об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры



Дело № 2-1413/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Лямбирский районный суд Республики Мордовия

в лице судьи Мельниковой Н.Н.,

при секретаре Нугаевой М.Я.,

с участием прокурора - помощника прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Назарова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Лямбирь

05 октября 2010 года

гражданское дело по иску прокурора Лямбирского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,

установил:

Прокурор Лямбирского района Республики Мордовия обратился в суд с иском к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. В обоснование иска указывает, что в ходе проведенной проверки установлено, что вход в здание администрации Лямбирского муниципального района не имеет средств доступа инвалидов: отсутствует пандус, лестница при входе в помещение не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.Таким образом в деятельности местной администрации выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. В связи с этим просит обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия оборудовать вход в здание администрации пандусом и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В судебном заседании помощник прокурора Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Назаров А.М. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Курмакаев Р.Ф. исковые требования не признал, пояснив, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в частности, оборудование зданий пандусами и поручнями стала обязательной в 1992-94 годах при строительстве новых объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, то есть после возведения здания местной администрации. В связи с этим, считает, что оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд считает, что исковые требований подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (в ред. от 23.07.2008) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Строительные нормы и правила РФ (СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения), содержащие нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, относят к указанной группе населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалидов, людей с временным нарушением здоровья, беременных женщин, людей старших возрастов, людей с детскими колясками.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из части 1 статьи 29 Устава Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, принятого решением Совета депутатов Лямбирского муниципального района от 28.12.2005 г. №153, следует, что администрация муниципального района обладает полномочиями по решению вопросов местного значения, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Мордовия.

Согласно справки, выданной администрацией Лямбирского муниципального района 06 сентября 2010 года №2360, на лестничном марше при входе в здание администрации района отсутствует пандус для подъезда на инвалидных колясках.

Согласно нормам СНиП 35-01-2001 (п.3.9, п.3.14, п.3.32), предусматривающим требования к лестницам и пандусам, лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах - колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

Таким образом, суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о необходимости соблюдения технических требований к опорным стационарным устройствам лишь при возведении новых зданий, поскольку объекты могут оснащаться приспособлениями и оборудованием как при изначальном строительстве, так и при реконструкции, ремонте или в рамках общего благоустройства. Кроме того, возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность последних посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения.

Суд считает, что в связи с отсутствием при входе в здание местной администрации пандуса и поручней, ответчиком не обеспечены инвалидам и другим людям, относящимся к маломобильным группам населения, возможности доступа к объектам социальной инфраструктуры, то есть условия для преодоления указанными лицами ограничений жизнедеятельности, направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

На основании изложенного, суд считает необходимым обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия оборудовать вход в здание администрации Лямбирского муниципального района пандусом и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Лямбирского района Республики Мордовия удовлетворить.

Обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия оборудовать вход в здание администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, расположенное по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Лямбирь, ул.Ленина, дом №11 пандусом и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Н.Н.Мельникова.