2-250/2012 по иску прокурора в интересах Егорова А.Н. к администрации МО `ЛМР` о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-250/2012 Копия РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 февраля 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Кивилевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах Егорова А.Н. к Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о возложении обязанности на ответчика предоставить во внеочередном порядке жилое помещение Егорову А.Н., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилья.

В заявлении прокурор указал на то, что отец Егорова А.Н. – Егоров Н.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Гаврилюк Н.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением главы г.Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ над Егоровым А.Н. было установлено попечительство, попечителем назначена Гаврилюк С.В. Егоров А.Н. был поставлен на учет на получение жилого помещения, как имеющий внеочередное право на обеспечение жилым помещением. С ДД.ММ.ГГГГ Егоров А.Н. состоит в льготном списке детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Егоров А.Н. закончил ГОУ НПО «Профессиональное училище », получает второе профессиональное образование. До настоящего времени Егоров А.Н. жилого помещения не имеет. Согласно ч.3 ст. 49, ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» от ДД.ММ.ГГГГ истцу по окончанию обучения должно было быть предоставлено жилье во внеочередном порядке. Обязанность по обеспечению истца жильем в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ возложена на ответчика, однако, до настоящего времени им не исполнена. Просит обязать ответчика предоставить Егорову А.Н. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Гориченко Л.П. иск поддержала. Просит обязать ответчика предоставить Егорову А.Н. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Егоров А.Н. в судебном заседании требования прокурора поддержал и пояснил, что до настоящего времени не имеет жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма.

Представитель Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на исковое заявление, в котором признал обязанность ответчика приобрести жилье для Егорова А.Н. после выделения на эти цели денежных средств Минфином Пермского края, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Министерства социального развития Пермского края просили рассмотреть дело в его отсутствие. Представил в суд возражения, в которых указал, что требование истца в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. считает необоснованным, поскольку он ссылается на нормы Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». В данном же случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда.

Считает, что предоставление Егорову А.Н. жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Егоров А.Н. может воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа общей площадью не менее 12 квадратных метров в черте города Лысьва Пермского края в соответствии с решением Думы Лысьвенского городского поселения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма».

На основании п. 5. Положения Министерство распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья исходя из нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере <данные изъяты> кв. м.

Указанная норма <данные изъяты> кв. м. установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство, и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

Данный расчет применяется для определения размера субсидий, предоставляемых муниципальным районам и городским округам из бюджета Пермского края на строительство, реконструкцию и приобретение жилых помещений.

Кроме того, одним из оснований для предоставления жилого помещения по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является отсутствие закрепленного жилого помещения (право пользования или право собственности). Считает необходимым запросить сведения об отсутствии жилых помещений на праве собственности у матери и отца Егорова А.Н. В случае наличия у родителей Егорова А.Н. права собственности на жилое помещение, Егоров А.Н. также может иметь право собственности на данное жилое помещение.

Считает, что у Егорова А.Н. не возникло право на предоставление жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. На основании чего просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, доводы, приведенные в возражениях Министерства социального развития Пермского края поддержал в полном объеме.

Представитель Министерства Финансов Пермского края в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил суду отзыв, в котором указал, что Министерство финансов Пермского края согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, ст. 29 Закона 111-ПК является участником бюджетного процесса, осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ . Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов, относится к полномочиям других органов государственной власти края, в данном случае в полномочия администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район». Отметил, что бюджет Пермского края на 2012 год утвержден, все средства бюджета Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов распределены по направлениям расходования (приложение 9 к Закону Пермского края 12.12.2011 № 883-ПК «О бюджете Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов» («Ведомственная структура расходов») в силу чего имеют строго целевой характер, любое изменение их целевого назначения должно осуществляться в порядке, установленном законом, т.е. бюджетным процессом.

Поскольку вопросы обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей урегулированы законодательно выделение средств для приобретения жилья и предоставление жилья истцу должно осуществляться в порядке, установленном Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствие со ст. 5 того же Федерального закона дополнительные гарантии для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу частей 1 и 2 статьи 8 того же Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В силу п. 5 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, постановка на учет лиц такой категории осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми соответствующего статуса, на основании представленных документов.

В судебном заседании установлено, что Егоров А.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ, родителями являются Егоров Н.А., Гаврилюк Н.А., что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.10), актовой записи (л.д.11).

Из копий свидетельств о смерти (л.д.12,13) следует, что отец Егорова А.Н. – Егоров Н.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Гаврилюк Н.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ

Из распоряжения Главы г.Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) следует, что над Егоровым А.Н. было установлено попечительство, попечителем назначена Гаврилюк С.В. Егоров А.Н. был поставлен на учет на получение жилого помещения, как имеющего внеочередное право на обеспечение жилым помещением.

Согласно справке (л.д.16) Егоров А.Н. закрепленного жилья не имеет.

Справкой администрации Лысьвенского городского поселения (л.д.20) подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ Егоров А.Н. состоит на учете в качестве детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Согласно справке ЦТИ (л.д.21), выписке из ЕГРП (л.д.22) какое-либо недвижимое имущество на праве собственности за Егоровым А.Н. зарегистрировано не было.

Как следует из копии диплома (л.д.23) Егоров А.Н. ДД.ММ.ГГГГ закончил обучение в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище ».

Таким образом, учитывая, что истец обладает статусом лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то после окончания обучения у истца в силу указанных выше положений нормативных актов возникло право на получения жилья во внеочередном порядке.

При этом, обязанность по обеспечению истца жилым помещением вне очереди за счет средств бюджета субъекта РФ возложена на орган исполнительной власти по месту регистрации истца в качестве нуждающейся в жилье.

В соответствии п.п.2-8 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п предусмотрено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете направляются органам местного самоуправления муниципальных образований и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый года на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учитывая, что распоряжение о предоставлении жилья указанным категориям граждан принимается Лысьвенским муниципальным районом, администрация которого является получателем и распорядителем финансовых средств, переданных из бюджета Пермского края на указанные цели, то обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, возложенная законодательством на органы местного самоуправления, должна быть исполнена Администрацией муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», и требование прокурора о возложения данной обязанности на ответчика обоснованно.

Также суд считает обоснованным и требование о предоставлении Егорову А.Н. жилого помещения по норме предоставления не менее <данные изъяты> кв.м.

В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно частям 1 и 2 статьи 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

При этом, частью 6 той же статьи, предусмотрено, что Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

В соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) для одиноких граждан составляет 33 кв. м.

Действие данного Закона Пермского края в силу п. 9 ст. 1 распространяется, в том числе, на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.

Таким образом, обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта РФ в рамках предоставленных ему федеральным законом полномочий, урегулировал вопросы предоставлениях жилых помещений указанной категории лиц во внеочередном порядке по нормам предоставления более чем установлено ч.1 и ч.2 ст. 50 ЖК РФ, положения которых к возникшим правоотношениям применению не подлежат.

При таких обстоятельствах, доводы представителей третьих лиц несостоятельны, и иск прокурора, поданный в защиту интересов Егорова А.Н., подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лысьвенского городского прокурора удовлетворить.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» обязанность за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Егорову А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживание, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее установленной нормы предоставления в 33 кв.м. в черте Лысьвенского городского поселения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья: (подпись)

Верно. Судья