ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 января 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Кивилевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах Куликовой Е.А. к Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, УСТАНОВИЛ: Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о возложении обязанности на ответчика предоставить во внеочередном порядке жилое помещение Куликовой Е.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилья. В заявлении прокурор указал на то, что мать Куликовой Е.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ она была направлена в детский дом, имеет статус лица из числа детей-сирот. Жилое помещение за Куликовой Е.А. закреплено не было, в связи с чем Куликова Е.А. была поставлена на учет в качестве детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Куликова Е.А. закончила ПУ №. До настоящего времени Куликова Е.А. жилого помещения не имеет, снимает жилье. Согласно ч.3 ст. 49, ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» № 255-ПК от 14.07.2008 года истице по окончанию учебного заведения должно было быть предоставлено жилье во внеочередном порядке. Обязанность по обеспечению истицы жильем в соответствие с Постановлением Правительства Пермского края № 16-П от 10.08.2006 года возложена на ответчика, однако, до настоящего времени им не исполнена. Просит обязать ответчика предоставить Куликовой Е.А. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м. за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края из бюджета на эти цели. В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Тиунова Г.А. иск поддержала. Просит обязать ответчиков предоставить Куликовой Е.А. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке. Куликова Е.А. в судебном заседании требования прокурора поддержала и пояснила, что до настоящего времени не имеет жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма. На данный момент Куликова Е.А. проживает в съемной квартире. Представитель Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на исковое заявление, в котором признал обязанность ответчика приобрести жилье для Куликовой Е.А. после выделения на эти цели денежных средств Минфином Пермского края, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил в суд возражения, в которых указал, что требование истца в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. считает необоснованным, поскольку он ссылается на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». В данном же случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. Считает, что предоставление Куликовой Е.А. жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из оснований для предоставления жилого помещения по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является отсутствие закрепленного жилого помещения (право пользования или право собственности). В связи с тем, что информация, предоставленная Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на объекты недвижимого имущества у Куликовой Е.А. и ее родителей, не является исчерпывающей. Считает, что у Куликовой Е.А. не возникло право на предоставление жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. На основании чего просит в удовлетворении исковых требований отказать. Представители Министерства Финансов и Министерства социального развития Пермского края просили рассмотреть дело в их отсутствие, в своих письменных отзывах привели доводы, аналогичные доводам представителя Правительства Пермского края. Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствие со ст. 5 того же Федерального закона дополнительные гарантии для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу частей 1 и 2 статьи 8 того же Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В силу п. 5 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, постановка на учет лиц такой категории осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми соответствующего статуса, на основании представленных документов. В судебном заседании установлено, что Куликова Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями являются Куликов А.Н., Куликова Л.Г., что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.9). Из копии свидетельства о смерти (л.д.9) следует, что мать Куликовой Е.А. – Куликова Л.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ Из постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), что Куликова Е.А. была направлена в детский дом в связи с тем, что ее мать умерла, а отец находился под стражей. ДД.ММ.ГГГГ Куликов А.Н. умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.6). Справкой Детского дома г.Горнозаводска (л.д.11) подтверждается, что Куликова Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ воспитывается в указанном учреждении и находится на полном государственном обеспечении. Согласно выписке из протокола (л.д.12), сообщению Отдела по распределению и приватизации жилья администрации г.Лысьвы (л.д.11) ДД.ММ.ГГГГ Куликова Е.А. была поставлена на учет в качестве детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Согласно сообщениям УФРС (л.д.14-16) какое-либо недвижимое имущество на праве собственности за Куликовой Е.А. и ее родителями зарегистрировано не было. Как следует из копии свидетельства (л.д.12-13) Куликова Е.А. ДД.ММ.ГГГГ закончила обучение в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования - профессиональном училище № г. Лысьвы. То есть с момента окончания обучения Куликовой Е.А. у ответчиков возникла обязанность по предоставлению ей как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке. Однако до настоящего времени данная обязанность не исполнена. Таким образом, учитывая, что истица обладает статусом лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то после окончания обучения в ГОУ НПО «Профессиональное училище №» ДД.ММ.ГГГГ у истицы в силу указанных выше положений нормативных актов возникло право на получения жилья во внеочередном порядке. При этом, обязанность по обеспечению истицы жилым помещением вне очереди за счет средств бюджета субъекта РФ возложена на орган исполнительной власти по месту регистрации истицы в качестве нуждающейся в жилье. В соответствии п.п.2-8 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п предусмотрено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете направляются органам местного самоуправления муниципальных образований и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый года на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учитывая, что распоряжение о предоставлении жилья указанным категориям граждан принимается Лысьвенским муниципальным районом, администрация которого является получателем и распорядителем финансовых средств, переданных из бюджета Пермского края на указанные цели, то обязанность по предоставлению истице жилого помещения, возложенная законодательством на органы местного самоуправления, должна быть исполнена Администрацией муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», и требование прокурора о возложения данной обязанности на ответчика обоснованно. Также суд считает обоснованным и требование о предоставлении Куликовой Е.М. жилого помещения по норме предоставления не менее 33 кв.м. В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно частям 1 и 2 статьи 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. При этом, частью 6 той же статьи, предусмотрено, что Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. В соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) для одиноких граждан составляет 33 кв. м. Действие данного Закона Пермского края в силу п. 9 ст. 1 распространяется, в том числе, на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей. Таким образом, обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта РФ в рамках предоставленных ему федеральным законом полномочий, урегулировал вопросы предоставлениях жилых помещений указанной категории лиц во внеочередном порядке по нормам предоставления более чем установлено ч.1 и ч.2 ст. 50 ЖК РФ, положения которых к возникшим правоотношениям применению не подлежат. При таких обстоятельствах доводы представителей третьих лиц несостоятельны, и иск прокурора, поданный в защиту интересов Куликовой Е.А., подлежит удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Лысьвенского городского прокурора удовлетворить. Возложить на Администрацию муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» обязанность за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Куликовой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживание, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее установленной нормы предоставления в 33 кв.м. в черте Лысьвенского городского поселения. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения. Судья: Н.Р. Войтко