дело № 2-810/2011 по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах Зайтенова М.А. к Администрации МО `ЛМР` о предоставлении жилого поещения во внеочередном порядке



Дело № 2-810/11РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2011 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Киселевой Т.А., при секретаре Кургановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах Зайтенова М.А. к Администрации Муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» и Министерству финансов Пермского края о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор обратился в суд в интересах Зайтенова М.А. к Администрации Муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» и Министерству финансов Пермского края о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего жилого помещения.

В заявлении прокурор указал на то, что родители Зайтенова М.А. – ФИО2 и ФИО3 решением Есильского районного суда Акмалинской области от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав, в связи с чем истец имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ над Зайтеновым М.А. установлено попечительство, попечителем назначена ФИО12, которая проживает в <адрес>, где в настоящее время зарегистрирован и истец. ДД.ММ.ГГГГ Зайтенов был поставлен в очередь на получение жилья в льготном порядке. Согласно ч.3 ст. 49, ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Зайтенову М.А. по окончанию учебного заведения должно было быть выделено жилье во внеочередном порядке, однако, до настоящего времени такая обязанность ответчиками не исполнена.

В судебном заседании прокурор Кабыш Н.С. от исковых требований к Министерству финансов Пермского края отказалась, в остальной части иск поддержала по доводам, изложенным в заявлении. Просит обязать Администрацию МО «Лысьвенский муниципальный район» предоставить Зайтенову М.А. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, поскольку таким правом он обладает как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.

Истец Зайтенов М.А. суду пояснил, что его родителей лишили родительских прав в 2003 году, его тетка ФИО12 была назначена попечителем над ним и привезла его в г. Лысьва. Ни в р. Казахстан, и в г. Лысьва, у него жилья нет, в настоящее время он зарегистрирован у ФИО12 в <адрес>, квартира по <адрес>, принадлежит его двоюродной сестре, своего жилья у него нет. В 2007 году он закончил обучение в ПУ № 6 г. Лысьва, но до настоящего времени жилья ему не выделили. С отказом прокурора от иска к Министерству финансов Пермского края согласен.

Представитель Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» Полинко А.В. в судебном заседании против иска возражений не имеет, считает иск обоснованным, поскольку Зайтенов М.А. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в жилье за .

Представитель Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края Курочкина С.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в своем письменном отзыве просит в иске отказать, так как не доказана нуждаемость истца в жилье, истцом не представлено сведений о наличии или отсутствии у родителей Зайтенова М.А. жилья, на которое он вправе претендовать, а также не представлено сведений на каком основании он проживает по <адрес>.

Представитель Министерства финансов Пермского края Микова С.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в своем письменном отзыве просила в иске к Министерству отказать, поскольку обязанности по обеспечению жильем лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодателем возложена на Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», финансирование, приобретение жилья для лиц такой категории в полномочия Министерства финансов не входит.

Представитель Администрации Лысьвенского городского поселения Вотинова Ю.И. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, по существу заявленных требований возражений не имеет. Просит обязанность по предоставлению жилья истцу возложить на Администрацию Муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», которой выделяются финансы на данные цели.

Представитель Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает исковые подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г.) лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу п. 5 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, постановка на учет лиц такой категории осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми соответствующего статуса, на основании представленных документов.

В соответствии с п.6 вышеуказанных Правил лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей) вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Установлено, что Зайтенов М.А. родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), его родители – ФИО2 и ФИО3 решением Есильского районного суда Акмалинской области р. Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав (л.д.18).

Распоряжением главы г. Лысьва Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ над Зайтеновым М.А. установлено попечительство, попечителем назначена ФИО12 (л.д.17).

Решением жилищно-бытовой комиссии Адсминистрации г. Лысьва от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Управления семьи и детства (л.д.9-10) Зайтенов М.А. взят на учет на получение жилплощади, как оставшийся без попечения родителей (л.д.8)

По информации Администрации Лысьвенского городского поселения Зайтенов М.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в общегородской очереди по улучшению жилья в льготном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей за (л.д.54).

Как следует из копии диплома ГОУ НПО «Профессиональное училище №6» (л.д.7) Зайтенов М.А. прошел обучение в указанном образовательном учреждении, и окончил его ДД.ММ.ГГГГ.

По данным ГУП «ЦТИ» (л.д.21), сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.20), по сообщению из р. Казахстан (л.д.14) Зайтенов М.А. собственного жилья не имеет, в настоящее время зарегистрирован по месту жительства своего попечителя ФИО12 по <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги и справкой адресного бюро (л.д.11-13).

Таким образом, учитывая, что Зайтенов М.А. обладает статусом лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в суде в силу ст. 51 ЖК установлена его нуждаемость в жилье, то после окончания обучения в ГОУ начального профессионального образования «Профессиональное училище № 6», то есть с ДД.ММ.ГГГГ, у ответчика возникла обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение истцу во внеочередном порядке в соответствие со ст. 57 ЖК РФ. При этом, обязанность по предоставлению жилья истцу возложена на орган местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, однако, до настоящего времени данная обязанность не исполнена.

Довод представителя Правительства и Министерства социального развития Пермского края о недоказанности нуждаемости Зайтенова М.А. в жилом помещении, суд признает необоснованным.

В силу ст.ст.38, 43, 56 ГПК РФ на стороны возложены равные обязанности по доказыванию доводов, на которые они ссылается. Обстоятельств того, что у родителей Зайтенов М.А. имелось в наличии жилье, на которое он мог претендовать, суду не представлено. При этом, поставив Зайтенова М.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот, Администрация города фактически признала отсутствие у истца прав на какое-либо жилье и признала за ним право на получение жилого помещения, именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей–сирот и лиц из их числа.

Порядок обеспечения жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п. В соответствии с указанными актами все действия по предоставлению жилых площадей указанным категориям граждан осуществляются органами местного самоуправления. Пунктами 2-8 Постановления Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п в частности предусмотрено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете направляются органам местного самоуправления муниципальных образований и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый года на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На местном уровне отсутствует правовой механизм по взаимодействия между Администрациями муниципального района и городского поселения по вопросам предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилья.

Таким образом, учитывая, что распоряжение о предоставлении жилья указанным категориям граждан принимается Лысьвенским муниципальным районом, администрация которого является получателем и распорядителем финансовых средств, переданных из бюджета Пермского края для исполнения полномочий по опеке и попечительству, то обязанность по предоставлению Зайтенова М.А. жилого помещения, возложенная законодательством на органы местного самоуправления, должна быть исполнена муниципальным образованием «Лысьвенский муниципальный район».

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать муниципальное образование «Лысьвенский муниципальный район», в лице Администрации, в рамках установленных законом полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств, выделяемых на эти цели, предоставить Зайтенову М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления жилой площади в г.Лысьве.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Киселева