А.А. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, а именно в связи с тем, что Фролова А.А., приватизировав комнату, перестала являться ее нанимателем и общая площадь занимаемого ею жилого помещения превышает учетную норму, утвержденную Решением Думы ЛГП от ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 кв.м. Суд считает данное решение незаконным по следующим основаниям. В силу ст. 28 ЖК РСФСР, действующего в период постановки Фроловой А.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Согласно ст. 29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. Аналогичный перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий содержится в п. 7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением N 335 от 31 июля 1984 г. При этом согласно абзаца 2 п. 7 данных Правил, в правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений с учетом местных условий могут быть предусмотрены дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. В силу п. 6.1 – 6.3 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области, утвержденных Решением Исполкома Пермского областного СНД от 16.08.1988 г. № 102, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, в том числе, граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого городскими (районными) Советами народных депутатов; проживающие в квартирах, занятых семьями нескольких нанимателей. Как установлено в судебном заседании, основанием для постановки в 1988 г. Фроловой А.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий послужили те обстоятельства, что обеспеченность у нее жилой площадью на одного члена семьи была ниже установленного уровня, а также факт ее проживания в квартире, занятой семьями нескольких нанимателей, т.е. коммунальной квартирой. В силу ст. 32 ЖК РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете. Согласно п. 19.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области, утвержденных Решением Исполкома Пермского областного СНД от 16.08.1988 г. № 102, граждане снимаются с учета в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения (пункт 6.1 - 6.9 Правил). Как следует из Решением жилищно-бытовой комиссии от 17.11.2010 г. (л.д.), Фролова А.А. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что она проживает одна в комнате площадью 16.8 кв.м., принадлежащей ей на праве собственности. В силу ст. 56 ЖК РФ, вступившего в силу с 01.03.2005 года, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В самом же ЖК РФ нормы, которая устанавливала бы возможность применения этого Кодекса к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, не содержится. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений названной части. Исходя из системного толкования норм ЖК РФ следует, что граждане, принятые на жилищный учет в соответствии с ЖК РСФСР, могут быть сняты с такого учета по указанным выше основаниям только в случае, если данные основания возникли после 1 марта 2005 г. Иное толкование противоречило бы Конституции Российской Федерации и позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 года №-О-П «По жалобе гражданина Скороходова А.В. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой часть 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет. Суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что основания постановки на учет Фроловой А.А. изменились до 01.03.2005 года, соответственно на нее не распространяется правила, установленные ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" по следующим основаниям. В силу ст. 32 ЖК РСФСР, снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме. Аналогичная норма также содержится и в Жилищном кодексе РФ, вступившим в силу с 01.03.2005 года ( ч. 2 ст. 56 ЖК РФ). В судебном заседании ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих факт принятия до 01.03.2005 г. решения о снятии Фроловой А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а сама истица отрицает получение письменного уведомления о снятии с такого учета. Таким образом, при рассмотрении вопроса о снятии Фроловой А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий применению подлежали нормы материального права, действовавшие в период ее постановки на такой учет. Следовательно, Фролова А.А. подлежала снятию с жилищного учета только в случае улучшения жилищных условий, предусмотренных п. 6.1- 6.3 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области, утвержденных Решением Исполкома Пермского областного СНД от 16.08.1988 г. № 102. В данном случае, перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленный как ст. 32 ЖК РСФСР, так и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области, утвержденных Решением Исполкома Пермского областного СНД от 16.08.1988 г. № 102 является исчерпывающим. Такое основание, как приватизация комнаты, в которой гражданин ранее проживал в качестве нанимателя, в этом перечне отсутствует. Из представленных в суд документов следует, что основание (проживание в квартире, занятой несколькими семьями), которое и давало истице право на получение жилого помещения по договору социального найма, до введения в действие Жилищного кодекса РФ не отпало. Таким образом, орган, по решению которого Фролова А.А. была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не вправе был снять ее с учета до обеспечения ее жилым помещением в установленном законом порядке. В связи с чем, требования прокурора о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии администрации ЛГП от 17.11.2010 г. о снятии Фроловой с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении Фроловой А.А. в списке лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, подлежат удовлетворению. При принятии решения суд не принимает во внимание доводы ответчика по поводу отсутствия у Фроловой А.А. оснований для включения ее в список на получение жилищных субсидий в соответствии с Указом Президента как вдовы участника ВОВ, поскольку в рамках данного дела судом рассмотрены лишь требования об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии о снятии Фроловой с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, каких-либо требований о признании за Фроловой права на получение жилищных субсидий в рамках закона «О ветеранах» прокурором не заявлялось, решение жилищно-бытовой комиссией в этой части не принималось. В силу ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решен6ие в пределах заявленных истцом требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Лысьвенского городского прокурора удовлетворить. Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Фроловой А.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию Лысьвенского городского поселения восстановить Фролову А.А. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья: Т.В. Шадрина Секретарь: Н.Н. Куликова