дело № 2-741/12 по иску прокурора к Администрации ЛГП о возложении обязанности совершить действия



Дело 2-741/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Киселевой Т.А., при секретаре Кургановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора к администрации Лысьвенского городского поселения о возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации Лысьвенского городского поселения о возложении обязанности произвести инвентаризацию и обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного водопровода, расположенного в <адрес>.

Свое заявление мотивирует тем, что в Лысьвенскую городскую прокуратуру поступила информация о наличии на территории г. Лысьва бесхозяйного водопровода в <адрес>

В ходе проведенной прокурорской проверки, установлено, что указанный водопровод, используется ООО «ЛысьваТеплоСервис» в целях снабжения холодной водой жителей г.Лысьва, контроль за исправностью работы и качеством водопроводной воды, поступающей по данному водопроводу, не осуществляется, ввиду отсутствия собственника..

Поскольку указанный водопровод, расположен на территории Лысьвенского городского поселения, то в соответствии с п.3 ст. 225 ГК РФ, орган местного самоуправления поселения, возложена обязанность по постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, Бездействие администрации по указанному вопросу свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных законом.

Бездействие ответчика по постановке водопровода, расположенного в <адрес> на учет как бесхозяйного препятствует дальнейшему определению его балансовой принадлежности и надлежащему содержанию, чем нарушаются права неопределённого круга лиц на бесперебойное водоснабжение, создается угроза наступления неблагоприятных последствий, вызванных прекращением водоснабжения.

Просит признать незаконным бездействие администрации Лысьвенского городского поселения, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйственного водопровода, расположенного в <адрес>, обязав ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести инвентаризацию бесхозяйного водопровода и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке системы водоснабжения на учет как бесхозяйное недвижимое имущество.

Судом к участию в деле третьим лицом привлечено ООО «ЛысьваТеплоСервис».

В судебном заседании прокурор Дружкова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель администрации Лысьвенского городского поселения Вотинова Ю.И. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Согласно отзыва просит в удовлетворении иска отказать, поскольку считает, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих факт наличия (отсутствия) собственников данного водопровода. Администрацией Лысьвенского городского поселения были направлены запросы ООО «ЛысьваТеплоСервис» и МБУ «Служба заказчика ЖКУ» о том, кому выдавались технические условия на подключение системы водоснабжения. Однако, документы по запросам не представлены. В связи с чем, просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ООО «ЛысьваТеплоСервис» Дерягин П.А. просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В своем письменном отзыве указал, что ООО «ЛысьваТеплоСервис» является единственной организацией на территории Лысьвенского района, предоставляющей услуги населению и организациям по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод по концессионному соглашению от 16.09.2011 года за № 1. Водопроводные сети переданы ООО «ЛысьваТеплоСервис» на основании договора аренды от 16.09.2011 года. Сети в <адрес> по соглашению не передавались, законного владелец данных сетей не установлен. ООО «ЛысьваТеплоСервис» вынуждено за свой счет заниматься обслуживанием водопровода в целях исполнения своих обязательств перед по потребителями. Считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению, так как объекты инфраструктуры должны находиться в муниципальной собственности.

Выслушав истца, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.

Как установлено в судебном заседании, на территории Лысьвенского городского поселения имеется водопровод, расположенный в <адрес>,, что подтверждается схемой, представленной ООО «ЛысьваТеплоСервис» и показаниями свидетеля - ФИО6, инженера данной организации.

По сведениям представленным ГУП «ЦТИ», информации о зарегистрированных правах на указанный водопровод не имеется. Кадастровый паспорт не выдавался (л.д.4).

Из сообщения Росреестра следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения об указанном объекте (л.д. 5).

Данных о том, что указанные спорный участок водопровода включен в реестр муниципальной собственности суду не представлено. Согласно договора аренды и концессионного соглашения от 16.09.2011 года (л.д.101-133) водопровод не передавался в обслуживание ООО «ЛысьваТеплоСервис».

Анализ вышеизложенных доказательств позволяет суду придти к выводу о наличии правовых оснований для признания спорного объекта бесхозяйным. Заявляя о том, что спорное имущество не является бесхозяйным, ответчик, тем не менее, никаких доказательств, опровергающих представленные истцом доказательства, суду не представил.

Согласно ч.2 и ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанную вещь.

Порядок обращения бесхозного недвижимого имущества в муниципальную собственность урегулирован "Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", утвержденным Постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003 года.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Для решения указанных вопросов в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

В силу п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 1 Закона Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Лысьвенский муниципальный округ», в соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» образуется новое муниципальное образование в результате объединения граничащих между собой муниципальных образований, в том числе, Лысьвенского городского поселения.

Согласно ч. 1 ст. 6 данного Закона, до формирования органов местного самоуправления Лысьвенского городского округа полномочия по решению вопросов местного значения городского округа на соответствующих территориях в соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания округа осуществляли полномочия по решению местного значения на этих территориях.

Поскольку спорный объект расположен в административных границах Лысьвенского городского поселения, в ходе судебного разбирательства установлено, что объект является бесхозяйным, то необращение ответчика в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии спорного объекта на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о неиспполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ. При этом, бездействие ответчика влечет нарушение прав граждан, проживающих на территории Лысьвенского городского поселения.

Как следует материалов дела, а также показаний свидетеля ФИО6, в <адрес> проходит сеть хоз-питьевого водопровода, к данной сети подключены ряд предприятий, образовательное учреждение и жилые дома.

Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с пунктами 8, 26, 31 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

В ст.1 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Финансовое обеспечение установленных настоящим законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.

Поскольку спорные водопроводные сети являются бесхозяйными объектами, отсутствие собственника таких объектов, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации, и что как следствие может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. То есть, отсутствие собственника системы водоснабжения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствах, суд признает иск прокурора, направленный в защиту интересов неопределенного круга лиц, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку на момент рассмотрения данного спора, органы местного самоуправления Лысьвенского городского округа не сформированы, обязанность обратиться в Лысьвенский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет спорных бесхозяйных участков водопроводных сетей к жилым домам, указанным в иске, следует возложить на администрацию Лысьвенского городского поселения, установив срок для исполнения решения суда в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лысьвенского городского прокурора Пермского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации муниципального образования «Лысьвенское городское поселение», выразившееся в непринятии мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – системы водоснабжения, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования «Лысьвенское городское поселение» Пермского края в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения поставить на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - систему водоснабжения, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца.

Судья: Т.А.Киселева