2-533/2012 по иску прокурора к МБУЗ `Станция скорой медицинской помощи` о признании незаконным бездействия в непредоставлении квоты для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности по устранению нарушений



Дело №2-533/2012 Копия РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Кивилевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» о признании незаконным бездействия в непредоставлении квоты для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности по устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» (далее МБУЗ «ССМП») о признании незаконным бездействия, выразившееся в непредоставлении квоты для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности по устранению данных нарушений.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в результате проверки соблюдения МБУЗ «ССМП» законодательства о социальной защите инвалидов, были выявлены нарушения действующего законодательства. В частности, было установлено, что в нарушение Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ответчиком не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Бычков Д.А. поддержал исковые требования. Пояснил, что положениями Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Статьей 4 Закона Пермской области от 05.11.2004г. № 1689-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы» установлен размер квоты равный 2% к среднесписочной численности работников. Исходя из численности рабочих МБУЗ «ССМП» <данные изъяты> человек на период ДД.ММ.ГГГГ численность работающих на предприятии инвалидов должна составлять не менее 2 человек, тогда как согласно представленных сведений на предприятии только 1 работник является инвалидом. При этом, представляя в Службу занятости г.Лысьвы ежемесячные сведения о квотировании рабочих мест за период с ДД.ММ.ГГГГ предприятие каких-либо сведений об имеющихся вакантных должностях для инвалидов не сообщало. Согласно информации Центра занятости населения г.Лысьвы, на регистрационном учете в качестве безработных и относящихся к категории инвалидов на конец ДД.ММ.ГГГГ состояло <данные изъяты> человек. Таким образом, предприятием ответчика в нарушение требований законодательства не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, чем нарушаются конституционные права данной категории граждан, не обеспечиваются установленные законом гарантии и меры, направленные на обеспечение нормальной жизнедеятельности инвалидов. Просит признать бездействие МБУЗ «ССМП», выразившееся в не предоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов, незаконным и обязать устранить нарушения закона путем выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в двухмесячный срок.

Представитель ответчика МБУЗ «ССМП» Шестаков А.М. в судебном заседании исковые требования признал. Пояснил, что в настоящее время они готовы принять на работу одного инвалида на должность рабочего по обслуживанию здания.

Представитель ГКУ «Центр занятости населения г.Лысьва Пермского края» Красноборова С.А. исковые требования поддержала. Пояснила, что в нарушении требований законодательства МБУЗ «ССМП» не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Среднесписочная численность работников предприятия составляет <данные изъяты> человек, из которых только <данные изъяты> человек является инвалидом. По предоставляемым предприятием ежемесячным сведениям, начиная с ДД.ММ.ГГГГ свободные вакантные должности для инвалидов в пределах установленной квоты отсутствуют. Однако ДД.ММ.ГГГГ к ним поступила от ответчика заявка о принятии на работу инвалида на должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту здания, ведется работа. На сегодняшний день на регистрационном учете в ГКУ ЦЗН г.Лысьва состоят <данные изъяты> граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также право на защиту от безработицы.

Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, среди прочих основных принципов правового регулирования трудовых отношений, признается принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ определяет Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 2 Закона).

В соответствии со ст. 9 указанного закона, реабилитация инвалидов -система и процесс полного или частичного восстановления способностей ин­валидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реаби­литация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здо­ровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их ин­теграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов вклю­чают в себя содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию.

Согласно ст. 20 Федерального закона РФ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

В силу части 2 статьи 13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 21 Федерального закона РФ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ гласит, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Размер квот в Пермском крае установлен статьей 4 Закона Пермской области от 05 ноября 2004 года № 1689-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в по­иске работы», согласно которой размер квот для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере двух процентов к средней численности работников.

Аналогичные требования установлены в п. 1 Постановления Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы».

Суд считает, что в судебном заседании нашли подтверждения доводы истца о том, что ответчиком в полном объеме не представляется квота для трудоустройства инвалидов, в том числе не принимается каких-либо мер для трудоустройства данной категории граждан.

Как следует из копии Устава (л.д.7-14) МБУЗ «ССМП» является некоммерческой организацией бюджетного типа, расположенным на территории г.Лысьва Пермского края. Общество руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом.

Как следует из штатного расписания, действующего с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), в МБУЗ «ССМП» количество штатных единиц составляет <данные изъяты> Из справки МБУЗ «ССМП» среднесписочная численность работников составляет <данные изъяты> человек (л.д.4). Таким образом, исходя из требований Закона Пермской области от 05.11.2004 г. квота приема на работу инвалидов в МБУЗ «ССМП» составляет <данные изъяты> человека.

Согласно справки МБУЗ «ССМП» (л.д.4), количество работающих инвалидов, начиная с января 2012 г. по настоящее время составляет 1 человек.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на рабо­ту инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоуст­ройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с ин­дивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установ­ленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инва­лидов.

В части 3 ст.25 названного Закона установлена обязанность работодателей ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В соответствии со ст. 5 Закона Пермской области от 05 ноября 2004 года № 1689-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в по­иске работы», трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, осуществляется работодателями как по направлению органов службы занятости населения, так и самостоятельно.

Трудоустроенными считаются граждане, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Отказ работодателя в трудоустройстве гражданина, направленного территориальным центром занятости населения в счет установленной квоты, должен быть обоснован и представлен в письменной форме гражданину.

В силу ст. 6 данного Закона, работодатели вправе запрашивать и получать от органов службы занятости населения информацию, необходимую для выполнения настоящего Закона.

Работодатели имеют право обучать за свой счет, а также давать заявки в территориальные центры занятости населения на переобучение лиц, испытывающих трудности в поиске работы и направляемых территориальными центрами занятости населения, с последующим гарантированным трудоустройством в организации в счет квоты. При этом время обучения засчитывается в срок работы данных лиц по квоте.

Работодатели обязаны в соответствии с установленными квотами выделить (создать) рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе и специальные рабочие места, а также рабочие места для других категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в отношении которых установлена квота по договорам.

Рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе и специальные рабочие места, работодателями создаются самостоятельно и за счет собственных средств.

Согласно сведений МБУЗ «ССМП» о квотировании рабочих мест за ДД.ММ.ГГГГ предоставляемых в ГКУ «Центр занятости населения» г.Лысьвы, в графе о наличии вакантных рабочих мест, которые могут быть использованы для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты, сведения отсутствуют.

По сведениям, предоставляемым организацией ответчика в ГКУ «ЦЗН» г.Лысьвы о наличии свободных мест (вакантных должностей) на МБУЗ «ССМП», на ДД.ММ.ГГГГ имеется <данные изъяты> вакантная должность. При этом, наличие мест для инвалидов из списка вакантных должностей не указывается.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком в полной мере не соблюдаются требования законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, а именно: не выделено необходимое количество (2 места) для трудоустройства граждан, имеющих инвалидность, не создаются в пределах квоты дополнительные рабочие места, также ответчиком не предоставляются в установленной форме сведения о наличии вакантных мест для инвалидов, в связи с чем суд удовлетворяет исковые требования прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Лысьвенского городского прокурора Пермского края, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи», выразившееся в непредоставлении в полном объеме квоты для трудоустройства инвалидов.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» устранить данные нарушения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем предоставления рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья (подпись)

Верно. Судья