Дело №2-1577/2011 по заявлению Лысьвенского горпрокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Лысьвенского горпоселения о возложении обязанности по осуществлению отлова безнадзорных собак



Дело № 2-1577/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., с участием прокурора Костина С.Н., при секретаре Калениченко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по заявлению Лысьвенского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лысьвенского городского поселения Пермского края о возложении обязанности по осуществлению отлова безнадзорных животных,

у с т а н о в и л :

Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лысьвенского городского поселения с требованием о возложении на ответчика обязанности осуществлять отлов безнадзорных собак рядом с образовательными учреждениями «Детский сад №18», «СОШ №7» и жилым домом по ул.Федосеева, 7.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что за период 2010-2011 г.г. идет рост регистрации случаев нападения безнадзорных животных (собак) на граждан, проживающих на территории Лысьвенского городского поселения. Так, по данным отдела МВД России по Лысьвенскому району за медицинской помощью в Лысьвенскую городскую больницу в 2010 году обратилось 36 человек, пострадавших от укусов бродячих собак, за 9 месяцев 2011 года зарегистрировано 25 таких сообщений. Имеют место факты нападения бродячих собак на детей у общеобразовательных заведений, магазинов, жилых домов, что вызывает особую озабоченность. В результате обследования территории Лысьвенского городского поселения обнаружены стаи безнадзорных собак на территории МБДОУ «Детский сад №18». МБОУ «COШ №7», у дома по ул.Федосеева, 7. В соответствии со ст. 1, ст. 2 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическом благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека. Санитарно-эпидемиологическое благополучие население обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. На основании п. 4.8. санитарных правил № 3.1.096-96, Ветеринарных правил № 13.3.1103-96 о профилактике и борьбе с заразными болезнями, общими для человека и животных, утвержденными Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996 №11, Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 № 23 (с изменениями от 22.07.2010) собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Порядок отлова этих животных, их содержания и исполнения устанавливает местная администрация. Согласно п.16 ч.1 ст.16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с изм. от 25.07.2011г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах поселения. Данные полномочия также предусмотрены ст. 6, 6.1, 7 Уставом Лысьвенского городского поселения, утвержденного решением Думы Лысьвенского городского поселения от 14.12.2005 № 4. На основании п. 4.1.6 Правил содержания собак на территории Лысьвенского городского поселения, утвержденных решением Думы Лысввенского городского поселения от 18.09.2008 № 185, администрация Лысьвенского городского поселения вправе организовывать отлов и временное содержание безнадзорных собак. Однако, отлов и временное содержание безнадзорных собак администрацией Лысьвенского городского поселения не организован, отлов безнадзорных собак рядом с образовательными учреждениями «Детский сад № 18», по ул. Советская, 8 и «СОШ №7» но ул. Кузьмина. 26, и рядом с жилым домом по ул. Федосеева, 7 - не осуществлен. Несоблюдение вышеперечисленных требований законодательства, нарушает гарантированные государством права неопределенного круга лиц (граждан) на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на сохранность имущества (ст. 35 Конституции РФ), на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ), на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Костин С.Н. на иске настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит обязать администрацию Лысьвенского городского поселения в трех месячный срок устранить нарушения требований законодательства по отлову и временному содержанию безнадзорных животных на территории Лысьвенского городского поселения.

Представитель администрации Лысьвенского городского поселения в судебное заседание не явился. В заявлении указали, что в бюджете Лысьвенского городского поселения на 2011г. денежные средства на реализацию деятельности по отлову и содержанию собак не предусмотрены в связи с тем, что деятельность по отлову и содержанию собак не является вопросом местного значения и выходит за приделы компетенции Лысьвенского городского поселения. По этой же причине деятельность по отлову и содержанию собак в рамках Правил содержания собак на территории Лысьвенского городского поселения, утв. Решением Думы Лысьвенского городского поселения от 18.09.2008 N 185 в 2011 г. не осуществлялась.

Представитель администрации Лысьвенского муниципального района в судебное заседание не явился. В заявлении указали, что в соответствии с пунктом 4.1.6. Решения Думы Лысьвенского городского поселения от 18.09.2008 № 185 (в ред. от 09.09.2010 № 300) «Об утверждении правил содержания собак на территории Лысьвенского городского поселения» администрация Лысьвенского городского поселения вправе организовывать отлов и временное содержание безнадзорных собак. Согласно статье 1 Устава муниципального образования «Лысьвенское городское поселение», утвержденного Решением Думы Лысьвенского городского поселения от 14.12.2005 № 4, муниципальное образование «Лысьвенское городское поселение» является самостоятельным публично-правовым образованием, которое реализует свои полномочия через органы местного самоуправления, то есть через администрацию Лысьвенского городского поселения. Отлов и временное содержание безнадзорных собак в компетенцию муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» не входит.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что на территории Лысьвенского городского района увеличилось количество бродячих и безнадзорных собак, которые представляют опасность для жителей городского поселения, об этом свидетельствует обращения к Главе Лысьвенского горпоселения жителя дома по ул.Федосеева, 7, директора школы №7 Талых И.Ю., заведующей детского сада №18, обращения в прокуратуру и.о. зам.начальника отдела МВД РФ по Лысьвенскому району (л.д.6-9). Также данные обстоятельства подтверждаются справкой Лысьвенской городской прокуратуры по результатам проверки исполнения должностными лицами местного самоуправления обязанностей по вопросу отлова безнадзорных собак на территории Лысьвенского городского поселения.

В силу ст.ст.41, 42 Конституции РФ, каждый гражданин РФ имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно преамбулы Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статья 1 Федерального закона №52-ФЗ, наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно­-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с п. 1 ст. 29 указанного Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В соответствии со ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ, санитарно-­эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-­противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу п.2. ст.2 Федерального закона №52-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п.19 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Данная норма предусмотрена и в п.19 ч.1 ст.6 Устава Лысьвенского городского поселения, утвержденного решением Думы Лысьвенского городского поселения от 14.12.2005г. № 4.

Благоустройство – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории городского поселения, повышение комфортности условий проживания его жителей.

Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996г. № 11, Минсельхозпродом РФ 18.06.1996г. № 23, установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные животные подлежат отлову.

Согласно п.4.1.6.Правил содержания собак на территории Лысьвенского городского поселения, утвержденного решением Думы Лысьвенского городского поселения 18.09.2008г. №185 администрация Лысьвенского городского поселения вправе организовывать отлов и временное содержание безнадзорных собак, осуществлять взаимодействие с клубами и обществами владельцев собак, органами ветеринарного надзора, зоозащитными организациями, органами территориального управления Роспотребнадзора по Пермскому краю и Россельхознадзором, органами внутренних дел по организации методических, информационных рекомендаций, относящихся к правилам и порядку содержания собак, осуществлять контроль за выполнением настоящих Правил на территории Поселения.

Однако в нарушение указанных требований законодательства, администрацией Лысьвенского городского поселения не принимаются меры по надлежащей организации отлова безнадзорных собак. Как следует из справки Лысьвенской городской прокуратуры по результатам проверки исполнения обязанностей по отлову безнадзорных собак на территории Лысьвенского городского поселения (л.д. 4-5), администрацией городского поселения нормативно - правовые акты, регулирующие отношения в сфере отлова безнадзорных животных, не принимались, данные правоотношения на уровне муниципального образования не урегулированы, ответственная организация, исполняющая указанные полномочия, отсутствует. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация городского поселения ненадлежащим образом исполняет обязанность по охране жизни и здоровья граждан, общему благоустройству поселения, а также профилактик, работе по предотвращению нападений безнадзорных животных. В данном случае бездействие администрации поселения, устранение от организации данного вида деятельности, лишает жителей поселения гарантированного права на обеспечение сохранности жизни и здоровья граждан.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования Лысьвенского городского прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы представителя ответчика о том, что в 2011г. денежные средства на реализацию деятельности по отлову и содержанию собак не предусмотрены, не являются основанием для отказа в исковых требованиях.

Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Лысьвенского городского поселения в течение трех месяцев с момента вынесения решения судом организовать проведение мероприятий по отлову и временному содержанию безнадзорных собак и кошек на территории Лысьвенского городского поселения, осуществлять отлов безнадзорных собак рядом с образовательными учреждениями «Детский сад №18», «СОШ №7» и жилым домом по ул.Федосеева, 7.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: Т.В.Шадрина

Секретарь: Е.А.Калениченко