№2-476 (2012) О признании незаконным начисления платы за ЖКУ



Дело № 2-476(12) РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Ведерниковой Е.Н., при секретаре Русиновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах жильцов, проживающих в муниципальных жилых помещениях по ул.Смышляева, 106 в г. Лысьве Пермского края ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО 5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО66 ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Эксперт-Сервис» о признании действий по начислению платы за содержание обслуживающего персонала незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет платы,

у с т а н о в и л:

Лысьвенский городской прокурор обратился в суд в интересах жильцов, проживающих в муниципальных жилых помещениях по ул.Смышляева, 106 в г. Лысьве Пермского края ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО42, ФИО 5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО59, ФИО23, ФИО24, ФИО46, ФИО47, ФИО25, ФИО26, ФИО48, ФИО27, ФИО63, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Эксперт-Сервис» о признании действий по начислению платы за содержание обслуживающего персонала незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет платы.

В судебном заседании от иска в интересах ФИО42, ФИО59, ФИО46, ФИО47, ФИО48, прокурор отказался, о чем судом было вынесено определение.

В обоснование своих требований прокурор указывает, что в Лысьвенскую городскую прокуратуру обратились жители дома по ул. Смышляева, 106 г. Лысьва, проживающие в муниципальном жилом фонде, по поводу незаконного начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения действующего законодательства. Ранее многоквартирный жилой дом по ул. Смышляева, 106 являлся общежитием ОАО «ЛЧПФ». В 2001 году здание общежития было передано в собственность муниципального образования. В 2009 году дом был передан по результатам открытого конкурса, проведенного администрацией Лысьвенского городского поселения в управление ООО «Эксперт-Сервис». Между администрацией Лысьвенского городского поселения и ООО «Эксперт-Сервис» заключен договор управления. Тарифы, по которым начислялись платежи за содержание и ремонт утверждены Решением Думы Лысьвенского городского поселения Пермского края № 49 от 22.01.2009г. «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в специализированном жилом фонде (общежитиях) на 2009 год. Указанным решением Думы утвержден размер тарифа на содержание и ремонт общего имущества в специализированном жилом фонде в размере 50 руб. 86 коп. за кв.м., который состоит из тарифа на содержание обслуживающего персонала – 36 руб. 75 коп. и тарифа на содержание и текущий ремонт жилого фонда – 14 руб. 11 коп. Общее собрание собственников с целью установления платы за содержание общего имущества не проводилось. Решение Думы Лысьвенского городского поселения, которым был установлен тариф в размере 50 руб. 86 коп. отменено. Поскольку в соответствии со ст. 7 ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введение в действие жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведения органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, соответственно, данный дом утратил статус общежития и взимание платы с жильцов на содержание обслуживающего персонала является незаконным. Поскольку, тариф на содержание обслуживающего персонала не закреплен действующим законодательством, просит признать незаконным начисление платы по тарифу на содержание обслуживающего персонала в размере 36 руб. 75 коп и обязать ООО «УК «Эксперт-Сервис» произвести перерасчет платы за уплаченный тариф в сумме 36 руб. 75 коп. за период с января 2010г., когда Решение Думы Лысьвенского городского поселения от 22.01.2009г. было отменено, по дату вынесения решения по делу.

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Зайцев Е.В. исковые требования поддержал. Дополнил, что выбор управляющей компании и установление тарифов осуществляла администрация Лысьвенского городского поселения, жильцы дома, которые проживают в муниципальном жилом фонде, не выразили своего согласия на установления тарифа в данной сумме. Хотя фактически услуги обслуживающим персоналом оказываются, однако считает начисление платы за содержание обслуживающего персонала, незаконным. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «УК «Эксперт-Сервис» и.о. директора Кислых Т.Х. и представитель по доверенности Ландковская М.В. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что поскольку собственники помещений в данном доме не выбрали способ управления в доме, администрация Лысьвенского городского поселения была вынуждена провести открытый конкурс по определению управляющей компании и, соответственно, применить тарифы, установленные на тот момент Решением Думы Лысьвенского городского поселения. По результатам открытого конкурса, проведенного администрацией Лысьвенского городского поселения в ноябре 2009г. между ООО «УК «Эксперт-Сервис» и администрацией был заключен договор управления многоквартирным домом по ул. Смышляева, 106. В соответствии с указанным договором ООО «Эксперт-Сервис» приступило к управлению домом и начислению платы за оказываемые услуги по тарифу, отраженному в договоре. Так как данный дом до апреля 2012 года являлся общежитием и относился к специализированному жилому фонду был применен тариф в соответствии с специализацией дома. Указанный тариф составляет 50 руб. 86 коп. из которых: содержание обслуживающего персонала общежития – 36 руб. 75 коп., содержание и ремонт мест общего пользования – 14 руб. 11 коп. Специфика общежития такова, что в целях обеспечения безопасности в нем, поддержания порядка, чистоты и спокойствия необходимо содержание спец.персонала, а именно: 4 вахтеров (круглосуточная вахта), коменданта общежития, уборщиков помещений мест общего пользования, слесаря, электрика, дворника. Содержание указанного персонала осуществляется за счет средств, оплачиваемых собственниками и нанимателями по графе – содержание обслуживающего персонала в размере 36,75 руб. Каких-либо обращений о пересмотре размера тарифа со стороны собственников жилых помещений, либо нанимателей в УК не поступало. Более того, многие жители, проживающие в доме считают работу обслуживающего персонала нужной и необходимой. Считает, что изменение тарифа, предусмотренного заключенным договором между ООО «УК «Эксперт-Сервис» и администрацией Лысьвенского городского поселения, возможно только путем подписания дополнительного соглашения, в одностороннем порядке они не могут изменить условия договора. Собственники жилых помещений в любое время имеют законное право выполнить необходимые процедуры для выбора иного способа управления домом либо управляющей организации, либо изменить условия договора.

Представитель Администрации Лысьвенского городского поселения Вотинова Ю.И. в судебное заседание не явилась. Просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. В письменном отзыве указала, что управление домом по ул. Смышляева, 106 осуществляется УК «Эксперт-Сервис» по результатам проведенного в ноябре 2009 года открытого конкурса по отбору управляющей компании. На основании ч.1 ст. 22 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственным и муниципальный нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. В конкурсной документации указаны перечень работ и услуг по содержанию мест общего пользования и установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 50,86 руб.

Истцы ФИО58, ФИО3, ФИО4, ФИО42, ФИО 5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО43, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО44, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО59, ФИО23, ФИО24, ФИО46, ФИО47, ФИО60, ФИО26, ФИО48, ФИО27, ФИО63, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34. ФИО35, ФИО36, ФИО61, ФИО38, ФИО39, ФИО40 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, ответчиков, проверив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

В силу ч.2,3,4 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В соответствии с п. 34 Правил «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти) по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75, равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для конкретного многоквартирного дома.

Как следует из материалов дела, 20.11.2009 года Администрацией Лысьвенского городского поселения проведен открытый конкурс по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом по ул. Смышляева, 106 в г. Лысьве (л.д. 30-94). В конкурсной документации, утвержденной заказчиком, указаны перечень работ и услуг по содержанию мест общего пользования и установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 50,86 руб. По итогам открытого конкурса ООО «Управляющая компания «Эксперт-Сервис» признано единственным участником конкурса.

Постановлением Администрации Лысьвенского городского поселения от 30.11.2009г. дом по ул. Смышляева, 106 передан в управление ООО «УК «Эксперт-Сервис» (л.д.148).

25.12.2009г. между ООО «УК «Эксперт-Сервис» и Администрацией Лысьвенского городского поселения» заключен договор управления многоквартирным домом по ул. Смышляева, 106.Указанным договором (Приложение 3) утвержден перечень работ и услуг по содержанию и ремонту имущества дома и их стоимость (л.д.21), в том числе утвержден тариф на содержание обслуживающего персонала в размере 36,75 рублей.

Решением Думы Лысьвенского городского поселения от 22.01.2009г. № 49 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в специализированном жилищном фонде (общежитиях) на 2009 год» утвержден размер платы на содержание и ремонт жилых помещений в специализированном жилом фонде на 2009 год, для общежития по ул. Смышляева, 106, установлен размер тарифа в сумме 50,86 руб., в том числе 36,75 руб. на содержание обслуживающего персонала и 14,11 руб. на содержание и текущий ремонт жилого фонда. Решением Думы Лысьвенского городского поселения от 28.01.2010г. № 210 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в специализированном жилищном фонде (общежитиях), размер тарифов на содержание и ремонт жилых помещений в общежитии по ул. Смышляева, 106 утвержден в прежнем размере.

Решением Думы Лысьвенского городского поселения от 06.05.2010г. № 244 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов», Решение Думы от 28.01.2010г. признано утратившим силу.

Как следует из постановления администрации Лысьвенского городского поселения Пермского края от 23.04.2012г. № 70-ГА, общежитие по ул. Смышляева, 106 в г. Лысьве исключено из состава муниципального специализированного жилого фонда Лысьвенского городского поселения (л.д.158-159).

Прокурор указывает на незаконность начисления платы в сумме 36,75 руб. Управляющей организацией, ссылаясь на то обстоятельство, что при передаче дома в управление в договоре управления указывались тарифы, по которым будут начисляться платежи за содержание имущества, утвержденные на тот момент Решением Думы Лысьвенского городского поселения Пермского края № 49 от 22.01.2009г. «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в специализированном жилом фонде (общежитиях) на 2009г.». Учитывая, что данный дом в настоящее время не относится к специализированному жилому фонду, Решение Думы признано утратившим силу, в связи с чем считает начисление тарифа за содержание обслуживающего персонала незаконным.

В силу ч.2,3,4,5 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Договор управления многоквартирным домом, за исключением договора, заключаемого застройщиком в соответствии с частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года.

В силу ч.8 ст.162ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.

Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно ч. 8.1, 8.2 ст. 162 ЖК РФ, а также в случаях, определенных соглашением сторон.

В соответствии с договором управления от 25.12.2009г. (гл.7) настоящий договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе собственника в случае отчуждения находящегося в его собственности помещения, либо принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе иного способа управления или иной управляющей организации; по инициативе управляющей организации, если дом окажется в состоянии непригодном, для использования по назначению в силу обстоятельств, за который УК не отвечает. Также расторжение договора возможно по соглашению сторон, в судебном порядке, в случае смерти собственника, в случае ликвидации Управляющей организации, в связи с окончанием срока действия Договора и уведомления одной из сторон другой стороны о нежелании его продлевать. Изменение условий договора осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.

Применительно к ч.8.1, 8.2 ст. 162 ЖК РФ право на односторонний отказ от исполнения договора управления жилым домом возникает у собственников помещений, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном дома принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом и при условии неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В судебном заседании не установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома по ул. Смышляева, 106 принималось решение о выборе или об изменении способа управления домом, либо изменении условий договора управления от 25.12.2009 года, также не установлено каких-либо нарушений условий договора управления со стороны управляющей организации. Доводы прокурора о незаконности действий управляющей компании по начислению платы за содержание обслуживающего персонала, в связи с признанием утратившим силу Решения Думы об утверждении тарифов для специализированного жилого фонда, действовавших на момент заключения договора управления, суд считает необоснованными, поскольку отказа со стороны собственника, либо обращений нанимателей об отказе от услуг, связанных с содержанием обслуживающего персонала, не поступало. Услуги, определенные договором управления как плата за содержание обслуживающего персонала, управляющей организацией оказываются, что не отрицается истцом. Договор управления на момент рассмотрения дела не изменен и не расторгнут, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лысьвенскому городскому прокурору в интересах жильцов, проживающих в муниципальных жилых помещениях по ул.Смышляева, 106 в г. Лысьве Пермского края ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО42, ФИО 5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО43, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО44, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО45, ФИО23, ФИО24, ФИО46, ФИО47, ФИО25, ФИО26, ФИО48, ФИО27, ФИО67 ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Эксперт-Сервис» о признании действий по начислению платы за содержание обслуживающего персонала незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет платы, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: (подпись).

Верно.Судья: Е.Н.Ведерникова