Дело № 2-1699/10 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 января 2011 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Киселевой Т.А., при секретаре Кургановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Киндяшева И.Г. к Открытому акционерному обществу «Акционерная компания «Лысьвенский металлургический завод» о признании права собственности на жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Киндяшев И.Г. обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Акционерная компания «Лысьвенский металлургический завод» (далее - ОАО «АК ЛМЗ») о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение в общежитии по <адрес>. В судебном заседании Киндяшев И.Г. исковые требования поддержал, пояснил, что в 1994 году ему как работнику Лысьвенского металлургического завода была предоставлена для проживания комната № в общежитии по <адрес> в <адрес>. В 1996 году истцу вместе с семьей переселили и зарегистрировали в комнате №. В 2003 году его супруга с дочерью выехали из общежития, и в настоящее время там не проживают. В комнате № он живет один. Иного жилья ни по договору найма, ни в собственности, он не имеет, ранее право на приватизацию жилья не использовал. Считает, что общежитие по <адрес>, незаконно было включено в уставной капитал ОАО «АК ЛМЗ» при его приватизации в 1991 году. В соответствии с законом данное общежитие должно находиться в муниципальной собственности, что дает ему право на приватизацию жилого помещения в нем. Представитель ответчика ОАО «АК ЛМЗ» Анисимова Е.Р. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражают. Представитель заинтересованного лица Администрации Лысьвенского городского поселения Ежов И.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие, против иска не возражает. Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. При этом действующее законодательство определяет жилое помещение как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В качестве жилых помещений, которые подлежат приватизации, выделяются: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Киндяшеву И.Г. как работнику Лысьвенского металлургического завода (ОАО «АК ЛМЗ») по ордеру № была предоставлена для проживания комната № в общежитии по <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Киндяшеву И.Г. по ордеру № была предоставлена для проживания комната № в общежитии по <адрес> в <адрес>. В 1996 году истец вместе с семьей переехал в комнату №. С 2003 году ФИО5 и ФИО6 из указанной комнаты выехали на другое постоянное место жительство, а Киндяшев И.Г.переселен в комнату №, где и проживает в настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, копией трудовой книжки Киндяшева И.Г. (л.д.8-10), ордерами на имя Киндяшева И.Г. (л.д.12), справкой ООО «Мой город» (л.д.29), договорами найма жилого помещения с Киндяшевым И.Г. за период с 2002 года по 2010 год (л.д.14-22), и не оспариваются ответчиками. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, общежитие по <адрес> в <адрес>, в том числе комната №, находится в собственности ОАО «АК «ЛМЗ». В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29.03.2003г. Указом Президента РФ от 26.03.2003г. N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12. 1991 г. N 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Таким образом, общежитие, в котором проживает истец, не подлежало включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости. При таких обстоятельствах, суд полагает признать, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не должны влиять на жилищные права граждан, в том числе, на право бесплатной приватизации жилья. Как следует из решения Думы Лысьвенского городского поселения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, жилые и нежилые помещения общежития, расположенного по <адрес> в <адрес> из собственности ОАО АК «ЛМЗ» приняты в безвозмездную собственность Лысьвенского городского поселения. В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Указанная норма изменяет правовые основания пользования жилыми помещениями в общежитиях, которые являются специализированными, то есть имеют целевое назначение как жилье для временного проживания на период работы, службы или учебы. Распространяя на соответствующие правоотношения нормы ЖК РФ о договоре социального найма, статья 7 названного закона, тем самым, изменяет правовой режим в общежитиях, которые уже не имеют специализированного назначения, соответственно в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 02.11.2000 г. № 220-О обратил внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Соответственно, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обуславливает возможность приватизации таких помещений. Помимо вышеуказанного, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», непосредственно указал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые являлись общежитиями, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае, часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с внесенными изменениями ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Поскольку общежитие по <адрес> в <адрес> было принято в муниципальную собственность, то лица, проживающие в данном общежитии вправе приобрести занимаемые жилые помещения в собственность в соответствии со ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ». Как видно из кадастрового плана, справки ГУП «ЦТИ» и технического паспорта жилое помещение, занимаемое истцом, обозначено помещением № в <адрес>, является изолированным, имеет вспомогательные помещения, коридор и санузел, оборудовано центральным водоснабжением, канализацией, электроснабжением, что соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, то есть допускает его приватизацию (л.д.24-25, 27-28). На 14.09.2010 года в спорном жилье, кроме истца, никто не зарегистрирован (л.д.29). При таких обстоятельствах, у суда имеются основания признать за Киндяшевым И.Г. право собственности на жилое помещение № в <адрес> в <адрес>. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать за Киндяшевым И.Г. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение № в <адрес>, в <адрес>. Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности Киндяшевым И.Г. на жилое помещение № в <адрес>, в <адрес> и основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Открытого акционерного общества «Акционерная компания «Лысьвенский металлургический завод» на указанное помещение. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Т.А.Киселева