о возложении обязанности произвести инвентаризацию бесхозяйной системы водоснабжения



Дело 2-769/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Исаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора к администрации Лысьвенского городского поселения о возложении обязанности произвести инвентаризацию и обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного водопровода,

установил:

Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации Лысьвенского городского поселения о возложении обязанности произвести инвентаризацию и обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного водопровода, расположенного в границах домов № 46-58 по ул. Лесная, № 48-50 по ул. Балахнина и № 82а по ул. Шайдурова в г.Лысьва.

В исковом заявлении прокурор указал, что в Лысьвенскую городскую прокуратуру поступили сведения о том, что расположенный в границах домов № 46-58 по ул. Лесная, № 48-50 по ул. Балахнина и № 82а по ул. Шайдурова в г.Лысьва водопровод не имеет собственника.

В ходе проведенной проверки, установлено, что водопровод, по которому происходит снабжение холодной водой жителей расположенных в границах домов № 46-58 по ул. Лесная, № 48-50 по ул. Балахнина и № 82а по ул. Шайдурова в г.Лысьва является бесхозяйным. Контроль за исправностью работы и качеством водопроводной воды, поступающей по данному водопроводу, не осуществляется. Указанные обстоятельства недопустимы, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также их имуществу.

Водопровод в границах домов № 46-58 по ул. Лесная, № 48-50 по ул. Балахнина и № 82а по ул. Шайдурова в г.Лысьва, расположен на территории Лысьвенского городского поселения, следовательно, бездействие администрации по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии данного водопровода на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, вытекающих из п. 3 ст. 225 ГК РФ.

Считает, что в соответствии с п.3 ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать.

Объект водоснабжения расположен на территории Лысьвенского городского поселения, следовательно, бездействие администрации по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии водопровода на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Невыполнение действий по постановке водопровода, расположенного в границах в границах домов № 46-58 по ул. Лесная, № 48-50 по ул. Балахнина и № 82а по ул. Шайдурова в г.Лысьва на учет как бесхозяйного препятствует дальнейшему определению его балансовой принадлежности и надлежащему содержанию, нарушаются права неопределённого круга лиц на бесперебойное водоснабжение, создает угрозу наступления неблагоприятных последствий, вызванных прекращением водоснабжения.

Просит признать незаконным бездействие администрации Лысьвенского городского поселения, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйственного водопровода, расположенного в границах в границах домов № 46-58 по ул. Лесная, № 48-50 по ул. Балахнина и № 82а по ул. Шайдурова в г.Лысьва, обязать администрацию Лысьвенского городского поселения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести инвентаризацию бесхозяйного водопровода, расположенного в границах в границах домов № 46-58 по ул. Лесная, № 48-50 по ул. Балахнина и № 82а по ул. Шайдурова в г.Лысьва и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке системы водоснабжения на учет как бесхозяйное недвижимое имущество.

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Дружкова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель администрации Лысьвенского городского поселения в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Согласно отзыва просят в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку считают, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих факт наличия (отсутствия) собственников данного водопровода.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанную вещь. Порядок обращения бесхозного недвижимого имущества в муниципальную собственность урегулирован "Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Для решения указанных вопросов в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

Судом установлено, что на территории Лысьвенского городского поселения расположены указанные в иске водопроводные сети (водопроводные вводы) к жилым домам, право собственности на данные объекты недвижимого имущества не зарегистрировано, что следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.6), согласно которой информация о правах на указанные в иске спорные участки водопроводных сетей - водопроводные вводы к жилым домам отсутствует. Данных о том, что указанные спорные участки инженерных сетей включены в реестр муниципальной собственности Лысьвенского городского поселения, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, суд, на основании того, что собственник спорных участков инженерных сетей, указанных в иске, не определен, ни у кого на балансе они не числятся, в ЕГРП сведения о данных объектах отсутствуют, в реестре муниципальной собственности Лысьвенского городского поселения не состоят, ни за кем не закреплены и никто не следит за их техническим состоянием, считает, что указанные в иске объекты являются бесхозяйными.

Не признавая иск и заявляя о том, что спорное имущество не является бесхозным, ответчик, тем не менее, никаких доказательств, опровергающих вышеуказанные доказательства, суду не представил.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как следует из информации ООО «Лысьва-ТеплоСервис» и схемы сетей, в границах домов № 46-58 по ул. Лесная, № 48-50 по ул. Балахнина и № 82а по ул. Шайдурова в г.Лысьва проходит сеть хоз-питьевого водопровода, от данной сети питаются вышеуказанные жилые дома.

Таким образом, суд, удовлетворяя требования прокурора, исходит из того, что поскольку названные участки водопроводных сетей являются бесхозяйными объектами, отсутствие собственника таких объектов и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорных участков водопроводных сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Данные обстоятельства также подтверждаются коллективным письмом жителей вышеуказанных жилых домов (л.д.8).

В силу ст. 1 Закона Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Лысьвенский муниципальный округ», в соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» образуется новое муниципальное образование в результате объединения граничащих между собой муниципальных образований, в том числе, Лысьвенского городского поселения.

Согласно ч. 1 ст. 6 данного Закона, до формирования органов местного самоуправления Лысьвенского городского округа полномочия по решению вопросов местного значения городского округа на соответствующих территориях в соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания Лысьвенского городского округа осуществляли полномочия по решению местного значения на этих территориях.

Таким образом, поскольку на момент рассмотрения данного спора, органы местного самоуправления Лысьвенского городского округа не сформированы, обязанность обратиться в Лысьвенский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет спорных бесхозяйных участков водопроводных сетей к жилым домам, указанным в иске, следует возложить на администрацию Лысьвенского городского поселения, поскольку данная обязанность вытекает из п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных сетей должна быть возложена на администрацию Лысьвенского городского поселения, как орган местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск Лысьвенского городского прокурора удовлетворить.

Возложить на администрацию Лысьвенского городского поселения Пермского края обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести инвентаризацию бесхозяйного водопровода, расположенного в границах в границах домов № 46-58 по ул. Лесная, № 48-50 по ул. Балахнина и № 82а по ул. Шайдурова в г.Лысьва в г.Лысьва Пермский край и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии системы водоснабжения на учет как бесхозяйное недвижимое имущество.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца.

Судья (подпись)

Копия верна.

Судья: Т.В. Шадрина

Секретарь: О.В. Исакова