Приговор обжалован и определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 22 августа 2012 года изменен. Приговор вступил в законную силу 22 августа 2012 года



Дело №1-37/2012

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

с. Лямбирь 27 июня 2012 года

Судья Лямбирского районного суда Республики Мордовия Солдатов М.О.,

с участием государственного обвинителя – прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Кудашкина В.А.,

подсудимого Карташова В.Б.,

защитника - адвоката Вахтерова А.Г., представившего удостоверение №5647 и ордер №73 от 4 мая 2012 г., выданный Московской коллегией адвокатов «Порянниковы и партнеры»,

потерпевших – Ш.Е., К.С., О.М., Л.Н.

при секретаре Бахметовой Л.К.,

рассмотрел в особом порядке в открытом судебном заседании в здании Лямбирского районного суда Республики Мордовия уголовное дело №1-37/2012 в отношении:

Карташова В.Б., <данные изъяты>, не судимого;

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Карташов В.Б., управляя автомобилем, совершил нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, при следующих обстоятельствах.

14 марта 2012 года примерно в 06 часов 55 минут на 18-м километре автодороги Саранск – Н. Выселки, на территории Лямбирского района Республики Мордовия автомобиль ВАЗ-21140, государственный регистрационный знак <номер>, под управлением Карташова В.Б., двигался в сторону с. Старое Шайгово со скоростью 40 км/час. В салоне автомобиля в качестве пассажира находилась Л.Н. В это время во встречном направлении со скоростью 100 км/час двигался автомобиль ВАЗ – 21150 государственный регистрационный знак <номер>, под управлением О.М., с пассажирами Ш.Ю. и К.С. Двигаясь по указанной автодороге, водитель Карташов В.Б. в условиях сырой проезжей части, начал совершать обгон впереди двигавшегося неустановленного грузового автомобиля и выехал на полосу движения, предназначенную для движения встречных транспортных средств, где совершил столкновение с автомобилем под управлением О.М.

В результате этого Ш.Ю. получил <данные изъяты> Данные телесные повреждения в своей совокупности причинили тяжкий вред здоровью, как опасные для жизни. Смерть Ш.Ю. наступила в результате <данные изъяты>

Л.Н. получила <данные изъяты>. Данные телесные повреждения, в совокупности повлекли тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

К.С. получил <данные изъяты>. Данные телесные повреждения, в совокупности повлекли тяжкий вред здоровью как вызывающие значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть, независимо от исхода и оказания (неоказания) медицинской помощи.

О.М. получил <данные изъяты>. Данные телесные повреждения, в совокупности повлекли тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Своими действиями Карташов В.Б. нарушил требования пунктов 1.5, 8.1, 10.1, 11.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, в соответствии с которыми: участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда (1.5 ПДД). При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения (8.1 ПДД). Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства (10.1 ПДД). Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения (11.1 ПДД).

Подсудимый Карташов В.Б. по предъявленному ему обвинению вину признал полностью и показал, что поддерживает ходатайство, заявленное им по окончании предварительного следствия о рассмотрении в отношении него уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства, а также суду показал, что предъявленное ему обвинение понятно, он осознает характер и последствия заявленного им ходатайства, что данное ходатайство было заявлено им добровольно и после консультаций с защитником.

Поскольку защитник подсудимого адвокат Вахтеров А.Г., потерпевшие Ш.Е., К.С., О.М., Л.Н., государственный обвинитель прокурор Лямбирского района Республики Мордовия Кудашкин В.А., не возражают против рассмотрения уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства, а обвинение, с которым подсудимый Карташов В.Б. согласился, обоснованно, подтверждается имеющимися в уголовном деле доказательствами, суд в соответствии со статьями 314 – 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации применяет по данному делу особый порядок принятия судебного постановления и постановляет обвинительный приговор.

Суд приходит к выводу о наличии в действиях Карташова В.Б. по факту нарушения правил дорожного движения, в результате которого Ш.Ю., 14 марта 2012 г. получил телесные повреждения, от которых скончался, а К.С., О.М., Л.Н. получили телесные повреждения, в совокупности повлекшие тяжкий вред здоровью, состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

При назначении наказания подсудимому Карташову В.Б. суд учитывает положения статьи 60 Уголовного кодекса Российской Федерации, характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности.

Карташов В.Б. является лицом, ранее не судимым (л.д.190), имеет постоянное место жительства, по которому характеризуется положительно (л.д.197), по месту работы характеризуется положительно (л.д.203), на учете у психиатра и нарколога не состоит (л.д. 205, 207), <данные изъяты>, вину признал полностью, в содеянном раскаивается, возместил Ш.Е. расходы на погребение Ш.Ю. в сумме 50000 рублей, активно способствовал следствию по расследованию совершенного преступления, что суд учитывает как смягчающие наказание обстоятельства.

Преступление, которое совершил Карташов В.Б., согласно статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории средней тяжести, чем и определяется его общественная опасность.

Обстоятельств, отягчающих наказание Карташову В.Б., судом не установлено.

Исходя из обстоятельств совершения преступления, суд не усматривает оснований для применения положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание всю совокупность изложенных обстоятельств, личность подсудимого, позицию потерпевших просивших не избирать в отношении Карташова В.Б. наказание связанное с лишением свободы, суд, руководствуясь принципом соразмерности наказания совершенному преступлению, для достижения цели наказания – исправления осужденного, не находит оснований для применения в отношении подсудимого положений статьи 64 Уголовного кодекса Российской Федерации и считает, что исправление Карташова В.Б. возможно без его изоляции от общества и назначает ему наказание с применением статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть условное осуждение. Кроме того, суд считает необходимым лишить Карташова В.Б. права управлять транспортным средством.

Потерпевшей Ш.Е. заявлен гражданский иск о компенсации морального вреда в сумме 600 000 рублей, потерпевшим К.С. – о компенсации морального вреда в сумме 100 000 рублей, потерпевшим О.М. - о компенсации морального вреда в сумме 200 000 рублей.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый гражданин имеет право на денежную компенсацию морального вреда, причиненного действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

Согласно части 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных обязанностей).

Из показаний свидетеля К.М., данных им на предварительном следствии, работающего руководителем группы продаж ООО «Кока-Кола Эйчбиси Евразия» (л.д.118-120), автомобиль ВАЗ – 21140 государственный знак <номер> является собственностью Общества в котором он работает и закреплен за Карташовым В.Б., также сотрудником их организации, в качестве служебного автомобиля, 14 марта 2012 г. Карташов В.Б. выехал в сторону г. Краснослободск на основании заполненного путевого листа (л.д. 122). Факт того, что автомобиль ВАЗ – 21140 государственный знак <номер> принадлежит ООО «Кока-Кола Эйчбиси Евразия» подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства ( л.д.208).

В связи с изложенным, гражданские иски потерпевших Ш.Е., К.С., О.М. к Карташову В.Б. о компенсации морального вреда, суд не имеет возможности разрешить без отложения судебного разбирательства, в связи с необходимостью произвести дополнительные расчеты, связанные с гражданскими исками и определением надлежащего ответчика по предъявленным искам. В связи с этим, суд считает необходимым признать за потерпевшими Ш.Е., К.С., О.М. право на удовлетворение гражданского иска о компенсации морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.

Вещественные доказательства по делу: автомобиль ВАЗ 21140 государственный регистрационный знак <номер> и автомобиль ВАЗ 21150 государственный регистрационный знак <номер>, передать по принадлежности владельцам представителю ООО «Кока – Кола Эйчбиси Евразия» и О.М. соответственно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Карташова В.Б. виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, и назначить ему наказание в виде двух лет лишения свободы, с лишением права управлять транспортным средством на срок три года.

В соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание в виде лишения свободы, назначенное Карташову В.Б., считать условным с испытательным сроком два года, обязав его в течение указанного срока не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных, ежемесячно в установленное этим органом время являться на регистрацию.

Меру пресечения в отношении осужденного Карташова В.Б. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Признать за потерпевшими Ш.Е., К.С., О.М. право на удовлетворение гражданского иска о компенсации морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.

Вещественные доказательства по делу: автомобиль ВАЗ 21140 государственный регистрационный знак <номер> и автомобиль ВАЗ 21150 государственный регистрационный знак <номер>, передать по принадлежности владельцам представителю ООО «Кока – Кола Эйчбиси Евразия» и О.М. соответственно.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий М.О. Солдатов

Справка

Приговор Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 27 июня 2012 года в отношении Карташова В.Б., <данные изъяты>, осужденного по части 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации обжалован и определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 22 августа 2012 года изменен: из описательно-мотивировочной части приговора исключена ссылка суда на показания свидетеля К.М.

В остальной части приговор оставлен без изменения.

Приговор вступил в законную силу 22 августа 2012 года и подлежит немедленному исполнению.