Дело 2-895/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 августа 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Собецкой А.В., при секретаре Зелениной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора к администрации Лысьвенского городского поселения о возложении обязанности совершить действия, УСТАНОВИЛ: Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации Лысьвенского городского поселения о возложении обязанности произвести инвентаризацию и обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного водопровода, расположенного в границах северной стороны домов по ул. Орджоникидзе №№ 8, 10 «д», 10 «г» в г.Лысьве. Свое заявление мотивирует тем, что в Лысьвенскую городскую прокуратуру поступила информация о наличии на территории г. Лысьва бесхозяйного водопровода в границах северной стороны домов по ул. Орджоникидзе №№ 8, 10 «д», 10 «г» в г.Лысьве. В ходе проведенной прокурорской проверки, установлено, что указанный водопровод, используется ООО «Лысьва-ТеплоСервис» в целях снабжения холодной водой жителей г.Лысьва, контроль за исправностью работы и качеством водопроводной воды, поступающей по данному водопроводу, не осуществляется, ввиду отсутствия собственника. Поскольку указанный водопровод расположен на территории Лысьвенского городского поселения, то в соответствии с п.3 ст. 225 ГК РФ на орган местного самоуправления поселения возложена обязанность по постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного. Бездействие администрации по указанному вопросу свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных законом. Бездействие ответчика по постановке водопровода, расположенного в границах северной стороны домов по ул. Орджоникидзе №№ 8, 10 «д», 10 «г» в г.Лысьве на учет как бесхозяйного, препятствует дальнейшему определению его балансовой принадлежности и надлежащему содержанию, чем нарушаются права неопределённого круга лиц на бесперебойное водоснабжение, создается угроза наступления неблагоприятных последствий, вызванных прекращением водоснабжения. Просит признать незаконным бездействие администрации Лысьвенского городского поселения, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйственного водопровода, расположенного в границах северной стороны домов по ул. Орджоникидзе №№ 8, 10 «д», 10 «г» в г.Лысьве, обязав ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести инвентаризацию бесхозяйного водопровода и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке системы водоснабжения на учет как бесхозяйное недвижимое имущество. В судебном заседании помощник прокурора Зайцев Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Представитель администрации Лысьвенского городского поселения Вотинова Ю.И. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Согласно отзыву просит в удовлетворении иска отказать, поскольку считает, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих факт наличия (отсутствия) собственников данного водопровода. Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. Как установлено в судебном заседании, на территории Лысьвенского городского поселения имеется водопровод, расположенный в границах северной стороны домов по ул. Орджоникидзе №№ 8, 10 «д», 10 «г» г.Лысьвы, что подтверждается схемой сетей водопровода в г.Лысьве. (л.д.4-5). По информации, представленной ГУП «ЦТИ», сведений о зарегистрированных правах на указанный водопровод не имеется. Кадастровый паспорт не выдавался (л.д.6). Из сообщения Росреестра следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения об указанном объекте и правах на него (л.д. 7). Данных о том, что указанный спорный участок водопровода включен в реестр муниципальной, собственности суду не представлено. Согласно договору аренды и концессионного соглашения от 16.09.2011 года водопровод не передавался в обслуживание ООО «Лысьва-ТеплоСервис». Анализ вышеизложенных доказательств позволяет суду прийти к выводу о наличии правовых оснований для признания спорного объекта бесхозяйным. Заявляя о том, что спорное имущество не является бесхозяйным, ответчик, тем не менее, никаких доказательств, опровергающих представленные истцом доказательства, суду не представил. Согласно ч.2 и ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанную вещь. Порядок обращения бесхозного недвижимого имущества в муниципальную собственность урегулирован "Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", утвержденным Постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003 года. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Для решения указанных вопросов в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. В силу п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно ст. 1 Закона Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Лысьвенский муниципальный округ», в соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» образуется новое муниципальное образование в результате объединения, граничащих между собой муниципальных образований, в том числе, Лысьвенского городского поселения. Согласно ч. 1 ст. 6 данного Закона, до формирования органов местного самоуправления Лысьвенского городского округа полномочия по решению вопросов местного значения городского округа на соответствующих территориях в соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания округа осуществляли полномочия по решению местного значения на этих территориях. Поскольку спорный объект расположен в административных границах Лысьвенского городского поселения, в ходе судебного разбирательства установлено, что объект является бесхозяйным, то необращение ответчика в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии спорного объекта на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ. При этом, бездействие ответчика влечет нарушение прав граждан, проживающих на территории Лысьвенского городского поселения. Как следует из материалов дела в границах северной стороны домов №№ 8, 10 «д», 10 «г» по ул. Орджоникидзе в г.Лысьве проходит сеть хоз-питьевого водопровода, к данной сети подключены жилые дома, дошкольное образовательное учреждение. Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с пунктами 8, 26, 31 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования. В ст.1 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Финансовое обеспечение установленных настоящим законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования. Поскольку спорные водопроводные сети являются бесхозяйными объектами, отсутствие собственника таких объектов, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации, и как следствие, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. То есть, отсутствие собственника системы водоснабжения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. При таких обстоятельствах, суд признает иск прокурора, направленный в защиту интересов неопределенного круга лиц, обоснованным и подлежащим удовлетворению. В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Поскольку на момент рассмотрения данного спора, органы местного самоуправления Лысьвенского городского округа не сформированы, обязанность обратиться в Лысьвенский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет спорных бесхозяйных участков водопроводных сетей к жилым домам, указанным в иске, следует возложить на администрацию Лысьвенского городского поселения, установив срок для исполнения решения суда в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые требования Лысьвенского городского прокурора Пермского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить. Признать бездействие Администрации муниципального образования «Лысьвенское городское поселение», выразившееся в непринятии мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – системы водоснабжения, расположенной в границах северной стороны домов №№ 8, 10 «д», 10 «г» по ул. Орджоникидзе в г.Лысьве Пермского края, незаконным. Обязать Администрацию муниципального образования «Лысьвенское городское поселение» Пермского края в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества - систему водоснабжения, расположенную в границах северной стороны домов №№ 8, 10 «д», 10 «г» по ул. Орджоникидзе в г.Лысьве Пермского края. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца. Судья: А.В.Собецкая