программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры



Дело №2-466/2012 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Кишмерешкиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лысьвенского городского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по разработке программы развития систем коммунальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации Лысьвенского городского поселения, выразившегося в невыполнении предусмотренной законом обязанности по разработке и утверждению Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в силу п.4.1 ч.1 ст.17 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. В ходе проведения Лысьвенской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства, регулирующего установления тарифов на электрическую и тепловую энергию, на товары и услуги организаций было установлено, что вышеуказанные полномочия выполняются не в полном объеме. Несмотря на то, что решением Думы Лысьвенского городского поселения от 28.12.2011 утвержден Генеральный план Лысьвенского городского поселения до настоящего времени Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Лысьвенского поселения не разработана. В соответствии со ст.11 Федерального закона №210 ФЗ программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования. Инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического здания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса. До принятия Лысьвенским городским поселением Программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры инвестиционные программы организаций коммунального комплекса не могут быть разработаны, в связи с чем, невозможно проведение надлежащей инвестиционной деятельности. Строительство и реконструкция системы водоснабжения возможно только в рамках реализации инвестиционных программ системы коммунального комплекса. Бездействием администрации Лысьвенского городского поселения нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения, поскольку данные обстоятельства влекут установление необоснованных тарифов и нормативов для потребителей и организаций коммунального комплекса. Просит признать незаконным бездействия администрации Лысьвенского городского поселения, выразившегося в самоустранении от предусмотренной законом обязанности по разработке и утверждению Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры и обязать их в двухмесячный срок разработать и утвердить данную Программу.

В судебном заседании помощник прокурора Дружкова Е.В. уточнила заявленные требования, просит возложить на администрацию Лысьвенского городского поселения обязанность по разработке и утверждению Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Лысьвенского городского округа, поскольку в соответствии с Законом Пермского края (в редакции от 27.02.2012 г.), в результате объединения граничащих между собой муниципальных образований – Лысьвенского городского поселения, Кормовищенского сельского поселения, Кыновского сельского поселения, Новорождественского сельского поселения, входящих в состав муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» образовано новое муниципальное образование – Лысьвенский городской округ.

Представитель администрации Лысьвенского городского поселения Баландина О.А. в судебном заседании с требованиями прокурора согласилась. Также пояснила, что распоряжением администрации МО «ЛМР» от 14.03.2012 г. была создана рабочая группа для разработки программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. В период с 2009 по 2011 года полномочия органов местного самоуправления Лысьвенского городского поселения по решению вопросов осуществления в границах Лысьвенского городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения регулирования цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам) на услуги организации коммунального комплекса и нормативов потребления коммунальных услуг осуществляет Муниципальное образование «Лысьвенский муниципальный район» в соответствии с соглашениями от 30.11.2008г. 30.03.2010г., 28.07.2011г. В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 06 мая 2011 № программа утверждается представительным органом МО на основании документов территориального планирования. До настоящего времени документация по планировке территории Лысьвенского городского поселения не утверждена. Законом Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Лысьвенский муниципальный округ» граничащие между собой муниципальные образования, в том числе Лысьвенское городское поселение, объединены в новое муниципальное образование – Лысьвенский городской округ. В силу ч. 1 ст. 6 данного Закона, до формирования органов местного самоуправления Лысьвенского городского округа полномочия по решению вопросов местного значения городского округа на соответствующих территориях в соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания Лысьвенского городского округа осуществляли полномочия по решению местного значения на этих территориях. Таким образом, полномочия по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры для муниципальных образований до настоящего времени находятся в ведении администрации ЛГП.

Представитель администрации МО «Лысьвенский МР» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Ковина Т.П. заявленные требования поддержала. Пояснила, что обязанность по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры для муниципальных образований установлена ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Приказом от 06.05.2011 № 204 Министерства регионального развития Российской Федерации «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований» утверждены методические рекомендации по разработке программ. Программа утверждается представительным органом муниципального образования на основании документов территориального планирования. В силу ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений. В настоящее время утверждены требуемые документы, а именно, положение о составе, порядке подготовки схемы территорий планирования
Лысьвенского муниципального района (решение ЗС от 23.09.2009 № 306), схема территориального планирования Лысьвенского муниципального района (решение ЗС от 21.12.2010 № 643), а также генеральный план Лысьвенского городского поселения (решение Думы Лысьвенского городского поселения от 28.12.2011 №488). Поскольку все необходимые документы для разработки программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского поселения имеются, считает, что администрация ЛГП самоустранилась от разработки и утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Администрацией МО «ЛМР» в адрес администрации ЛГП неоднократно направлялись письма с просьбой предусмотреть в бюджете средства для разработки программы, однако каких-либо мер предпринято не было. Поскольку целью реализации мероприятий, предусмотренных комплексной программой развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, является качественное и надежное обеспечение коммунальными услугами потребителей, просит требования прокурора удовлетворить.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 5 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон), программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - программа строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона к полномочиям представительных органов муниципальных образований в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса отнесено утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (подпункт 1).

Как следует из положений части 1 статьи 11 Закона, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования.

В статье 9 Градостроительного кодекса РФ (далее - также «Кодекс») определены общие положения о документах территориального планирования.

Так согласно ч.1 ст.9 Кодекса, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Кодекса, генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.

Как следует из пунктов 2, 5 Методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.05.2011 года № 204, программа утверждается представительным органом муниципального образования на основании документов территориального планирования. При этом проект программы подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за две недели до ее утверждения, а также рекомендуется размещение на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту программы.

Как установлено в судебном заседании, решением Думы Лысьвенского городского поселения от 28.12.2011 г. № 488, утвержден Генеральный план Лысьвенского городского поселения.

Решением Земского Собрания МО «ЛМР от 21.12.2011 г. утверждена схема территориального планирования Лысьвенского муниципального района.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры до настоящего времени ответчиком не разработана. Доказательств, подтверждающих факт принятия администрацией ЛГП каких-либо действий, предусмотренных Методическими рекомендациями, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 06.05.2011 г., в судебное заседание не представлено.

Суд, удовлетворяя требования прокурора, исходит из того, что непринятие программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры влечет установление необоснованных тарифов и нормативов для потребителей и организаций коммунального комплекса, поскольку установление тарифов напрямую зависит от финансовых потребностей участников технологического процесса, участвующих в процессе предоставления населению коммунальных услуг.

В силу ст. 1 Закона Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Лысьвенский муниципальный округ», в соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в результате объединения граничащих между собой муниципальных образований – Лысьвенского городского поселения, Кормовищенского сельского поселения, Кыновского сельского поселения, Новорождественского сельского поселения, входящих в состав муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» образовано новое муниципальное образование – Лысьвенский городской округ.

Согласно ч. 1 ст. 6 данного Закона, до формирования органов местного самоуправления Лысьвенского городского округа полномочия по решению вопросов местного значения городского округа на соответствующих территориях в соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания Лысьвенского городского округа осуществляли полномочия по решению местного значения на этих территориях.

Таким образом, поскольку на момент рассмотрения данного спора, органы местного самоуправления Лысьвенского городского округа не сформированы, обязанность по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Лысьвенского городского округа должна быть возложена на администрацию Лысьвенского городского поселения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск Лысьвенского городского прокурора Пермского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Лысьвенского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Обязать администрацию Лысьвенского городского поселения разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Лысьвенского городского округа.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна.

Судья: Т.В. Шадрина

Секретарь: О.А. Кишмерешкина