о предоставлении благоустроенного жилья вне очереди



Дело № 2-780/2012 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Исаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Елисеева А.С. к администрации Муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Елисеев А.С. обратился в суд к администрации Муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов Пермского края, Правительство Пермского края и Министерство социального развития Пермского края.

Истец Елисеев А.С. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствии с участием представителя Кузьминой Л.В.

В судебном заседании представитель истца Кузьмина Л.В. исковые требования поддержала, просила обязать ответчика предоставить Елисееву А.С. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке. Пояснила, что мать Елисеева А.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 решением Лысьвенского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав. На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ истец был направлен в детский дом и за ним было закреплено жилое помещение по <адрес> <адрес>. Постановлением администрации г.Лысьва от ДД.ММ.ГГГГ данное постановление в части закрепления жилья было отменено в связи с тем, что дом по <адрес> сгорел и он был поставлен в льготную очередь на получение жилого помещения во внеочередном порядке. ДД.ММ.ГГГГ он окончил <данные изъяты>. Согласно ч.3 ст. 49, ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Елисееву А.С. по окончанию пребывания в образовательном учреждении должно было быть предоставлено жилье во внеочередном порядке, однако, до настоящего времени такая обязанность ответчиком не исполнена. Просит обязать ответчика предоставить Елисееву А.С. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м. за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.

Представитель администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по существу заявленных требований не имеют.

Представитель Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В своем письменном отзыве указали, что обязанность по предоставлению жилья истцу возложена на ответчика, при этом с требованием о размере общей площади жилья, которое должно быть предоставлено Елисееву А.С. не согласны. Согласно ст.ст. 1,2 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления, и для г. Лысьва установлена в 12 кв.м. на одного человека. Ссылку прокурора на Закон Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», устанавливающий нормы предоставления для указанной категории граждан в 33 кв.м., считают необоснованной, поскольку данным законом регулируется порядок предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда. В связи с чем, полагают, что применению данный закон не подлежит.

Представители Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края и ТУ –Министерства социального развития Лысьвенского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г.), детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В силу п. 5 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании представленных документов.

В соответствии с п.6 вышеуказанных Правил лица из числа детей сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей) вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

В судебном заседании установлено, что Елисеев А.С. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются ФИО3 и ФИО4, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.5).

Согласно свидетельства о смерти (л.д.6), ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ

Решением Лысьвенского городского суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был лишен родительских прав в отношении сына Елисеева А.С. (л.д.8).

Постановлением Администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49-50), над Елисеевым А.С. установлена опека, опекуном назначена бабушка – ФИО8 Кроме того, за ним было закреплено жилое помещение по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. опека была отменена и Елисеев А.С. был направлен в детский дом, что подтверждается справкой детского дома <адрес> (л.д.11), согласно которой Елисеев А.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником детского дома и состоял на полном государственном обеспечении.

Постановлением администрации г.Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), постановление от ДД.ММ.ГГГГ в части закрепления жилья было отменено и Елисеев А.С. был поставлен на льготную очередь на получение жилого помещения.

Таким образом, постановка Елисеева А.С. на учет на получение жилья во внеочередном порядке была произведена на основании постановления администрации г.Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ, которое до настоящего времени никем не оспорено.

Как следует из материалов дела, Елисеев А.С. ДД.ММ.ГГГГ окончил обучение в <данные изъяты> на профессии <данные изъяты> (л.д.12).

С этого момента у ответчика возникла обязанность по предоставлению Елисееву А.С. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке. Однако до настоящего времени данная обязанность не исполнена.

Судом установлено, что Елисеев А.С. до настоящего времени прав на какое-либо жилое помещение не приобрел, не имеет жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, закрепленного жилья также не имеет.

Так, согласно выписке из ЕГРП (л.д.16) какое-либо недвижимое имущество на праве собственности за Елисеевым А.С. не зарегистрировано.

Как следует из копии свидетельства о регистрации (л.д.15) Елисеев А.С. числится зарегистрированным по <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, учитывая, что Елисеев А.С. обладает статусом лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, ДД.ММ.ГГГГ состоит в льготной очереди в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, то по окончании его пребывания в детском доме, у истца в силу ст. 57 ЖК РФ возникло право на получения жилья во внеочередном порядке.

При этом, обязанность по обеспечению истца жилым помещением вне очереди за счет средств бюджета субъекта РФ возложена на орган исполнительной власти по месту регистрации истца в качестве нуждающегося в жилье.

В соответствии п.п.2-8 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п предусмотрено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете направляются органам местного самоуправления муниципальных образований и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый года на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ст. 1 Закона Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Лысьвенский муниципальный округ», в соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» образуется новое муниципальное образование в результате объединения граничащих между собой муниципальных образований, в том числе, Лысьвенского городского поселения.

Согласно ч. 1 ст. 6 данного Закона, до формирования органов местного самоуправления Лысьвенского городского округа полномочия по решению вопросов местного значения городского округа на соответствующих территориях в соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания Лысьвенского городского округа осуществляли полномочия по решению местного значения на этих территориях.

Таким образом, учитывая, что на момент рассмотрения данного спора, органы местного самоуправления Лысьвенского городского округа не сформированы, а также учитывая, что распоряжение о предоставлении жилья указанным категориям граждан принимается Лысьвенским муниципальным районом, администрация которого является получателем и распорядителем финансовых средств, переданных из бюджета Пермского края на указанные цели, то обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, возложенная законодательством на органы местного самоуправления, должна быть исполнена Администрацией муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», и требование прокурора о возложения данной обязанности на ответчика обоснованно.

Также суд считает обоснованным и требование о предоставлении Елисееву А.С. жилого помещения по норме предоставления не менее 33 кв.м.

В силу ч.5 ст.57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Думы Лысьвенского городского поселения от 22.10.2009г. норма предоставления определена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Согласно ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого" помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) для одиноких граждан составляет 33 кв. м., на семью из двух человек - 42 кв. м.

Действие данного Закона Пермского края в силу п. 9 ст.1 распространяется, в том числе, на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.

Таким образом, обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта РФ в рамках предоставленных ему федеральным законом полномочий, урегулировал вопросы предоставлениях жилых помещений указанной категории лиц во внеочередном порядке по нормам предоставления более чем установлено ч.1 и ч.2 ст. 50 ЖК РФ, положения которых к возникшим правоотношениям применению не подлежат.

С учетом изложенного, суд считает исковые требования Елисеева А.С. подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Елисеева А.С. удовлетворить.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» обязанность за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Елисееву А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее установленной нормы предоставления в 33 кв.м. в черте Лысьвенского городского поселения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна.

Судья: Т.В. Шадрина

Секретарь: О.В.Исакова