Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 июля 2011 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Ведерниковой Е.Н., при секретаре Русиновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьве гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7», Управлению образования муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о возложении обязанности по оборудованию ограждения на территории участка образовательного учреждения, у с т а н о в и л: Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ № 7», Управлению образования муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о возложении обязанности по оборудованию ограждения на территории участка образовательного учреждения. В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Тиунова Г.А. уточнила исковые требования, просит обязать администрацию муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» выделить денежные средства для оборудования ограждения территории участка образовательного учреждения МОУ «СОШ №7», а МОУ «СОШ № 7» и Управление образования муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» обязать в рамках предоставленных им полномочий оборудовать ограждение территории участка общеобразовательного учреждения. Пояснила, что в ходе проверки МОУ «СОШ №7» прокуратурой были выявлены нарушения требований федерального законодательства, а именно п.2.2.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.21178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002г. №44, согласно которым территория образовательного учреждения должна быть огорожена забором высотой 1,5 м. В нарушение указанных норм по всему периметру здания МОУ «СОШ №7» имеются участки, где часть ограждения отсутствует. Так, с западной части со стороны детского сада отсутствует участок ограждения длиной 2 метра, угол северо-западной стороны не огорожен, с северной стороны отсутствует участок ограждения длиной 1 метр, участок 4 метра поврежден, с восточной стороны отсутствует участок ограждения длиной 2 метра, угол юго-восточной стороны (территория баскетбольной площадки) не огорожен, в южной части имеются повреждения и отсутствие ограждения со стороны музыкальной школы. Отсутствие соответствующего ограждения участка образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса. МОУ «СОШ № 7» создано на основании постановления Главы администрации г. Лысьва Пермской области, имеет статус юридического лица. Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование «Лысьвенский муниципальный район» в компетенцию которого в соответствии с Уставом учреждения относятся вопросы обеспечения содержания зданий и сооружений МОУ «СОШ № 7», обустройство прилегающих к ним территорий. Координацию, регулирование и контроль деятельности Учреждения осуществляет в пределах делегированных полномочий управление образования МО «Лысьвенский муниципальный район». Таким образом, обязанность по установке ограждения территории участка МОУ «СОШ №7» лежит на ответчиках в рамках предоставленных им полномочий. Представитель ответчика - Управления образования МО «Лысьвенский муниципальный район» Винокуров С.И. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском частично согласен, в отзыве указал, что ограждение территории будет восстановлено при проведении капитального ремонта учреждения. Представитель ответчика - администрации МО «Лысьвенский муниципальный район» Полиенко А.В. исковые требования не признала, пояснила, что считает администрацию не надлежащим ответчиком по делу, поскольку, хотя и администрация является учредителем образовательного учреждения, однако полномочия в части содействия в обеспечении содержания зданий и сооружений школы, обустройстве прилегающих территорий в силу ст. 11, 31 Закона «Об образовании», Устава образовательного учреждения, Положения об управлении образования администрации ЛМР, осуществляет управление образования. Кроме того, в соответствии с договором о взаимоотношениях между образовательным учреждением и управлением образования, п.п.3 п.3 ст. 32 Закона «Об образовании» обязанность оборудования территории ограждением лежит также на образовательном учреждении. Также указала, что в связи с дефицитом бюджета изыскать средства на установку ограждения не представляется возможным. Просит в исковых требованиях к администрации ЛМР отказать. Представитель ответчика МОУ «СОШ № 7» - Федосеева Н.Л. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что для оборудования территории вокруг образовательного учреждения ограждением необходимы денежные средства, которыми МОУ не располагает. Учредителем школы является администрация Лысьвенского муниципального района, которая действует через своего представителя - Управление образования. В управление образования директором школы была сделана заявка о выделении денежных средств на установку ограждения, но до настоящего времени денежные средства для этих целей не выделены. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено, что МОУ «СОШ № 7» является образовательным учреждением, имеет статус юридического лица, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц и состоит на учете в налоговом органе (л.д. 5-6). В силу ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнить требования санитарного законодательства. п. 1.1. Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 44) указанные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-эпидемиологические требования к участку общеобразовательного учреждения. В соответствии с требованиями п.2.2.3.Санитарно-Эпидемиологических правил и нормативов территория участка образовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м. В нарушение вышеуказанного законодательства, по всему периметру МОУ «СОШ № 7» в г. Лысьва имеются участки, где часть ограждения отсутствует. Так, с западной части со стороны детского сада отсутствует участок ограждения длиной 2 метра, угол северо-западной стороны не огорожен, с северной стороны отсутствует участок ограждения длиной 1 метр, участок 4 метра поврежден, с восточной стороны отсутствует участок ограждения длиной 2 метра, угол юго-восточной стороны (территория баскетбольной площадки) не огорожен, в южной части имеются повреждения и отсутствие ограждения со стороны музыкальной школы, данные обстоятельства подтверждаются актом обследования технической укрепленности объекта - МОУ «СОШ № 7» от 02.06.2011г., фототаблицей к акту, и не оспариваются сторонами. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Согласно п.1 ч.2 ст.32 Закона к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с Уставом МОУ «СОШ № 7» (утв. Распоряжением главы муниципального образования от №) учреждение является муниципальным образовательным учреждением и осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией. Учредителем учреждения выступает муниципальное образование «Лысьвенский муниципальный район». В силу п.п.7.7 Устава к компетенции учредителя относятся вопросы обеспечения содержания зданий и сооружений МОУ СОШ №7, обустройство прилегающих к ним территорий. Координацию, регулирование и контроль деятельности учреждения осуществляет в пределах делегированных полномочий Управление образования администрации МО «Лысьвенский муниципальный район» (п.3.1 Устава). Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. Из анализа вышеприведенных норм, Устава учреждения, договора о взаимоотношениях МОУ «СОШ №7» с Управлением образования, следует, что обязанность восстановить ограждение территории образовательного учреждения должна быть возложена как на учреждение, которому передано в оперативное управление здание МОУ «СОШ № 7», так и на Управление образования МО «Лысьвенский муниципальный район» как на орган, на который возложена обязанность оказывать учреждению посреднические услуги в решении вопросов содержания и развития материальной базы, и соответственно на орган местного самоуправления, являющийся учредителем МОУ, то есть на администрацию МО «Лысьвенского муниципального района, на каждого в пределах предоставленных им полномочий. Оборудование ограждения территории школы в соответствии с нормами СанПиН, направлено на обеспечение безопасности учащихся школы, их несоблюдение нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении. В соответствии с требованиями ст. 2, п.4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации обосновывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Отсутствие ограждений участков образовательного учреждения влечет так же значительное снижение уровня антитеррористической оснащенности данного объекта и в случае совершения преступлений террористической направленности может повлечь значительное увеличение числа пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а так же размера причиненного материального ущерба. При таких обстоятельствах, суд находит требование прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Исковые требования Лысьвенского городского прокурора Пермского края действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» выделить денежные средства для оборудования ограждения на территории участка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7». Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» и Управление образования муниципального образования «Лысьвенского муниципального района» в рамках предоставленных им полномочий оборудовать ограждение территории участка общеобразовательного учреждения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья: (подпись). Верно.Судья: Е.Н.Ведерникова