Приговор вступил в законную силу 30.05.2012



Дело № 1-13 / 2012.

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Лямбирь Республики Мордовия 06 апреля 2012 года

Судья Лямбирского районного суда Республики Мордовия Голышев Б.А.,

при секретаре Торбиной С.В. и Минеевой Т.В.,

с участием государственных обвинителей, старшего помощника прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Куряевой Н.А., начальника отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Республики Мордовия Тихомирова Г.В. и прокурора отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Республики Мордовия Бардина А.Н.,

подсудимого Рузаева А.В.,

защитника, адвоката Камаева В.Н., представившего удостоверение № 27 и ордер № 42 от 19 марта 2012 года,

а так же потерпевших Б.В. и ее представителя адвоката Надькиной Т.В., представившей удостоверение № 94 и ордер № 15 от 19 марта 2012 года и П.А..,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

РУЗАЕВА А.В., <данные изъяты> военнообязанного, русским языком владеющего, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Рузаев А.В. управляя автомобилем совершил нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, а так же причинение тяжкого вреда здоровью человека при следующих обстоятельствах:

11 октября 2011 года, примерно в 12 часов 30 минут, водитель П.С.., управляя автомобилем марки УАЗ-31512, регистрационный знак <номер> следовал с пассажирами П.А. и Х.А. по 18 км. автодороги подъезд к городу Саранск от автодороги М-5 «Урал» в Лямбирском районе Республики Мордовия. Подъезжая к повороту в сторону <адрес> водитель П.С. нарушая требования пунктов 8.1 и 13.12 Правил дорожного движения, создавая опасность для движения и помехи другим участникам дорожного движения, не уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления, стал совершать маневр поворота на лево. В это же время во встречном направлении по указанной выше автодороге в нарушении требования пункта 10.3 Правил дорожного движения, следовал автомобиль марки «Фольксваген Пассат», регистрационный знак <номер> под управлением водителя Рузаева А.В. со скоростью 149,7 км/час., значительно превышающей разрешенную скорость в ненаселенных пунктах, которая должна была быть не более 90 км/час. Двигаясь с указанной скоростью и подъезжая к повороту в сторону <адрес> Рузаев А.В. видя, что ему создана опасность для движения автомашиной УАЗ, выполняющей поворот с выездом на его встречную полосу движения, нарушая требования пункта 10.1 Правил дорожного движения, проявил невнимательность и легкомыслие к окружающей обстановке, не уменьшил скорость, обеспечивающую возможность постоянного контроля движения транспорта для выполнения требований Правил вплоть до остановки, игнорируя возможность наступления тяжких последствий, выехал за пределы своей полосы движения вправо, на полосу движения автомобиля УАЗ, где совершил столкновение передней частью своего автомобиля в правую переднюю часть автомашины УАЗ по управлением П.С. В результате столкновения обе машины получили значительные повреждения, пассажиру автомашины «УАЗ-31512» Х.А. были причинены множественные телесные повреждения, повлекшие за собой тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, от которых Х.А.. скончался 20 октября 2011 года, а пассажиру П.А. так же были причинены множественные телесные повреждения, повлекшие за собой тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Допрошенный в суде подсудимый Рузаев А.В.. вину в совершении преступления признал частично, по существу обвинения показал, что 10 мая 2011 года ему М.Г. передала по доверенности управлять и распоряжаться автомобилем марки «Фольксваген Пассат», регистрационный знак <номер>, который он позже собирался зарегистрировать на свое имя. 11 октября 2011 года, примерно в 12 часов он на данном автомобиле выехал из <адрес> в направлении города Саранск. Следовал он по дороге сообщением Саранск – Краснослободск со скоростью примерно 130 км/час. Подъезжая к повороту в сторону села <адрес>, примерно на расстоянии 500 метров от своего автомобиля он увидел автомобиль УАЗ, который ехал с небольшой скоростью во встречном направлении. Примерно на расстоянии 130-150 метров от его автомобиля данный УАЗ стал совершать маневр поворота в сторону села Болотниково с выездом на его встречную полосу движения без указания поворота световым сигналом. В связи с тем, что он не ожидал совершения УАЗом поворота с выездом на его полосу движения, то во избежание лобового столкновения он применил меры экстренного торможения и вывернул рулевое колесо вправо, но избежать столкновения не удалось и он столкнулся левой стороной своего автомобиля с правой стороной УАЗа. После столкновения его автомобиль вынесло в кювет, сработали подушки безопасности и он потерял сознание, очнулся когда его вытаскивали из автомашины. Свою вину признает в том, что ехал с большой скоростью, не соблюдая скоростного ограничения. Аварийную обстановку создал водитель УАЗа П.С. На примирение с потерпевшими согласен.

Виновность подсудимого в совершении преступления подтверждается следующими доказательствами:

Показаниями потерпевшей Б.В.., которая в суде показала, что ее муж Х.А. был индивидуальным предпринимателем по лесозаготовкам. 11 октября 2011 года утром ее муж вместе с П.А. поехали в лес в Старошайговский район Республики Мордовия. Примерно в 12 часов 30 минут ей на мобильный телефон позвонил незнакомый мужчина и сообщил, что ее супруг около <адрес> попал в ДТП. После чего она по телефону услышала голос своего супруга, который сообщил, что попал в аварию и попросил не беспокоиться. После ДТП мужа госпитализировали и сделали операцию по поводу черепно-мозговой травмы. 20 октября 2011 года в реанимационном отделении ее супруг Х.А. скончался, не приходя в сознание. При каких обстоятельствах произошло ДТП ей не известно. Она просит прекратить уголовное дело, так как причиненный ей вред Рузаев А.В. загладил, возместил материальный ущерб, они помирились и она его прощает.

Показаниями потерпевшего П.А.., который в суде показал, что 11 октября 2011 года, после 12 часов, он и его знакомый Х.А.., в качестве пассажиров в автомобиле УАЗ под управлением его родного брата П.С.., следовали по дороге в направлении села <адрес>. В салоне автомобиля он находился на переднем пассажирском сидении, а Х.А. сидел на заднем сидении. Подъезжая к повороту на <адрес>, П.С. сбросил скорость, примерно до 30 км/час, включил левый световой сигнал поворота и стал совершать маневр поворота налево. В это время он повернулся к Х.А.., с которым стал разговаривать, но перед началом совершения поворота, он каких-либо транспортных средств, следующих во встречном направлении не заметил. Когда их автомобиль практически закончил маневр поворота и освободил встречную полосу движения, он увидел, что с передней частью их автомобиля столкнулся легковой автомобиль серебристого цвета. В момент столкновения он потерял сознание и пришел в себя в тот момент, когда его вытаскивали из автомобиля. Он просит прекратить уголовное дело, так как причиненный ему вред Рузаев А.В. возместил, они помирились и он его прощает.

Показаниями свидетеля П.С.., который в суде показал, что у него в собственности имеется автомобиль марки УАЗ-31512, регистрационный знак <номер>, который до 11 октября 2011 года находился в технически исправном состоянии. 11 октября 2011 года, примерно в 12 часов, управляя данным автомобилем он из города Саранск ехал в сторону <адрес>. С ним находились его родной брат П.А.., который сидел на переднем пассажирском сидении, а на заднем сидении находился Х.А. Подъезжая к повороту на <адрес>, он снизил скорость до 30 км/час, включил световой сигнал поворота и стал совершать маневр поворота налево. В это время на расстоянии примерно 500 метров во встречном направлении на большой скорости двигался легковой автомобиль. Поскольку встречной автомобиль находился на значительном расстоянии, то он решил, что успеет совершить маневр поворота и практически когда уже завершил поворот и освободил полосу встречного движения, то почувствовал удар, который пришелся в правую переднюю часть его автомобиля. От данного удара его автомобиль развернуло на 180 градусов и откинуло от места столкновения примерно на 10 метров на край обочины, от автомобиля отделился передний мост и двигатель. Легковой же автомобиль марки «Фольксваген Пассат» проехал еще 40 метров и съехал в кювет. После столкновения он выбрался из автомобиля, помог выбраться брату и Х.А.., а так же водителю легкового автомобиля. Затем пострадавших отправили в больницу. Во время движения до столкновения он чувствовал себя хорошо, в пути следования его ничто не отвлекало, был трезв. Если бы водитель легкового автомобиля не съехал в право, со своей полосы движения, а ехал прямо, то столкновения бы не произошло, так как он уже закончил маневр поворота и освободил встречную полосу движения не создавая каких-либо помех.

Показаниями свидетеля В.Е.., допрошенного на предварительном следствии, показания которого в соответствии со статьей 281 Уголовно-Процессуального Кодекса Российской Федерации оглашены в судебном заседании, показал, что 11 октября 2011 года, примерно в 12 часов 30 минут он, управляя грузовым автомобилем марки «Мерседес Бенц», следовал по автодороге Москва-Ульяновск со стороны города Саранск. Впереди него в попутном направлении двигался автомобиль марки УАЗ со скоростью примерно 60-70 км/час. Подъезжая к перекрестку в сторону <адрес> по траектории движения автомашины УАЗ он понял, что тот хочет повернуть налево по ходу движения, но при этом, был ли включен световой сигнала поворота, он не обратил внимания, так как стал смещаться вправо, что бы объехать УАЗ и продолжить движение. При этом он видел, что во встречном направлении движется легковая автомашина светлого цвета и подумал, что водитель УАЗа странно выполняет маневр поворота не сбавляя скорости и не пропуская встречной транспорт. Где и на каком расстоянии находился в это время легковой автомобиль он не обратил внимания и подумал, что они разъехались, но через мгновение он услышал удар, а затем увидел брызги масла и тосола, которые попали на левую боковую часть его автомобиля. По обстановке он понял, что произошло ДТП с участием выше указанных автомашин. Он остановился, вышел из автомобиля и увидел, что произошло столкновение автомобилей УАЗ и Фольксваген Пассат. Автомобиль УАЗ стоял на встречной полосе движения в районе перекрестка дорог, а Фольксваген Пассат в левом кювете по ходу его движения. (т.1 л.д.158-161).

Показаниями свидетеля Я.А.., который в суде показал, что 11 октября 2011 года он, в составе следственно-оперативной группы ММО МВД России «Лямбирский» в качестве следователя, находился на суточном дежурстве. В 12 часов 40 минут в дежурную часть поступило сообщение о том, что на автодороге сообщением Саранск - Краснослободск, около <адрес> произошло ДТП с пострадавшими. По прибытии на место было установлено, что на 18 км. автодороги подъезд к городу Саранск от автодороги М-5 «Урал», у поворота в сторону <адрес> произошло ДТП с участием автомобилей марки «УАЗ-31512» под управлением водителя П.С. и автомобиля марки «Фольксваген Пассат» под управлением водителя Рузаева А.В. В результате ДТП водитель Рузаев А.В, пассажиры П.А. и Х.А. получили телесные повреждения и были госпитализированы в медицинские учреждения города Саранск. В ходе осмотра места происшествия было определено и зафиксировано, что столкновение произошло на полосе движения, предназначенной для поворота в сторону <адрес>. Кроме того, у разметки, обозначающей направляющий островок в месте разделения транспортных потоков, на полосе движения, предназначенной для поворота в сторону <адрес>, обнаружены следы задира, образованные на месте столкновения транспортных средств. Так же от второго направляющего островка, расположенного со стороны города Краснослободск, на полосе движения, предназначенной для поворота в сторону <адрес>, до указанных следов задира, обнаружены и зафиксированы следы шин автомобиля длиной 19,5 метров и 19,6 метров. Далее данные следы ведут к краю проезжей части дороги по обочине в кювет, до автомобиля марки «Фольксваген-Пассат». Длина данных следов составляет 61 метр. После осмотра места происшествия был составлен протокол и схема, которые были предъявлены для ознакомления и подписания всем лицам, участвовавшим в следственном действии.

Показаниями свидетеля М.Г.., которая в суде показала, что в марте 2011 года она приобрела автомашину марки «Фольксваген Пассат», регистрационный знак <номер>, который в мае 2011 года, на праве генеральной доверенности, она передала в пользование Рузаеву А.В., который хотел позже зарегистрировать на своё имя. 11 октября 2011 года от супруги Рузаева А.В. ей стало известно, что Рузаев А.В. на данном автомобиле попал в ДТП около <адрес>. Обстоятельства данного ДТП ей не известны.

Показаниями свидетеля Б.В.А.., который в суде показал, что на основании постановления следователя он как эксперт проводил авто техническую экспертизу по факту ДТП с участием автомашин «Фольксваген Пассат» и «УАЗ-31512» под управлением соответственно Рузаева А.В. и П.С. В ходе проведенного им исследования и расчетов было установлено, что скорость автомобиля «Фольксваген Пассат» до начала торможения составила 149,7 км/час, при которой водитель Рузаев А.В. не располагал технической возможностью путем торможения предотвратить столкновение с выехавшим на его полосу движения автомобилем «УАЗ» поскольку расстояние, с которого возникла опасность для движения (130-150 метров) меньше остановочного пути управляемого им автомобиля (226,8 метров). При движении с разрешенной на данном участке проезжей части скоростью 90 км/час Рузаев А.В. располагал технической возможностью путем торможения предотвратить столкновение. С технической точки зрения, превышение водителем автомобиля «Фольксваген Пассат» Рузаевым А.В., разрешенной на данном участке проезжей части скорости, находится в причинной связи с данным ДТП.

Протоколом осмотра места происшествия из которого следует, что ДТП произошло на проезжей части расположенной на 18 км. автодороги подъезд к городу Саранск от автодороги М-5 «Урал» на перекрестке поворота на <адрес> где засвидетельствованы факт и место столкновения автомобиля марки «УАЗ-31512» регистрационный знак <номер> и автомобиля марки «Фольксваген Пассат» Регистрационный знак <номер> Данный факт подтверждается схемой и фото таблицами. (т.1, л.д.10-28).

Заключением судебно-медицинской экспертизы № 1145 (М) от 25.11.2011 года, согласно которому у Рузаева А.В. обнаружены множественные телесные повреждения, которые в совокупности предписано расценивать как тяжкий вред здоровью как вызывающие стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть, независимо от исхода и оказания (неоказания) медицинской помощи. (т.1, л.д.87-88).

Заключением судебно-медицинской экспертизы № 1147 (М) от 07.12.2011 года, согласно которому у П.А. обнаружены множественные телесные повреждения, которые в совокупности предписано расценивать как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни как вызывающие стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть, независимо от исхода и оказания (неоказания) медицинской помощи. (т.1, л.д.118-119).

Заключением судебно-медицинской экспертизы № 1319 (А) к № 1170/11 (экспертиза трупа) от 28.10.2011 года, согласно которому у Х.А. обнаружены множественные телесные повреждения, которые в совокупности предписано расценивать как повлекшие за собой тяжкий вред здоровью как опасные для жизни человека в момент причинения. Смерть Х.А. наступила в результате <данные изъяты>. (т.1, л.д.126-133).

Заключением авто технической экспертизы № 1681 от 15.12.2011 года и повторной авто технической экспертизы № 117 от 06 февраля 2012 года, согласно которых было установлено, что в указанной дорожной ситуации водитель автомашины марки «УАЗ» П.С. должен был руководствоваться требованиями пунктов 8.1 и 13.12 Правил дорожного движения. В данной дорожной ситуации предотвращение столкновения с автомобилем марки «Фольксваген Пассат» зависело не от технической возможности водителя автомобиля УАЗ, а от выполнения им требований пунктов 8.1 и 13.12 Правил дорожного движения Российской Федерации.

В данном случае каких-либо следов перемещения автомобиля УАЗ по проезжей части не имеется. Поэтому экспертным путем решить вопрос о скорости движения автомобиля УАЗ не представляется возможным.

В данной дорожной ситуации водитель автомобиля марки «Фольксваген Пассат» Рузаев А.В. должен был руководствоваться требованиями пунктов 1.5, 10.1 и 10.3 Правил дорожного движения Российской Федерации.

При фактической скорости движения (Vа = 149,7 км/час) водитель автомобиля Фольксваген Пассат не располагал технической возможностью путем торможения предотвратить столкновение с выехавшим на его полосу движения автомобилем УАЗ.

При движении с разрешенной, на данном участке проезжей части, скоростью (90 км/час), водитель автомобиля Фольксваген Пассат располагал технической возможностью, путем торможения, предотвратить столкновение с выехавшим на его полосу движения автомобилем УАЗ.

В данной дорожной ситуации превышение установленной скорости движения на данном участке проезжей части (90 км/час) водителем автомобиля Фольксваген Пассат Рузаевым А.В. находится в причинной связи со столкновением автомобиля УАЗ.

Скорость движения автомобиля Фольксваген Пассат до начала торможения составляла около 149,7 км/час.

Правилами дорожного движения другие действия (маневр), как средство реакции на опасность, не предусмотрены. Водитель в случае возникновения опасности должен снижать скорость вплоть до полной остановки. Если водитель применяет маневр для того, что бы предотвратить происшествие, ответственность за обеспечение его безопасности полностью ложиться на него.

Столкновение автомобиля Фольксваген Пассат с автомобилем УАЗ исключался, если бы водитель автомобиля Фольксваген Пассат двигался с разрешенной скоростью движения на данном участке проезжей части (90 км/час), при этом не применял бы маневра вправо и не менял бы направления движения, так как он остановился бы до линии движения автомобиля УАЗ. (т.1,л.д.143-147, т.2, л.д.35-40).

Исходя из выше изложенного, оценивая в совокупности доказательства, суд считает, что вина подсудимого Рузаева А.В. в совершении ДТП доказана и подтверждается частичными признательными показаниями самого подсудимого, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями медицинских экспертиз, авто технической экспертизы, согласно которой превышение Рузаевым А.В. установленной скорости находится в причинной связи со столкновением с автомобилем УАЗ, и материалами дела, а поэтому его действия суд квалифицирует по части 3 статьи 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации так как он, управляя автомобилем, допустил нарушение Правил дорожного движения, повлекшие по неосторожности смерть человека и причинение тяжкого вреда здоровью человека.

При назначении наказания подсудимому Рузаеву А.В. суд, в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, в силу статей 6, 43, 60 Уголовного Кодекса Российской Федерации, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, его личность, смягчающие наказание обстоятельства, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, а так же то обстоятельство, что в произошедшем ДТП в действиях водителя автомашины УАЗ П.С. при совершении им маневра поворота налево имелись несоответствия требованиям пунктов 8,1 и 13.12 Правил дорожного движения Российской Федерации.

Рузаев А.В. ранее не судим, совершенное им преступление относится к категории средней тяжести, по месту жительства и работы характеризуется положительно, <данные изъяты>. Данные обстоятельства суд признает как смягчающими его вину, ущерб возместил, потерпевшие прощают его.

Обстоятельств, отягчающих наказание Рузаеву А.В., судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что наказание Рузаеву А.В. следует назначить в виде лишением свободы условно с возложением обязанностей, предусмотренных в статье 73 Уголовного Кодекса Российской Федерации с применением дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством.

Суд не находит оснований для применения части 6 статьи 15 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании потерпевшие Б.В. и П.А. просят прекратить уголовное дело в отношении Рузаева А.В., поскольку причиненный им вред последним заглажен и они примирились с ним. О прекращении дела ими поданы заявления.

В судебном заседании подсудимым так же подано заявления о согласии на прекращение уголовного дела в связи с тем, что он примирился с потерпевшими.

Согласно статьи 25 Уголовно-Процессуального Кодекса Российской Федерации суд вправе прекратить уголовное дело в отношении лица обвиняемого в совершении преступления небольшой и средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного Кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

В суде установлено, что подсудимый Рузаев А.В. обвиняется в совершении преступления, которое относится к категории средней тяжести, в соответствии со статьей 25 Уголовно-Процессуального Кодекса Российской Федерации суд вправе прекратить уголовное дело за примирением сторон, но это не является обязательным для суда.

Поскольку в связи с совершением Рузаевым А.В. преступления с двойным объектом в результате которого наступили общественно-опасные последствия в отношении двух лиц и затронуты интересы государства в части нарушения безопасности дорожного движения, а так же того обстоятельства, что он ранее 03.08.2011 года привлекался к ответственности за совершение административного правонарушения в области дорожного движения, что свидетельствует о его противоправном поведении при управлении транспортным средством в прошлом и по мнению суда представляет повышенную общественную опасность, а поэтому суд не находит оснований для прекращения дела, а заявления потерпевших об отсутствии претензий к виновному следует признать как смягчающими наказание Рузаеву А.В. обстоятельствами.

Вещественные доказательства по делу автомашины марки «УАЗ-31512» и «Фольксваген Пассат», хранящиеся у собственников по вступлении приговора в законную силу возвратить им.

На основании изложенного и руководствуясь ст.307, 308 и 309 УПК РФ суд,

ПРИГОВОРИЛ:

Признать РУЗАЕВА А.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 13.02.2009 № 20-ФЗ и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на ДВА года ШЕСТЬ месяцев с лишением права управления транспортным средством на один год.

В силу статьи 73 Уголовного Кодекса Российской Федерации основное наказание осужденному Рузаеву А.В.. считать условным с испытательным сроком в ОДИН год, обязав его в период отбытия наказания не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа осуществляющего исправление осужденных и регулярно проходить регистрацию в этом органе в установленные им дни.

Меру пресечения Рузаеву А.В. оставить прежнюю подписку о не выезде и надлежащем поведении.

Вещественные доказательства по делу автомашину марки «УАЗ-31512» р/з <номер>. и автомашину марки «Фольксваген Пассат» р/з <номер>., хранящиеся под сохранной распиской у П.С. и Рузаева А.В., по вступлении приговора в законную силу передать им.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течении 10 суток со дня провозглашения, а осужденным находящимся под стражей в тот же срок со дня получения приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии и участии адвоката в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий –

Приговор Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 06 апреля 2012 года в отношении Рузаева А.В., <данные изъяты>, осужденного по части 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации обжалован и определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 30 мая 2012 года оставлен без изменения.

Приговор вступил в законную силу 30 мая 2012 года и подлежит немедленному исполнению.