Дело № 2-21/12 Копия РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 января 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Кивилевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» к Усанову С.А. о возложении обязанности освободить земли общего пользования от хозяйственных построек и забораеское пользование ных платежей ________________________________________________________________________________________, УСТАНОВИЛ: Муниципальное образование «Лысьвенский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» (далее администрация МО ЛМР) обратилось в суд с иском к Усанову С.А. об обязании освободить земельный участок от возведенной хозяйственной постройки и восстановлении территории. В исковом заявлении представитель администрации МО ЛМР указал, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве собственности Усанову С.А. В настоящее время Усановым С.А. на данном земельном участке ведутся строительные работы, возводится хозяйственная постройка. В ходе проведенного муниципального земельного контроля ДД.ММ.ГГГГ специалистами комитета имущественных отношений администрации Лысьвенского района и при осмотре объекта капитального строительства и земельного участка по адресу: <адрес> специалистами отдела архитектуры и градостроительства администрации Лысьвенского района ДД.ММ.ГГГГ установлено, что вновь возводимая хозяйственная постройка и забор по <адрес> выходят за установленную линию застройки на <данные изъяты>., что является нарушением п. 5.3.2 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства». Согласно п. 5.3.2 СП 30-102-99 расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м. Красная линия улиц находится на расстоянии 5 м. от линии застройки улиц. Хозяйственная постройка, возводимая ответчиком на земельном участке и забор по <адрес> не является объектом капитального строительства. Считает, что поскольку ответчик не является собственником земли, выходящей за линию застройки, не обращался в администрацию муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, в собственность. Следовательно, Усанов С.А., возвел хозяйственную постройку с нарушением законодательства, а именно возвел постройку на земельном участке, не отведенном для этих целей, самовольно занял земельный участок без оформления соответствующих правоустанавливающих документов. Также указал, что ответчиком нарушены градостроительные нормы в отношении третьего лица, а именно, строительство постройки ведется с нарушением п. 2.12 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* и п. 5.3.4 СП 30-102-99 «минимальные расстояния до границ соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть от хозяйственных построек - 1 метр». Просит обязать Усанова С.А. освободить земельный участок, относящийся к В судебном заседании представитель администрации МО ЛМР Полиенко А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что в ноябре 2011г. в отдел архитектуры и градостроительства администрации МО ЛМР поступило письмо о том, что на участке по <адрес> ответчиком ведутся строительные работы с нарушением градостроительных норм и санитарных правил. Указанная хозяйственная постройка выходит за линию застройки по <адрес> на <данные изъяты> м., что является нарушением п.5.3.2 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства». Пояснила, что красная линия застройки была определена ориентировочно по линии существующих домов, расположенных на <адрес>. Дополнила, что линия застройки должна находиться на расстоянии 5 м. от красной линии улицы, в данном случае – от дороги. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме. Ответчик Усанов С.А. в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что земельный участок по <адрес> он приобрел по договору купли-продажи. Участок был огорожен забором, который он впоследствии снес и на месте старого забора построил новый. Между его земельным участком и земельным участком по <адрес> проходит пешеходная дорожка, которую он расширил за счет своего земельного участка. Постройка расположена на одной линии с забором, при этом забор со стороны <адрес> расположен на одной линии с заборами участков № и №. Показал, что межевание указанного земельного участка производилось прежним собственником, у которого он приобрел данный земельный участок. Считает, что замер при проведении муниципального земельного контроля произведен неверно, не были измерены расстояния от дороги до спорной постройки. При производстве измерений площади земельного участка, специалистом не была учтена конфигурация его земельного участка, обозначенная в правоустанавливающих документах, что привело к неправильному определению площади земельного участка. Считает, что возводимая им постройка расположена в границах принадлежащего ему на праве собственности земельном участке, а не на землях общего пользования. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. Третье лицо по делу Щипанов А.Ю. в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, по существу заявленных требований письменных возражений не представил. Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению. На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. В соответствии с ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. В соответствии с ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. На основании ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В силу п. 7 ст. 38, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В соответствии с ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). В силу ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. В соответствии с ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов. В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков. Таким образом, для установления факта отнесения земельного участка к территориям общего пользования необходима оценка надлежащим образом утвержденного проекта планировки территории, включающего чертежи планировки территории. Как установлено в судебном заседании и следует из копии свидетельства о государственной регистрации права (л.д.5) Усанов С.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Как следует из кадастрового паспорта (л.д.29-30) земельный участок по <адрес> в г. Лысьве площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование – под индивидуальным жилым домом, - поставлен на кадастровый учет, принадлежит на праве собственности Усанову С.А. Согласно акту обследования земельного участка (л.д.51)земельный участок по <адрес> в <адрес>, принадлежащий Усанову С.А. на праве личной собственности в пределах границ, сложившихся на момент проверки, огражден дощатым забором. Межевые знаки границ земельного участка на местности отсутствуют. Проведен обмер земельного участка с использованием электронной рулетки, площадь земельного участка, огражденного забором ориентировочно составила <данные изъяты> кв.м. На земельном участке с юго-восточной стороны располагается вновь строящаяся хозяйственная постройка и с восточной стороны временный забор из горбыля, выходящие за существующую линию регулирования застройки <адрес> на <данные изъяты>, занимая часть земель общего пользования. Из акта осмотра объекта капитального строительства (л.д.10-11), письма администрации МО ЛМР (л.д.13) следует, что возводимая Усановым С.А. хозпостройка выходит за границу линии застройки <адрес> на <данные изъяты>. Суд полагает, что в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы представителя истца, о том, что постройка, возводимая Усановым С.А. частично занимает земли общего пользования. Представленные истцом акты проверки соблюдения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-9), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51-54), а также акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10) не могут служить доказательством нарушением ответчиком строительных норм и правил, и самовольного занятия им земель общего пользования. Как пояснила допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО6 она работает ведущим специалистом Комитета имущественных отношений администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», проводила муниципальный земельный контроль в присутствии Усанова С.А. на земельном участке по <адрес>. Показала, что красная линия застройки указана ею в схеме по границе жилых домов, имеющихся по <адрес>, которые расположены в один ряд. Возводимая Усановым постройка выходит за определенную указанным способом линию застройки, в связи с чем считает, что постройка частично располагается на землях общего пользования. При проведении муниципального земельного контроля ею не определялись характерные точки земельного участка по <адрес>, сведения о которых имеются в кадастре недвижимости. На местности отсутствуют межевые знаки. Вывод о том, что Усановым нарушены правила землепользования, сделан ею исходя из того обстоятельства, что постройка выходит за линию застройки улицы и площадь земельного участка, фактически используемого Усановым, превышает площадь в кадастре недвижимости. Замер участка, принадлежащего ответчику, производился в тех границах, которые сложились, то есть по забору. Как установлено в судебном заседании, земельный участок по адресу <адрес> в <адрес> поставлен на кадастровый учет. На спорный участок составлен межевой план, в котором в соответствии с ст. 36 ЗК РФ и 38 ГрК РФ определены координаты характерных точек границ земельного участка. При этом, как следует из кадастрового паспорта (л.д. 58-59) координаты характерных точек, определяющих границы земельного участка, определены на местности без привязки к имеющимся жилым домам на спорном земельном участке и на соседних земельных участках. Как пояснила в судебном заседании представитель истца генеральный план территории или проект планировки территории Лысьвенского муниципального района в настоящее время не утвержден. Каких-либо документов, подтверждающих утверждение органом местного самоуправления на территории красных линий в районе, где расположен спорный земельный участок истцом в судебное заседание не представлено. В связи с изложенным, суд считает необоснованным довод истца о том, что красная линия застройки улицы, должна определяться по линии расположения жилых домов по <адрес>, и одновременно является границей земельного участка, принадлежащего ответчику. Поскольку отсутствует предусмотренное ст. 42 Градостроительного кодекса РФ решение органа местного самоуправления об утверждении красных линий в этом районе, граница земельного участка по <адрес> со стороны земель общего пользования (восточная граница) должна определяться исходя из сведений, имеющихся в кадастре недвижимости, то есть по координатам характерных точек. Так как представленный истцом акт не содержит сведений о том, что координаты характерных точек фактической границы земельного участка, принадлежащего Усанову, со стороны земель общего пользования (восточной границы) не совпадают со сведениями, имеющимися в кадастре недвижимости, а также учитывая, что в судебное заседание не представлены доказательства утверждения органом местного самоуправления красных линий, то суд считает, что представленные истцом акты с достоверностью не подтверждают нарушения Усановым правил землепользования, в частности, то обстоятельство, что возводимая им постройка и забор располагаются на землях общего пользования. Довод представителя истца о том, что площадь земельного участка, фактически используемого Усановым, превышает на <данные изъяты> кв.м. площадь земельного участка, указанную в правоустанавливающих документах, также не может служить доказательством того, что спорная постройка и забор располагаются на землях общего пользования. Так как межевые знаки (характерные точки) на местности не определены, то с достоверностью невозможно установить, что увеличение площади земельного участка Усанова произошло из-за смещения именно восточной границы земельного участка, а не какой-либо иной. Таким образом, суд полагает, что истцом не доказан тот факт, что возводимая ответчиком постройка и забор с восточной стороны земельного участка по <адрес> в <адрес> выходят за красную линию застройки территории и расположены на землях общего пользования, поскольку отсутствуют утвержденные в установленном порядке красные линии, план застройки территории, генеральный план, представленные в материалах дела доказательства не подтверждают нарушение возводимой Усановым постройкой и забором с восточной стороны красных линий. При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» в удовлетворении исковых требований к Усанову С.А. о возложении обязанности освободить земли общего пользования от хозяйственных построек и забора отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья (подпись) Верно. Судья
землям общего пользования по <адрес> от возведенной на нем хозяйственной
постройки и забора, обязать Усанова С.А. восстановить территорию под возведенной
хозяйственной постройкой за его счет.