ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 мая 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Собецкой А.В., при секретаре Зелениной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску З. к администрации Лысьвенского муниципального района, администрации Лысьвенского городского поселения, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому муниципальному району о восстановлении в льготной очереди на получение жилого помещения, У с т а н о в и л : З. обратился в суд с иском к администрации Лысьвенского муниципального района, администрации Лысьвенского городского поселения, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому муниципальному району о восстановлении в льготной очереди на получение жилого помещения, ссылаясь на то, что в 1989 году он был поставлен на общегородской учет для получения жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако сведения о постановке его на учет в администрации Лысьвенского городского поселения не сохранились. В судебном заседании истец З. требования поддержал и пояснил, что родился в 1972 году и проживал с родителями в д. <адрес> Нытвенского района. С 1978 по 1988 год он воспитывался в Лысьвенском детском доме, поскольку его мать умерла в 1977 году, отец с воспитанием не справлялся. Отец умер в 1985 году. Жилое помещение за ним закреплено не было. С 1988 по 1990 годы он обучался в ПТУ № 55 г. Лысьва. В этот период в 1989 году он был поставлен в администрации г. Лысьва на учет для получения жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако сведения о постановке его на учет на получение жилья в администрации не сохранились. Поскольку в настоящее время он не имеет своего жилья, зарегистрирован временно в д. <адрес> Нытвенского района, фактически проживает в г. Перми, где снимает жилое помещение, просит обязать ответчиков восстановить его в льготной очереди на получение жилья, как лицо из числа детей-сирот, поскольку на учет он был поставлен до 23-летнего возраста. Представители ответчиков администрации Лысьвенского муниципального района, Лысьвенского городского поселения, ТУ Мисоцразвития Пермского края по Лысьвенскому муниципальному району в суд не явились, просили рассмотреть дело без их участия. В своих письменных пояснениях указали, что сведений о постановке на учет З. для получения жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. З. в администрацию Лысьвенакого городского поселения с заявлением о предоставлении ему жилого помещения не обращался. В настоящее время он достиг 23-летнего возраста, в связи с чем не имеется законных оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представители Министерства финансов Пермского края и Министерства социального развития Пермского края в суд не явились, возражали против удовлетворения требований истца, поскольку не имеется сведений о постановке З. на учет нуждающихся в жилом помещении в период до достижения им возраста 23 лет. Просили рассмотреть дело без их участия. Выслушав истца, допросив свидетелей, проверив материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению исковых требований. В соответствии с ч1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Таким образом, исходя из положения ч.1 ст. 52, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В судебном заседании не нашел подтверждения довод истца о том, что до достижения 23-летнего возраста он как лицо из числа детей сирот был поставлен в г. Лысьва на учет нуждающихся в жилом помещении. Судом установлено, что З. родился ДД.ММ.ГГГГ.1972 года в д. <адрес> Нытвенского района Пермской области. Его мать З.Г.Н. умерла 02.12.1977года, отец З.А.Д. умер 25.09.1985 года. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении истца, свидетельствами о смерти его родителей (л.д.9, 10, 82). Как следует из личного дела воспитанника детского дома З. (л.д.33-40) он в период с 02.10.1978 по 31.08.1988 года воспитывался в Детском доме г. Лысьва, до этого проживал в д. <адрес> Нытвенского района Пермской области с родителями. При помещении в детский дом жилое помещение за истцом закреплено не было. В период с 01.09.1988 по 01.07.1991 года З. обучался в ПУ № 55 г. Лысьва. Сведения о постановке З. в этот период на общегородской учет для получения жилья, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют (л.д.71). По сообщению администрации Лысьвенского городского поселения (л.д.77, 83) лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет до 1991 года в настоящее время в льготном списке нет, З. в льготном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по Лысьвенскому муниципальному району, не состоит. С заявлением о предоставлении ему жилого помещения истец в администрацию Лысьвенского городского поселения не обращался (л.д.31). Из сообщения архивного отдела администрации Лысьвенского муниципального района (л.д.79) следует, что сведения о постановке на учет З. в период с 1980 по 1992 год на получение жилого помещения в Исполкоме Лысьвенского городского Совета народных депутатов и администрации г. Лысьва отсутствуют. Из материалов дела следует, что З. на момент рассмотрения дела исполнилось 39 лет, он зарегистрирован временно по месту пребывания в д.<адрес> Нытвенского района Пермского края (л.д.43), фактически проживает в г. Перми. Сведений о наличии у З. в собственности либо в найме жилого помещения не имеется. На территории Лысьвенского района истец не зарегистрирован и не проживает фактически. Для проверки доводов истца судом были допрошены свидетели. Так свидетель К. пояснил, что работал воспитателем Детского дома г. Лысьва. У него воспитывался З. до сентября 1988 года, затем он обучался в ПУ № 55. В период проживания в детдоме З. на учет для получения жилья поставлен не был. Истец говорил ему, что в 1989 году обращался в Горисполком с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Вместе с ним в исполком ходил мастер производственного обучения. Свидетель Г. пояснил, что работал мастером производственного обучения в ПУ № 55 г. Лысьва. В период с 1989 по 1991 года у него обучался З. Ему известно, что в 1989 году З. готовил документы для постановки на учет для получения жилья. Он (Г.) подготовил для этой цели характеристику на З. сделал запрос в детский дом. О дальнейшем движении этих документов и о том, кто их передавал в Горисполком, ему ничего не известно. Проанализировав показания свидетелей в совокупности с другими материалами дела, суд приходит к выводу о недоказанности факта постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Свидетель К. очевидцем постановки на учет истца не является, дает показания о том, что в исполнительный комитет с истцом в 1989 году обращался мастер производственного обучения Г. Однако свидетель Г. данный факт отрицает и также не может подтвердить доподлинно, что З. с соответствующим заявлением обращался в орган исполнительной власти. Из письменных материалов данный факт также не усматривается. При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований истца о восстановлении его в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения во внеочередном порядке не имеется, поскольку не доказан факт обращения с соответствующим заявлением в орган исполнительной власти г. Лысьва и факт постановки истца на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения им возраста 23 лет. В настоящее время такое право утрачено, поскольку истец достиг 23-летнего возраста и на территории Лысьвенского района не проживает. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л: З. в удовлетворении исковых требований к администрации Лысьвенского муниципального района, администрации Лысьвенского городского поселения, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому муниципальному району о восстановлении в льготной очереди на получение жилого помещения отказать. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: А.В. Собецкая