о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке



Дело № 2-522/2012 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Исаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах Каменских А.А. к администрации Муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор обратился в суд в интересах Каменских А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации Муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения.

В заявлении прокурор указал, что мать Каменских А.А. ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, сведения об отце внесены на основании заявления матери ребенка, в связи с чем, она имеет статус лица из числа детей-сирот. На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ Каменских А.А. направлена в детский дом, этим же постановлением за Каменских А.А. было закреплено жилое помещение в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ данное постановление в части закрепления жилого помещения было признано утратившим силу и Каменских А.А. была поставлена на льготную очередь на получения жилого помещения. Согласно ч.3 ст. 49, ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Каменских А.А. по окончанию пребывания в учреждении социального обслуживания должно было быть выделено жилье во внеочередном порядке, однако, до настоящего времени такая обязанность ответчиком не исполнена. Просит обязать ответчика предоставить Каменских А.А. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м. за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Тиунова Г.А. поддержала заявленные требования, просит обязать ответчика предоставить Каменских А.А. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Каменских А.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по существу заявленных требований не имеют.

Представитель Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В своем письменном отзыве указали, что обязанность по предоставлению жилья истице возложена на ответчика, при этом с требованием о размере общей площади жилья, которое должно быть предоставлено Каменских А.А., не согласны. Согласно ст.ст. 1,2 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления, и для <адрес> установлена в 12 кв.м. на одного человека. Ссылку прокурора на Закон Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», устанавливающий нормы предоставления для указанной категории граждан в 33 кв.м., считают необоснованной, поскольку данным законом регулируется порядок предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда. В связи с чем, полагают, что применению данный закон не подлежит.

Представители Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, в отзыве на исковое заявление просили в исковых требованиях отказать, считают, что у Каменских А.А. не возникло право на обеспечение ее жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, поскольку за ней было закреплено недвижимое имущество. Если же помещение становится не пригодным для проживания, то лицо имеет право обратиться с вопросом о предоставлении жилья по иным основаниям. Более того, не согласны с требованиями в части предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м. Считают, что Закон Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» применению не подлежит, поскольку в данном случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г.), детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В силу п. 5 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании представленных документов.

В соответствии с п.6 вышеуказанных Правил лица из числа детей сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей) вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

В судебном заседании установлено, что Каменских А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями указаны ФИО4 и ФИО5, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 10).

Согласно справке оЗАГСа (л.д. 11), отец ребенка – ФИО4 указан со слов матери.

Решением Лысьвенского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9), ФИО5 лишена родительских прав в отношении дочери Каменских А.А.

Согласно свидетельства о смерти (л.д. 13), ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), Каменских А.А. направлена в детский дом. Кроме того, за ней было закреплено жилое помещение <адрес>, жилой площадью 14 кв.м.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), постановление от ДД.ММ.ГГГГ в части закрепления жилья было признано утратившим силу и Каменских А.А. была поставлена на учет на получение жилого помещения во внеочередном порядке на основании ст. 57 ЖК РФ и в соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, постановка Каменских А.А. на учет на получение жилья во внеочередном порядке была произведена на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которое до настоящего времени никем не оспорено.

Согласно справке ЦТИ (л.д.15), выписке из ЕГРП (л.д.14 оборот) какое-либо недвижимое имущество на праве собственности за Каменских А.А. не зарегистрировано.

Согласно справки детского дома <адрес> (л.д. 13), Каменских А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанником детского дома и состояла на полном государственном обеспечении.

Как следует из копии паспорта (л.д. 12) и адресной справки (л.д. 7 оборот), Каменских А.А. до настоящего времени значится зарегистрированной в детском доме <адрес>.

Таким образом, учитывая, что Каменских А.А. обладает статусом лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, то по окончании ее пребывания в детском доме, у истца в силу ст. 57 ЖК РФ возникло право на получения жилья во внеочередном порядке.

При этом, обязанность по обеспечению истца жилым помещением вне очереди за счет средств бюджета субъекта РФ возложена на орган исполнительной власти по месту регистрации истца в качестве нуждающейся в жилье.

В соответствии п.п.2-8 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п предусмотрено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете направляются органам местного самоуправления муниципальных образований и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый года на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учитывая, что распоряжение о предоставлении жилья указанным категориям граждан принимается Лысьвенским муниципальным районом, администрация которого является получателем и распорядителем финансовых средств, переданных из бюджета Пермского края на указанные цели, то обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, возложенная законодательством на органы местного самоуправления, должна быть исполнена Администрацией муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», и требование прокурора о возложения данной обязанности на ответчика обоснованно.

Также суд считает обоснованным и требование о предоставлении Каменских А.А. жилого помещения по норме предоставления не менее 33 кв.м.

В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Думы <адрес> от 22.10.2009 г. норма предоставления определена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Согласно ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого" помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) для одиноких граждан составляет 33 кв. м., на семью из двух человек - 42 кв. м..

Действие данного Закона Пермского края в силу п. 9 ст. 1 распространяется, в том числе, на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.

Таким образом, обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта РФ в рамках предоставленных ему федеральным законом полномочий, урегулировал вопросы предоставлениях жилых помещений указанной категории лиц во внеочередном порядке по нормам предоставления более чем установлено ч.1 и ч.2 ст. 50 ЖК РФ, положения которых к возникшим правоотношениям применению не подлежат.

С учетом изложенного, суд считает требования прокурора в интересах Каменских А.А. подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лысьвенского городского прокурора удовлетворить.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» обязанность за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Каменских А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживание, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее установленной нормы предоставления в 33 кв.м. в черте <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна.

Судья: Т.В. Шадрина

Секретарь: О.В.Исакова