ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 июня 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Исаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах ФИО2 к администрации Муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, УСТАНОВИЛ: Лысьвенский городской прокурор обратился в суд в интересах ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации Муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения. В заявлении прокурор указал, что родители ФИО2 умерли, в связи с чем, она имеет статус лица из числа детей-сирот. На основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО2 была установлена опека. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит в льготном списке нуждающихся в жилом помещении по<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 закончила обучение в <данные изъяты>. Согласно ч.3 ст. 49, ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» № 255-ПК от 14.07.2008 года ФИО2 по окончанию учебного заведения должно было быть предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке. Обязанность по обеспечению истицы жильем в соответствие с Постановлением Правительства Пермского края № 16-П от 10.08.2006 года возложена на ответчика, однако до настоящего времени им не исполнена. Просит обязать ответчика предоставить ФИО2 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м. за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края из бюджета на эти цели. В судебном заседании прокурор Дружкова Е.В. иск поддержала по доводам, изложенным в заявлении. Истица ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что до настоящего времени какого-либо жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет, до настоящего времени зарегистрирована в квартире опекунов, фактически проживает в съемной квартире. Представитель администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по существу заявленных требований не имеют. Представитель Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В своем письменном отзыве указали, что обязанность по предоставлению жилья истице возложена на ответчика. Представители Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, в отзыве на исковое заявление указали, что не согласны с требованиями в части предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м. Считают, что Закон Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» применению не подлежит, поскольку в данном случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствие со ст. 5 того же Федерального закона дополнительные гарантии для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу частей 1 и 2 статьи 8 того же Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В силу п. 5 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, постановка на учет лиц такой категории осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми соответствующего статуса, на основании представленных документов. В судебном заседании установлено, что ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются ФИО5 и ФИО6, что подтверждается копией свидетельства о рождении. Согласно свидетельств о смерти (л.д. 12-13), ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 - ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации г.Лысьва от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО2 установлена опека, опекуном назначена ФИО7 Постановлением администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 отстранена от выполнения обязанностей опекуна и опекуном над ФИО2 назначена ФИО8 (л.д.11). Как следует из справки Администрации Лысьвенского городского поселения, выписки из протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии (л.д.15,36-37) ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет на получение жилого помещения во внеочередном порядке на основании ст. 57 ЖК РФ и в соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, постановка ФИО2 на учет на получение жилья во внеочередном порядке была произведена на основании решения жилищно-бытовой комиссии администрации г.Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ, которое до настоящего времени никем не оспорено. Как следует из материалов дела, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение в <данные изъяты> (л.д.16). Согласно справке ЦТИ и выписке из ЕГРП (л.д.8-10) какое-либо недвижимое имущество на праве собственности за ФИО2 не зарегистрировано. Как следует из копии паспорта (л.д.17), ФИО2 значится зарегистрированной в <адрес> Согласно выписке из ЕГРП (л.д. 35), часть жилого дома по <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО9 и ФИО8 Таким образом, учитывая, что ФИО2 обладает статусом лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, то по окончании ее обучения в <данные изъяты>, у нее возникло право в силу ст. 57 ЖК РФ на получение жилья во внеочередном порядке. При этом, обязанность по обеспечению истца жилым помещением вне очереди за счет средств бюджета субъекта РФ возложена на орган исполнительной власти по месту регистрации истца в качестве нуждающейся в жилье. В соответствии п.п.2-8 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п предусмотрено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете направляются органам местного самоуправления муниципальных образований и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый года на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учитывая, что распоряжение о предоставлении жилья указанным категориям граждан принимается Лысьвенским муниципальным районом, администрация которого является получателем и распорядителем финансовых средств, переданных из бюджета Пермского края на указанные цели, то обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, возложенная законодательством на органы местного самоуправления, должна быть исполнена Администрацией муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», и требование прокурора о возложения данной обязанности на ответчика обоснованно. Также суд считает обоснованным и требование о предоставлении ФИО2 жилого помещения по норме предоставления не менее 33 кв.м. В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением Думы Лысьвенского городского поселения от 22.10.2009 г. норма предоставления определена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи. Согласно ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы. В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого" помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) для одиноких граждан составляет 33 кв. м., на семью из двух человек - 42 кв. м.. Действие данного Закона Пермского края в силу п. 9 ст. 1 распространяется, в том числе, на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей. Таким образом, обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта РФ в рамках предоставленных ему федеральным законом полномочий, урегулировал вопросы предоставлениях жилых помещений указанной категории лиц во внеочередном порядке по нормам предоставления более чем установлено ч.1 и ч.2 ст. 50 ЖК РФ, положения которых к возникшим правоотношениям применению не подлежат. С учетом изложенного, суд считает требования прокурора в интересах ФИО2 подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Возложить на администрацию муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» обязанность за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживание, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее установленной нормы предоставления в 33 кв.м. в черте Лысьвенского городского поселения. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья (подпись) Копия верна. Судья: Т.В. Шадрина Секретарь: О.В.Исакова