Дело № 2 - 1326/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Лямбирский районный суд Республики Мордовия
в лице судьи Мельниковой Н.Н.,
при секретаре Нугаевой М.Я.,
с участием в судебном заседании истицы Ч.Т., представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Янгляевой Д.К., рассмотрев в открытом судебном заседании
в с. Лямбирь Лямбирского района Республики Мордовия 25 октября 2010 г.
гражданское дело по иску Ч.Т. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,
установил:
Ч.Т. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения № от 09.07.2010 г. в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения. В обоснование иска указывает, что ответчиком не включены в специальный стаж периоды работы в должности заведующей фельдшерским пунктом как структурного подразделения МУЗ Лямбирской центральной районной больницы с 01.04.1988 г. по 05.10.1992 г., с 03.11.1992 г. по 22.01.1999 г. в льготном исчислении 1: 3, так как работает в сельской местности, в том числе отпуск по беременности и родам с 06.08.1991 по 03.02.1992 г. и отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с 04.02.1992 г. по 05.10.1992 г., период работы в должности заведующей Саловским фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер как структурного подразделения МУЗ «Первомайская амбулатория» с 23.01.1999 г. по 31.10.1999 г. в льготном исчислении 1: 3, с 01.11. 1999 г. по 01.01. 2006 г. в календарном исчислении, в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23.03.2000 г. по 23.05.2000 г. и с 09.03.2005 г. по 05.05.2005 г. Считает указанное решение незаконным, поскольку в оспариваемые периоды осуществляла как лечебную деятельность по охране здоровья населения, так и заведование ФАПом.
В судебном заседании истица Ч.Т. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что после окончания медицинского училища, начиная с 01 апреля 1988 года и по настоящее время более 25 лет она работает на одном и том же месте, а именно заведующей Саловским фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшером, наряду с заведованием ФАПом выполняет обязанности медицинского работника - фельдшера, а именно: ведет амбулаторный прием больных, патронаж к детям, беременным и родильницам, обслуживает вызовы к больным на дому, оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях, проводит противоэпидемические и противопаразитные мероприятия. Кроме того, с целью усовершенствования мер по охране здоровья сельского населения по заданию работодателя направлялась на курсы повышения квалификации, периоды нахождения на которых также пенсионным органом не обоснованно не включены в специальный стаж. Считает, что имеет необходимый стаж для досрочного назначения пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, так как более 25 лет работает в одном и том же ФАПе, в сельской местности, и просит удовлетворить исковые требования, включить в трудовой стаж оспариваемые периоды, за исключением отпуска без содержания с 02.10. по 04.10.1990 г., прогула 22.01. 1991 г., обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию с даты обращения, то есть с 01 июля 2010 г. Осуществление ею медицинской деятельности по охране здоровья населения подтверждается штатными расписаниями, отчетами о работе ФАПа, из которых следует, что в штате ФАПа в оспариваемые периоды имелась должность «заведующая ФАП-фельдшер» и должность санитарки. Заведование аптечным пунктом при Саловском Фапе, возложенное на нее приказом от 01.04. 1988 г. № сводилось к продаже ею лекарственных препаратов первой необходимости во время приема пациентов на ее рабочем месте, то есть непосредственно в Саловском ФАПе. Осуществление продажи лекарственных средств предусмотрено ее функциональными обязанностями, с которыми она была ознакомлена при приеме на работу 01.04. 1988 г.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Янгляева Д.К. исковые требования не признала, пояснив, что решением ГУ УПФР в Лямбирском районе № от 09 июля 2010 года истице было отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия на день обращения требуемого 25 летнего стажа осуществления медицинской деятельности. Нахождение ФАПа в сельской местности она не оспаривает, так как ФАП находится в селе <адрес>. В представленных истицей документах за периоды с 01.04.1988г.- 05.10.1992 г., с 03.11.1992г. - 04.10.1999 г., в том числе в период больничного по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, должность Ч.Т. именовалась заведующая ФП вместо заведующая ФАП-фельдшер ; в индивидуальных сведениях за период с 01.01.1997г.-22.01.1999 г. работодателем не проставлен код льготы. Также не представляется возможным определить занятость медицинской деятельностью не менее 80% рабочего времени, так как на истицу имеется приказ от 01.04.1988 г. о назначении истицы зав. аптечным пунктом. Поэтому указанные периоды исключены из специального стажа истицы. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Материалами дела установлено, что 01 июля 2010 года Ч.Т. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республике Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. №173 «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением ответчика от 09 июля 2010 года № Ч.Т. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Ответчиком не включены в специальный стаж оспариваемые периоды с мотивировкой несоответствия занимаемой истицей должности и лечебного учреждения ФП (фельдшерского пункта) Спискам должностей и учреждений здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10. 2002г., не указания работодателем кода льгот для назначения пенсии, неполной занятости в течение рабочего дня работой по охране здоровья.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки истицы № следует, что до поступления в Лямбирскую районную больницу истица трудового стажа не имела ;
- 01 апреля 1988 г. истица принята на должность зав. Саловским ФП ;
- 30.05. 2000 г. присвоена первая категория по специальности «лечебное дело»;
- 22 января 1999 г. переведена в МУЗ «Первомайская амбулатория» на должность заведующей Саловским ФАП-фельдшером ;
- 01.01. 2006г. переведена в МУЗ Лямбирского района «Лямбирская ЦРБ» на должность заведующей Саловским ФАП-фельдшера.
Из представленного истицей диплома № следует, что истица <данные изъяты> в 1988 г. окончила Темниковское медицинское училище с присвоением ей квалификации фельдшера.
Факт выполнения истицей лечебной и иной работы по охране здоровья населения подтверждается :
- справкой муниципального учреждения здравоохранения «Лямбирская центральная районная больница» № от 30.06. 2010 г. о занятости полный рабочий день в профессии «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшер», за исключением периодов отпуска без сохранения зарплаты с 02.10.1990 г.- 04.10. 1990 г., отпуска по уходу за ребенком с 04.02.1992г. -02.11. 1992г. прогула 22.01.1991 г.), также находилась на курсах повышения квалификации в периоды : 23.03.2000г.-23.05. 2000г., с 09.03.2005г. -05.05.2005 г. ;
- архивной справкой № от 06.07. 2006г., из которой следует, что согласно приказа № от 01 апреля 1988 года истица <данные изъяты> принята на должность заведующей Саловским ФП с 1 апреля 1988 года с доплатой за заведование 10 руб., с назначением зав. аптечным пунктом;
- журналом экстренной профилактики столбняка по Саловскому ФП за 1986-2000 годы.
Из представленных штатных расписаний по Саловскому фельдшерско-акушерскому пункту за 1999г.,2000г., 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г., отчетов о работе Саловского ФАпа за 1988г., 1989г., 1990 г., с 1991 г. по 2004 г. следует, что в штате Саловского фельдшерско-акушерского пункта в оспариваемые периоды имелась одна штатная должность заведующей ФАП-фельдшера. В графе отчетов «Медицинская помощь» имеются сведения об оказании медицинской помощи населению в амбулатории и на дому.
Из представленных функциональных обязанностей заведующей Саловским фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшера от 01 апреля 1988 года следует, что заведующий-фельдшер обязан осуществлять медицинскую работу: оказывать доврачебную медицинскую помощь, вести амбулаторный прием, вести патронаж к детям, выполнять врачебные назначения, участвовать в диспансеризации населения, проводить профилактические прививки, противоэпидемические мероприятия, обеспечить медицинскую помощь детям в школе, обследовать население и устанавливать диагноз, назначать и проводить лечение, составлять планы и отчеты о работе ФАПа, осуществлять розничную продажу готовых лекарственных средств через аптечный пункт.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и в поселке городского типа независимо от возраста трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при условии выполнения работы в сельской местности не менее 25 лет.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года
№ 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 право на трудовую пенсию за выслугу лет предоставлялось «врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности».
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа считать за один год и 3 месяца специального трудового стажа.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судом при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов. Учитывая, что п.2 Постановления Совета Министров РСФСР № 464 один год работы в сельской местности засчитывался в стаж в льготном порядке ( как 1 год и 3 месяца), стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Как установлено в судебном заседании из пояснений сторон и представленных доказательств, истица с 01 апреля 1988 года по настоящее время осуществляет работу по охране здоровья населения в Саловском фельдшерско-акушерском пункте Лямбирского района Республики Мордовия, то есть в сельской местности.
Пунктом 1.6.1. Штатных нормативов медицинского персонала, утвержденных приказом Министерства здравоохранения СССР от 11 октября 1982 г. № 999 предусмотрена должность «заведующий здравпунктом-фельдшер или медицинская сестра».
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» к среднему медицинскому персоналу отнесены: заведующий здравпунктом-фельдшер (медицинская сестра).
Кроме того, суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что в индивидуальных сведениях истицы не проставлен код льготы, с учетом которого определяется право истицы на досрочную трудовую пенсию, поскольку в соответствии со пп. 5 ч.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04. 1996 г. № 27-ФЗ в редакции от 27.12. 2009 г. «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного страхования» страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает периоды деятельности, включаемые в специальный трудовой стаж.
В связи с изложенным, суд считает, что сведения о льготном характере работы истицы в оспариваемые периоды должен был подать работодатель, отсутствие указанных сведений застрахованного лица не может, по мнению суда, являться препятствием для истицы в реализации пенсионных прав.
Суд считает несостоятельным довод ответчика о неполной занятости истицы медицинской работой в течение рабочего дня ввиду выполнения функции заведующей аптечным пунктом. Продажа лекарственных средств предусмотрена функциональными обязанностями заведующей-фельдшера ФАПа и согласно Положения о заведующем ФАПом-фельдшере на Саловский ФАП администрацией Лямбирской центральной районной больницы приказом № от 01 апреля 1988 года возложена функция аптечного пункта.
Поскольку представленными истицей доказательствами подтвержден факт выполнения в оспариваемые периоды лечебной работы, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Ч.Т. о включении в ее специальный трудовой стаж периодов с 01.04.1988г. по 05.10. 1992г., с 03.11. 1992 г. по 22.01.1999 г. в льготном исчислении 1: 3 ( за исключением отпуска без содержания с 02.10. по 04.10.1992г., прогула 22.01.1991 г.), периода работы в должности заведующей-фельдшера Саловского ФАПа как структурного подразделения МУЗ «Первомайская амбулатория» с 23.01.1999г. по 31.10.1999г. в льготном исчислении 1: 3, с 01.11.1999 г. по 01.01. 2006 г. в календарном исчислении.
Суд считает удовлетворить требования истицы о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 23.03.2000г. по 23.05.2000г., с 09.03. 2005г. по 05.05.2005 г., поскольку за это время за истицей сохранялась должность, заработная плата, производились страховые отчисления, прохождение курсов является необходимым условием для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.15 Постановления Пленума Верховного суда РФ № от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с не включением в стаж работы по специальности периода ухода за ребенком, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости
На основании изложенного, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования о включении в специальный трудовой стаж периодов : по беременности и родам с 06.08.1991 г.- 03.02. 1992г., отпуска по уходу за ребенком 06. 11. 1991 года рождения с 04.02.1992г.-05.10.1992г. в льготном исчислении 1: 3
В соответствии с ч.1, ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно справки Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 27 сентября 2010 года, специальный стаж Ч.Т. с учетом оспариваемых периодов составит 25 лет 15 дней.
Поскольку на день обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии истица имела необходимый стаж осуществления лечебной работы, суд считает необходимым обязать ответчика назначить Ч.Т. трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с даты обращения, то есть с 01 июля 2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Ч.Т. удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия № от 09 июля 2010 года об отказе Ч.Т. во включении в трудовой стаж периодов работы и назначении трудовой пенсии незаконным и отменить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить Ч.Т. в трудовой стаж периоды работы в должности заведующей-фельдшера Саловского фельдшерско –акушерского пункта муниципального учреждения здравоохранения «Лямбирская центральная районная больница» с 01.04. 1988 года по 05.10.1992 года и с 03.11.1992 года по 22.01.1999 г. в льготном исчислении 1:3, в том числе период по беременности и родам с 06.08.1991 года по 03.02.1992г., отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с 04.02.1992г.по 05.10.1992г. в льготном исчислении 1 : 3
( за исключением отпуска без содержания с 02.10. по 04.10. 1990 года, прогула 22.01.1991 года); период работы в должности заведующей –фельдшером Саловского фельдшерско-акушерского пункта муниципального учреждения здравоохранения «Первомайская амбулатория» с 23.01.1999г.по 31.10.1999г. в льготном исчислении 1:3, с 01.11.1999 г. по 01.01. 2006 года в календарном исчислении, в том числе курсы повышения квалификации с 23.03. 2000г. по 23.05. 2000г., с 09.03.2005 г. по 05.05. 2005 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Ч.Т. трудовую пенсию с 01 июля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Н.Н. Мельникова