Дело №2-938-2011 по иску Лысьвенского городского прокурора о признании противоречащим закону решения `О внесении изменений в Правила содержания и благоустройства территории МО `Лысьвенское горпоселение`



Дело № 2-938/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., с участием прокурора Тиуновой Г.А., при секретаре Куликовой Н.Н., рассмотрев открытом судебном заседании дело по заявлению Лысьвенского городского прокурора о признании противоречащим закону решения «О внесении изменений в Правила содержания и благоустройства территории муниципального образования «Лысьвенское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ,

Установил:

Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании противоречащим законодательству о дорожном движении решения Думы Лысьвенского городского поселения за «О внесении изменений в Правила содержания и благоустройства территории муниципального образования «Лысьвенское городское поселение», утвержденные решением Думы ЛГП от ДД.ММ.ГГГГ за .

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемое решение предусматривает внесение изменений в Правила содержания и благо­устройства территории МО «Лысьвенское городское поселение» следующего со­держания: запрещается стоянка автотранспорта на проезжей части автомобильных дорог группы "А", "Б", "В", внутриквартальных дорог с 23.00 до 7.00 ч., что вступает в противоречие с федеральным законодательством. Так, единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Фе­дерации устанавливается Правилами дорожного движения. Пунктом 12 настоя­щих Правил установлен перечень условий, разрешающих и запрещающих остановку и стоянку транспортных средств па проезжей части автодороги. Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» законодательство Российской Фе­дерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в силу п. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъек­тов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с п. 1 на­званной нормы Закона № 196-ФЗ установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находится в ведении Российской Федерации. Кроме того, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возни­кающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорож­ной деятельности на основании и во исполнение федеральных законов, иных нор­мативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности, установлены ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельно­сти в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 257-ФЗ). Органами местного само­управления па основании ст. 30 Закона № 257-ФЗ могут приниматься акты о введе­нии временных ограничений и прекращении движения транспортных средств по ав­томобильным дорогам местного значения. Однако нормами названного Закона не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по введению запрета использования проезжей части пользователями автомобильных дорог для остановки и стоянки транспортных средств. В связи с чем, считает принятие Думой Лысьвенского городского по­селения решения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила содер­жания и благоустройства территории муниципального образования «Лысьвенское городское поселение» является незаконным.

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Титунова Г.А. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам. Просит признать несоответствующим нормам федерального законодательства РФ решения Думы Лысьвенского городского поселения за «О внесении изменений в Правила содержания и благоустройства территории муниципального образования «Лысьвенское городское поселение», утвержденные решением Думы ЛГП от ДД.ММ.ГГГГ за .

Представитель Думы Лысьвенского городского прокурора в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель администрации Лысьвенского городского поселения Ю.И. Вотинова заявленные требования поддержала.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акт, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Как установлено в судебном заседании, Решением Думы Лысьвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждены "Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования «Лысьвенское городское поселение».

Решением Думы Лысьвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ п. 10.5 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Лысьвенское городское поселение» утвержден в новой редакции, запрещающей стоянку автотранспорта на проезжей части автомобильных дорог группы «А», «Б», «В» и внутриквартальных дорог с 23.00 до 7.00 часов.

Указанный нормативный правовой акт официально обнародован ДД.ММ.ГГГГ в центральной библиотеке по <адрес> и опубликован в газете "Искра" от ДД.ММ.ГГГГ, действует в соответствии с п. 2 оспариваемого решения на территории Лысьвенского городского поселения с момента обнародования и носит обязательный характер для всех физических и юридических лиц независимо от организационно-правовых норм собственности, расположенных на территории муниципального образования.

В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находится в ведении Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 22 названного Федерального закона предусмотрено, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (с последующими изменениями) утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД), устанавливающие единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Согласно п. 1.2 ПДД дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

В соответствии с п. 1.2 ПДД РФ "стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Раздел 12 ПДД РФ регламентирует правила осуществления стоянки и остановки автотранспортных средств, в частности, устанавливая в п. 12.1 ПДД РФ, что остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги, на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

Согласно п. 12.2 ПДД РФ ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
В соответствии с п. 12.3 ПДД РФ стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.
Пункт 12.5 ПДД РФ содержит основания для запрета стоянки, в частности, указывает, что стоянка запрещается в местах, где запрещена остановка; вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1; ближе 50 м от железнодорожных переездов.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 1 ГК РФ Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны

и безопасности государства.
Статья 209 ГК РФ устанавливает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Таким образом, п. 10.5 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Лысьвенское городское поселение с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ , содержащий запрет на стоянку автотранспорта на проезжей части автомобильных дорог группы «А», «Б», «В» и внутриквартальных дорог с 23.00 до 7.00 часов, фактически устанавливает обязанность для лиц, находящихся на территории муниципального образования, осуществлять хранение принадлежащего им (находящегося в пользовании) автотранспорта в специально отведенных для стоянки автотранспорта, охраняемых местах, тогда как нормы федерального законодательства РФ императивно устанавливают и регламентируют правила стоянки (в том числе и длительной) автотранспортных средств, определяют места, в которых возможна стоянка и остановка автотранспортных средств, не ограничивая продолжительность стоянки каким-либо временным периодом, в связи с чем, указанное положение оспариваемого нормативного акта противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства России (ст. 35 Конституции РФ, ст. 1 и 209 ГК РФ, п.п. 1.2, 12.1 - 12.5 ПДД РФ, утвержденных Постановлением СМ - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090), нарушает права лиц, проживающих и находящихся на территории муниципального образования «Лысьвенское городское поселение».

На основании изложенного суд считает, что вышеуказанная норма оспариваемого правового акта не соответствует законодательству РФ и признается судом недействующей на территории муниципального образования «Лысьвенское городское поселение» с момента ее принятия.
Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Лысьвенского городского прокурора удовлетворить.
Признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия решение Думы Лысьвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за «О внесении изменений в Правила содержания и благоустройства территории муниципального образования «Лысьвенское городское поселение», утвержденные решением Думы ЛГП от ДД.ММ.ГГГГ за .

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский горсуд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: Т.В. Шадрина

Секретарь: Н.Н. Куликова