Дело №2-534-2012 по иску Лысьвенского горпрокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО `Полистил` о признании незаконным бездействие в не предоставлении квоты для трудоустройства инвалидов



Дело №2-534/2012 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Савиных А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Полистил» о признании незаконным бездействие в не предоставлении квоты для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности по устранению данных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Полистил» о признании незаконным бездействие в не предоставлении квоты для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности по устранению данных нарушений.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в результате проверки соблюдения ЗАО «Полистил» законодательства о социальной защите инвалидов, были выявлены нарушения действующего законодательства. В частности, было установлено, что в нарушение Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ответчиком не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Гориченко Л.П. поддержал исковые требования. Пояснил, что положениями Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Статьей 4 Закона Пермской области от 05.11.2004г. № 1689-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы» установлен размер квоты равный 2% к среднесписочной численности работников. Исходя из численности рабочих ЗАО «Полистил» 623 человека на период ДД.ММ.ГГГГ, численность работающих на предприятии инвалидов должна составлять не менее 12 человек, тогда как согласно представленных сведений на предприятии ДД.ММ.ГГГГ только 10 работников являются инвалидами. При этом, представляя в Службу занятости г. Лысьвы ежемесячные сведения о квотировании рабочих мест за период ДД.ММ.ГГГГ предприятие каких-либо сведений об имеющихся вакантных должностях для инвалидов не сообщало. Согласно информации Центра занятости населения <адрес>, на регистрационном учете в качестве безработных и относящихся к категории инвалидов на конец ДД.ММ.ГГГГ состояло 126 человек. Таким образом, предприятием ответчика в нарушение требований законодательства не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, чем нарушаются конституционные права данной категории граждан, не обеспечиваются установленные законом гарантии и меры, направленные на обеспечение нормальной жизнедеятельности инвалидов. Просит признать бездействие ЗАО «Полистил», выразившееся в не предоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов, незаконным и обязать устранить нарушения закона путем выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в двухмесячный срок.

Представитель ответчика ЗАО «Полистил» ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что среднесписочная численность ЗАО «Полистил» на ДД.ММ.ГГГГ и на сегодняшний день составляет 623 человека, из них 10 работников являются инвалидами. До ДД.ММ.ГГГГ в Обществе работало 12 инвалидов (и более), но в связи увольнением некоторых работников-инвалидов по собственному желанию, на сегодняшний день трудоустроено 10 человек. При этом, за период с декабря 2011 по настоящее время работники-инвалиды с целью трудоустройства, в том числе, по направлению от Службы занятости г. Лысьвы, в отдел кадров предприятия не обращались. Подтвердила, что ими ежемесячно предоставляются в Центр занятости населения г. Лысьвы сведения о квотировании рабочих мест по установленной форме, в которых они должны указывать имеющиеся у них вакантные должности для инвалидов. Не отрицает, что в период ДД.ММ.ГГГГ сведения о вакантных должностях ими не предоставлялись в связи с их отсутствием. Доводы прокурора о том, что ГКУ «Центр занятости населения <адрес> края» на регистрационном учете в качестве безработных и относящихся к категории инвалидов на конец ДД.ММ.ГГГГ состояло 126 человек, не имеет никакого отношения к «бездействию» ЗАО «Полистил». Обществом не нарушаются конституционные права инвалидов и полностью обеспечиваются установленные законом государственные гарантии и меры, направленные на обеспечение нормальной жизнедеятельности инвалидов.

Представитель ГКУ «Центр занятости населения г.Лысьва Пермского края» Ксенофонтов Н.М. исковые требования поддержал. Пояснил, что в нарушении требований законодательства ЗАО «Полистил» не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Среднесписочная численность работников предприятия составляет 623 человека, из которых только 10 человек являются инвалидами. По предоставляемым предприятием ежемесячным сведениям, начиная с января 2012 г., свободные вакантные должности для инвалидов в пределах установленной квоты отсутствуют. Каких-либо мер для трудоустройства инвалидов в пределах квоты предприятием не предпринимается. Более того, ДД.ММ.ГГГГ Центром занятости <адрес> на предприятие для трудоустройства была направлена ФИО6, состоящая на учете в качестве безработной и относящаяся к категории граждан с ограниченным возможностями. В принятии на работу ФИО6 было отказано по причине отсутствия вакансий. На сегодняшний день на регистрационном учете в ГКУ ЦЗН г.Лысьва состоят 134 гражданина с ограниченными возможностями здоровья.

Выслушав стороны, представителя 3/лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также право на защиту от безработицы.

Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, среди прочих основных принципов правового регулирования трудовых отношений, признается принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ определяет Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 2 Закона).

В соответствии со ст. 9 указанного закона, реабилитация инвалидов -система и процесс полного или частичного восстановления способностей ин­валидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реаби­литация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здо­ровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их ин­теграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов вклю­чают в себя содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию.

Согласно ст. 20 Федерального закона РФ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

В силу части 2 статьи 13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 21 Федерального закона РФ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ гласит, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Размер квот в Пермском крае установлен статьей 4 Закона Пермской области от 05 ноября 2004 года № 1689-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в по­иске работы», согласно которой размер квот для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере двух процентов к средней численности работников.

Аналогичные требования установлены в п. 1 Постановления Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от 23.11.2011 г. № 2360-па «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы».

Суд считает, что в судебном заседании нашли подтверждения доводы истца о том, что ответчиком в полном объеме не представляется квота для трудоустройства инвалидов, в том числе не принимается каких-либо мер для трудоустройства данной категории граждан.

Как следует из копии Устава (л.д.14-34) ЗАО «Полистил» является закрытым акционерным обществом, расположенным на территории г.Лысьва Пермского края. Общество руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом.

Как следует из штатного расписания, действующего с ДД.ММ.ГГГГ(л.д.6-13), на период ДД.ММ.ГГГГ в Обществе среднесписочная численность рабочих составляет 623 человека. Таким образом, исходя из требований Закона Пермской области от 05.11.2004 г. квота приема на работу инвалидов в ЗАО «Полистил» составляет 12 человек.

Согласно справке ЗАО «Полистил» (л.д.4, 41), количество работающих инвалидов, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время составляет 10 человек.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на рабо­ту инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоуст­ройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с ин­дивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установ­ленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инва­лидов.

В части 3 ст. 25 названного Закона установлена обязанность работодателей ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В соответствии со ст. 5 Закона Пермской области от 05 ноября 2004 года № 1689-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в по­иске работы», трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, осуществляется работодателями как по направлению органов службы занятости населения, так и самостоятельно.

Трудоустроенными считаются граждане, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Отказ работодателя в трудоустройстве гражданина, направленного территориальным центром занятости населения в счет установленной квоты, должен быть обоснован и представлен в письменной форме гражданину.

В силу ст. 6 данного Закона, работодатели вправе запрашивать и получать от органов службы занятости населения информацию, необходимую для выполнения настоящего Закона.

Работодатели имеют право обучать за свой счет, а также давать заявки в территориальные центры занятости населения на переобучение лиц, испытывающих трудности в поиске работы и направляемых территориальными центрами занятости населения, с последующим гарантированным трудоустройством в организации в счет квоты. При этом время обучения засчитывается в срок работы данных лиц по квоте.

Работодатели обязаны в соответствии с установленными квотами выделить (создать) рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе и специальные рабочие места, а также рабочие места для других категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в отношении которых установлена квота по договорам.

Рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе и специальные рабочие места, работодателями создаются самостоятельно и за счет собственных средств.

Таким образом, исходя из смысла указанных норм, работодатель с целью исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой имеет право запрашивать и получать от органов службы занятости населения необходимую информацию, обучать за свой счет, а также давать заявки в территориальные центры занятости населения на переобучение данной категории лиц с последующим гарантированным трудоустройством в организации в счет квоты.

С учетом изложенного, суд считает доводы представителя ответчика о том, что с их стороны предпринимаются все необходимые меры по выполнению требований Федерального закона РФ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ, несостоятельными.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из пояснений представителя ГКУ ЦЗН по г. Лысьве, а также представленных документов (л.д. 42-57), ЗАО «Полистил» ежемесячно, в том числе в период с января ДД.ММ.ГГГГ предоставляет в службу занятости сведения о наличии свободных мест (вакантных должностях), также предоставляются сведения о квотировании рабочих мест для инвалидов. Согласно данным сведениям количество работающих на предприятии инвалидов за указанный период составило 10 человек. При этом, каких-либо сведений о вакантных рабочих местах, которые могут быть использованы для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты, данные документы не содержат, несмотря на то, что в течение спорного периода предусмотренная квота для трудоустройства инвалидов ими в полном объеме не обеспечивалась. Более того, за период с ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Полистил» в службе занятости какую-либо информацию в отношении граждан, состоящих на учете в качестве безработных и относящаяся к категории граждан с ограниченным возможностями, не запрашивали, самостоятельно мер для трудоустройства инвалидов в пределах квоты не осуществляли, что не отрицает в судебном заседании и представитель ответчика. Кроме того, как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ЦЗН г. Лысьвы на предприятие была направлена Карякина О.Г., состоящая на учете в качестве безработной и относящаяся к категории граждан с ограниченным возможностями. В принятии на работу Карякиной О.Г. было отказано по причине отсутствия вакансий (л.д. 43).

Таким образом, судом установлено, что ответчиком в полной мере не соблюдаются требования законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, в частности, не выделено (не создано) необходимое количество рабочих мест для трудоустройства лиц, относящаяся к категории граждан с ограниченным возможностями, а также не предоставляются в ЦЗН <адрес> сведения о наличии вакантных рабочих местах, которые могут быть использованы для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности, суд находит возможным обязать ЗАО «Полистил в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

В силу ст. 103 ГПК РФ, поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере <данные изъяты> в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск Лысьвенского городского прокурора Пермского края, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ЗАО «Полистил», выразившееся в не предоставлении в полном объеме квоты для трудоустройства инвалидов.

Обязать ЗАО «Полистил» устранить данные нарушения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем предоставления рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: Т.В. Шадрина

Секретарь: А.Г. Савиных