2-1172/11 по иску прокурора в интересах Русских Н.В. к администрации ЛМР о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1172/2011 КопияРЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2011 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Кивилевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах Русских Н.В. к муниципальному образованию «Лысьвенский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор обратился в суд в интересах Русских Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к муниципальному образованию «Лысьвенский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о предоставлении Русских Н.В., обладающей статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения и выделении денежных средств на эти цели. В заявлении прокурор указал на то, что мать Русских Н.В. решением Лысьвенского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении нее родительских прав. Отец Русских Н.В. решением Афанасьевского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен в отношении нее родительских прав. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ над Русских Н.В. установлена опека. Жилое помещение за Русских Н.В. закреплено не было. ДД.ММ.ГГГГ Русских Н.В. закончила обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 55». До настоящего времени Русских Н.В. жилого помещения не имеет, проживает в съемной квартире, постоянной регистрации не имеет.

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Овчинников Ю.А. иск поддержал. Просит обязать муниципальное образование «Лысьвенский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» предоставить Русских Н.В. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке за счет средств, выделяемых на эти цели.

Русских Н.В. в судебном заседании требования и пояснения истца поддержала в полном объеме.

Представить Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на исковое заявление, в котором указал, что не возражает против удовлетворения требований прокурора, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица по делу – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв, в котором указал, что в метериалах дела отсутствуют сведения о том, состоит ли Русских Н.В. в льготной очереди на получение жилого помещения. В случае, если Русских Н.В. состоит в указанной очередности, то Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края не возражает против удовлетворения исковых требований.

Представитель Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, представил в суд возражения на исковое заявление, в котором указал, что в материалах дела отсутствуют сведения о наличии у родителей Русских Н.В. в собственности жилых помещений. Считает, что у Русских Н.В. не возникло право на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, доводы, приведенные в возражениях Министерства социального развития Пермского края поддерживает в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г.), детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В силу п. 5 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании представленных документов.

В соответствии с п.6 вышеуказанных Правил лица из числа детей сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей) вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Как видно из копии свидетельства о рождении (об. л.д.9) Русских Н.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются Русских В.С., Русских А.С..

Решением Лысьвенского городского суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) Русских А.С. была лишена родительских прав в отношении Русских Н.В.

Решением Афанасьевского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) Русских В.С. был лишен родительских прав в отношении Русских Н.В.

Постановлением Администрации города Лысьвы Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) над несовершеннолетней Русских Н.В. установлена опека.

Согласно справке (об. л.д.9) Русских Н.В. закрепленного жилья не имеет.

Как следует из справки ЦТИ (об. л.д.5), выписки из ЕГРП (л.д.6) какое-либо недвижимое имущество на праве собственности за Русских Н.В. не зарегистрировано.

Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7 об.) Русских Н.В. взята на учет на получение жилплощади по списку детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

Как следует из копии свидетельства (об. л.д.4), Русских Н.В. в ДД.ММ.ГГГГ закончила обучение в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № 55», то есть с момента окончания образовательного учреждения у ответчиков возникла обязанность по предоставлению Русских Н.В. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке. Однако до настоящего времени данная обязанность не исполнена.

Судом установлено, что Русских Н.В. прав на какое-либо жилое помещение не приобрела, не имеет жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, жилое помещение за ней не закреплено, в связи с чем в силу ст. 51 ЖК РФ она признается лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий и ее как лицу из числа детей-сирот в соответствии со ст. 57 ЖК РФ должно быть предоставлено жилье во внеочередном порядке. Право истца на получение жилого помещения должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

При этом орган местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством обязан предоставить истцу, как лицу из числа детей оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение в черте данного населенного пункта площадью не ниже установленных социальных норм.

Суд находит несостоятельными доводы представителя Министерства социального развития Пермского края о том, что истица не приобрела права на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с отсутствием сведений о праве собственности ее родителей на жилое помещение. Поскольку вопрос о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с законодательством отнесен к компетенции органов местного самоуправления, то вопрос наличии или отсутствии какого-либо жилого помещения, право на которое имеет истица, исследовался органами местного самоуправления при постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решение органа местного самоуправления ни кем не оспорено. Поскольку истица относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилом помещении до достижения 23 лет, то у суда имеются основания для удовлетворения ее требований о предоставлении жилого помещения.

Порядок обеспечения жилой площадью лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, определен Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п. В соответствии с указанными актами все действия по предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан осуществляются органами местного самоуправления. При этом, в силу Закона Пермского края от 14.11.2005 г. № 2621-580, Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК, постановления Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п государственные полномочия и порядок распределения и использования средств по поддержке детей-сирот, в том числе по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Таким образом, обязанность по предоставлению Русских Н.В. жилого помещения, возложенная законодательством на органы местного самоуправления, должна быть исполнена муниципальным образованием «Лысьвенский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район».

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать муниципальное образование «Лысьвенский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» в рамках установленных законом полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести за счет средств, выделяемых на эти цели, благоустроенное жилое помещение для Русских Надежды Викторовны.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Верно. Судья